Задачи.
- Обучающая: создать условия для дальнейшего совершенствования навыков работы с соломкой при выполнении предметной аппликации.
- Воспитательная: содействовать формированию потребности трудиться, планировать свою деятельность, чувство сопереживания через организацию групповой работы.
- Развивающая: продолжить развитие ассоциативного мышления, двигательной (моторной) памяти, глазомера, тонкости различия цвета через работу с природным материалом, обогащение словарного запаса через общение в группе и фронтальной беседы в классе.
Оборудование:
- выставка работ из соломы,
- опорные слова (аппликация, предметная, сюжетная, декоративная),
- эскизы к работам,
- рисунок белки,
- виды белок (таблицы),
- план работы,
- критерии качества выполнения работы,
- образец поделок.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Вводная беседа. (Актуализация базовых знаний)
- Анализ поделки. (Изложение нового материла)
- Техника безопасности.
- Физ. минутка.
- Выполнение работы. (Практическая работа)
Групповая работа.- распределение деталей между учащимися,
- наклеивание соломы на детали,
- распределение деталей на основе в соответствии эскизу,
- наклеивание деталей на основу.
- Итог урока. (Анализ и оценка работы)
Выставка работ учащихся.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Вводная беседа. (Актуализация знаний.)
Мы отправляемся в город Мастеров на улицу Соломенную. Выставка поделок из соломки.
- Что необычного вы увидели? Все поделки из соломки.
- Откуда берутся вещи из соломки? В основе этих вещей лежит солома. Это может быть пшеница, рожь, овёс. Срезают серпом, освобождают стебли от коленец, заливают горячей водой и проглаживают каждую соломинку.
- Что можно сделать из соломки? Можно сделать кукол, сундучки, животных, аппликацию.
- Давайте зайдём в один из домов. Кто хозяин этого дома?
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
Белка.
- Где живут белки? Живут в смешанных и хвойных лесах.
- Давайте вспомним, какие виды белок существуют? Обыкновенная, гигантская, мышиная, Превоста, индийская, маньчжурская, земляная. Бывает белая, серая, кремовая, летяга.
- Скоро наступит зима. Многим животным тяжело в это время года. Как бы вы помогли белочке? ( Сделаем запасы.)
Сегодня мы будем готовить запасы для этого зверька. Догадайтесь, какие это будут запасы? (Ребята предлагают возможные варианты: семена, зерно, орехи и т.д.)
Я предлагаю выполнить аппликацию из соломки.
- Напомните что такое аппликация?
Аппликация- это наклеивание деталей на основу.
- Что написано в словаре?
Аппликация- это способ создания орнаментов путём наложения на определённый фон кусочков различных материалов.
- На какие виды делится аппликация? Аппликация может быть предметной, сюжетной, декоративной. (Приложение 1)
3. Анализ поделки. (Изложение нового материала.)
Проведём анализ поделки. (Приложение 2) Беседа с учащимися.
-Какая аппликация объёмная или плоская? Плоская.
-Из какого материала выполнена? Из бумаги и соломы.
-Какую лучше использовать по цвету бумагу? Чёрную, синюю, зелёную.
-Как будем скреплять, подвижно или неподвижно? Неподвижно.
-При помощи чего? При помощи клея.
-К какому виду аппликации относятся наши поделки? Предметная аппликация.
- Итак, какую аппликацию мы будем выполнять? Мы будем выполнять предметную аппликацию из соломки.
- Всё ли вам понятно? Какие будут вопросы? Будьте очень внимательны на уроке.
4. Техника безопасности.
На уроке будем использовать инструменты и приспособления. Назовите их. Ножницы, клей, карандаш.
Не забывайте, как работать с ними.
- Ножницы клади кольцами к себе.
- Следи за движением лезвий во время резания.
- Не оставляй ножницы раскрытыми.
- Передавай ножницы кольцами вперёд.
- Используй ножницы по назначению.
5. Физкультминутка.
Подготовим наши руки к работе. Делаем массаж пальцев, растираем ладони, разрабатываем кисти рук, плечи, делаем повороты головой.
Пять весёлых братцев (дети имитируют пальцами игру на пианино)
Гуляли по двору,
Пять весёлых братцев
Затеяли игру.
Шлёпали, как рыбки - (шлепают ладонями по коленям)
Шлёп, шлёп, шлёп.
Топали, как мишки - (постукивают кулачками по коленям)
Топ, топ, топ.
Бегали, как зайки – (пальцами имитируют прыжки)
Прыг, прыг, прыг.
Рычали, как лайки - (ладонями имитируют
Рык, рык, рык. раскрывающуюся пасть собаки)
6. Практическая работа.
а) По какому плану мы работаем?
План.
- Наклеиваем на детали соломенные полосы.
- Раскладываем детали на основу в соответствии эскизу.
- Наклеиваем детали на основу.
Итак, цель нашего урока: отработать навыки с соломкой, выполнить аппликацию из соломки.
б) Вы разделились на группы. (Класс заранее разделён на 5 групп. Группы составлены гетерогенные по уровню обучаемости и работоспособности.)
Консультанты, поднимите руку. Вы – главные в группе. Выберите поделку, которую будете выполнять.
в) У вас на столах лежат листы с критериями качества выполнения поделки. (Приложение 3) Работу выполняйте в соответствии с критериями.
Сюжет выбран, эскизы лежат на партах. (Приложение 4)
г) Работа по выполнению задания.
д) Проверка и контроль над выполнением задания в группе.
7. Итог урока. Анализ и оценка работы.
- Сообщение командиров учителю о полученных результатах.
- Оценка работы всей группы.
- Оценка работы всему классу.
- Выставка работ.
- Что вам помогло выполнить качественно такие поделки? Терпение, дружба, усидчивость.
- Какие пословицы можно считать девизом нашего урока?
«Один за всех, все за одного».
«Сделай сам, помоги другому».