Литературная встреча с детским писателем Э.Успенским

Разделы: Внеклассная работа


Цель.

  1. Знакомить с творчеством детского писателя.
  2. Развивать творческую фантазию детей, речь, мышление.
  3. Воспитывать уважение к окружающим, бережное отношение к своим друзьям, интерес и любовь к книге.

Оборудование. Презентация с фотографиями писателя и иллюстрациями книг, выставка книг Успенского, иллюстрации учеников к прочитанным книгам, костюмы Чебурашки, Крокодила Гены, кота Матроскина, пса, почтальона Печкина, Шапокляк, посылка, телеграммы, музыка песен “Песня Чебурашки”, “Голубой вагон”, “День рождения”, “Рыбак”, танец “Финская полька”.

Подготовительная работа. Прочитать книги Э.Н.Успенского, нарисовать иллюстрации к понравившимся произведениям, провести опрос учеников на тему: “Задай вопрос Э.Н.Успенскому”.

Ход праздника

Ученики входят в зал под музыку Гладкова, рассаживаются по классам. На экране портрет писателя. (Приложение 1)

Ведущий. Дорогие ребята, сейчас в школе проходит неделя русского языка и литературы. И стало уже доброй традицией у нас, проводить литературные праздники, викторины, КВНы, посвящённые творчеству, писателя или поэта.

Вот и сегодня необычный праздник, мы будем говорить о произведениях замечательного детского писателя Э.Н.Успенского. А необычность в том, что в гости к нам приехал сам писатель. Человек он очень занятой, но сегодня отложил все свои дела, чтобы встретится с вами – юными читателями.

Поприветствуем, ребята, Эдуарда Николаевича и директора нашей школы Ольгу Ивановну.

(В зал входит писатель Эдуард Успенский).

Ученик 1.

Как хорошо уметь читать.
Об этом каждый должен знать.
Барто, Маршак и Михалков
Вас удивят без лишних слов.
Чуковский вот уж много лет
Для всех детей приятный дед.
Теперь Успенский нам знаком.
Об этом речь мы поведём.

Ведущий. Э.Н.Успенский работает в разных жанрах. Он пишет повести: сказочные, фантастические, детективные, приключенческие. А также комиксы, стихи, рассказы, сценарии мультфильмов. Он вёл передачи: “Радионяня”, “Спокойной ночи малыши”, является автором передач “В нашу гавань заходили корабли” и “АБВГДейке”. Сейчас мы узнаем, а знают ли наши второклассники что – нибудь о нём?

(На экране следователи Колобки проводят опрос среди учеников 2-х классов.)

(Приложение 1)

2 “А”: Знаете ли вы кто такой Э.Успенский? Знакомы ли вы с его произведениями? А узнаёте ли вы нас? Из какого произведения мы?

2 “Б”: Знаете ли вы произведения Э. Успенского? А мы вам знакомы? Отгадайте, о каких героях идёт речь в загадке:

В деревне живут
Дружные ребята.
Хоть и сорятся порой –
Знаем мы из книжки.
Но надёжнее друзей
Нет у мальчишки.

2 “В”: Здравствуйте, ребята. Мы к вам в гости, а знаете ли вы кто мы такие? А кто нас придумал? Какие произведения Э.Успенского вы знаете? Какие герои вам наиболее полюбились? По произведения Успенского созданы мультфильмы, к ним написаны песни. Знаете вы их?

2 “Г”: Ребята, кто такой Э.Успенский? Вы читали его произведения? А из какого произведения мы? А узнаете героев из загадки?

Кто ворчит, и почту носит?
Иногда приходит в гости
С целым ворохом газет.
Догадались или нет?

2 “Д”: Ребята, знаком ли вам детский писатель Э.Успенский? А какие произведения у вас самые любимые? Узнаете ли вы героя его произведения?

Очень хитрая старушка
В чёрной шляпке на макушке.
Любит пакостить она.
И, заметьте, не одна.

Ведущий. Спасибо вам, сыщики Колобки видно, что ребята научились читать, знают книги Э.Н., а главное посещают библиотеку и дружат с книгой.

По всем приметам Э.Н. Успенский человек по настоящему сказочный. Не случайно родители дали ему редкое иностранное имя Эдуард, ведь раньше не принято было давать иностранные имена. Имя Эдуард вместе с редкой фамилией Успенский обязывало быть творческим человеком и обязательно со славой.

Писатель придумывает своих героев и сюжеты из современной жизни. Поэтому они нам близки, понятны, интересны. И….

(Микрофон отключается. В зале появляется старуха Шапокляк под песню “Кто людям помогает…).

Шапокляк. Так, так значит, праздник здесь устроили, про книжки говорить будете, Э.Н. пригласили, а меня как всегда забыли. Думаю, что это в стране Литературии на улице Успенского все прихорашиваются, куда то торопятся. Колобки всё, что-то вынюхивают. Но я всё равно разузнала. И пришла.

Ведущий. Шапокляк, ты не обижайся. Мы ведь всем приглашение послали. Но ты как всегда, где-то занималась нехорошими делами.

Шапокляк. Я?! Да я самая добрая бабушка в литературе. Вот спросите у ребят. Они уж точно не соврут.

(Колобки с микрофонами в зале ведут опрос у учеников. Ученики рассказывают о проделках старухи).

Шапокляк. Ну да было.… Но я же просто шутила…. Я не со зла…. Я исправлюсь.…

Ведущий. Тогда иди. И что ты там сделала с микрофоном. Нам на празднике он нужен.

(Шапокляк уходит за кулисы. Микрофон заработал)

Ведущий. В этом произведении есть и другие персонажи. Кто же они? Отгадайте.

Этот музыкант зелёный
Всем и каждому знаком.
Появляется повсюду
С лопоухим он дружком.

– Правильно – это Чебурашка и трудно себе представить без его друга крокодила Гены. Интеллигентный, воспитанный, с хорошими манерами, умеющий дружить. Немного грустного, но такого обаятельного Крокодила.

(На сцене появляются Крокодил Гена и Чебурашка, поют песню “Чебурашка”).

Чебурашка. Ребята, а хотите знать, почему меня так странно назвали? Я думаю лучше, чем сам автор об этом никто не расскажет. Э.Н., расскажите ребятам.

(Выходит Эдуард Николаевич и рассказывает историю создания персонажей этой книги.)

Чебурашка. Спасибо, Эдуард Николаевич. И если кто из ребят ещё не прочитал эту книжку, то после вашего рассказа обязательно прочтёт. Э.Н., давайте Вы присядете и посмотрите наш праздник дальше.

Ведущий. А сейчас мы с вами заглянем в Простоквашино, где живут дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин.

Почтальон Печкин принёс посылку для кота Матроскина.
Входят почтальон Печкин и кот Матроскин

П.П. и М.: Здравствуйте, ребята. Это школа №2008?

П.П. Вам посылочка. Вот она. Только я вам её не отдам. У вас документов нет?

М. Печкин, нас ведь ребята на праздник пригласили. Мы посылку от Э.Н. принесли с подарками. У ребят документов нет, но у них есть знания, они много читают.

П.П. Тогда у меня есть телеграммы. Но не простые. Вы знаете кроме сказочных повестей, Э.Н. сочиняет весёлые стихи для ребят. Я думаю, вы тоже знаете. Мы с Матроскиным начинаем строчку, а вы заканчиваете. Тогда и получите посылку.

Но, однако, с малых лет
Пареньку проходу нет,
И кричат ехидные ребята:
………………………….
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в ………

Мне помнится, вороне,
А может не вороне,
…………………………

Птичий рынок,
Птичий рынок,
……………………….

Если мальчик конопат.
Разве мальчик виноват,
Что родился рыжим, конопатым?
Но, однако, с малых лет
Пареньку проходу нет,
И кричат ему ехидные старушки:
……………………………………….

П.П. Молодцы, ребята. Получайте свою посылку

Ведущий. Чаще говорят о прозе Э.Успенского, чем о его стихах. А это особый мир фантазий, приключений, юмора.

Исполняется стихотворение “Память”.

– А вы знаете, что на стихи Э.Н. Успенского написано много песен.Его творчество вдохновляет разных композиторов на создание музыкальных произведений………? Сейчас ансамбль “Ладога” исполнит песню “Рыбак”.

(Исполняется песня.)

Ведущие. А мы провели небольшое расследование и хотели открыть небольшой секрет. На протяжении всей своей жизни Э.Н. учится.

В 40 лет начал осваивать компьютер. И печатал только одним пальцем, а теперь всеми десятью печатает. В 50 лет принялся учить английский язык. И теперь знает его так, что вместе с голландской писательницей Элс де Грюн написал книгу “Год хорошего ребёнка”. А недавно он начал учиться петь. А в последние годы им организовано издательство “Самовар” и публикуются новые книги.

Ведущий. Читая книги Э.Н., у ребят возникали вопросы. И сейчас мы попросим Э.Н. ответить на них. (Приложение1)

Э.Н.Успенский рассказывает о себе и отвечает на вопросы ребят.

Ведущий. Книги Э.Н. переведены более чем на 25 языков мира,они выходят в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США.

Э.Н. был дружен с Астрид Линдгрен. И перевёл с финского языка всем вам известную книгу “Малыш и Карлсон”.(На экране обложки книг )(Приложение1)

Хореографический ансамбль “Пчёлки” дарит Вам зажигательный танец “Финскую польку”.

(Слово директору).

Вручаются цветы.

Ведущий. Большое спасибо! (Провожаем писателя.)