Световые явления в живой и неживой природе

Разделы: Биология


Цели урока: формирование умения видеть красоту окружающего мира и умения объяснять(на уровне представлений) причины наблюдаемых явлений: образования тени, солнечного затмения, появления радуги, многоцветности окружающего мира; развитие понятия единства живой и неживой природы

Оборудование: зеркало, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Приложение 1.

План урока.

I. Изучение нового материала.

  1. Источники света: природные и искусственные. Солнце- источник света на Земле
  2. Прямолинейное распространение света (экспериментальные доказательства).
  3. Явления природы, обусловленные прямолинейностью распространения света (тень, солнечное затмение).
  4. Свет в живой природе
  5. Энергия света и тепла.
  6. Многоцветный мир, в котором мы живем.

II. Закрепление изученного материала.
III. Подведение итогов.
IV. Задание на дом

Ход урока

Введение.

Наш сегодняшний урок посвящен световым явлениям. Слайд1

Свет имеет исключительное значение для жизни на Земле. Послушайте, какие замечательные строки посвятил ему поэт. Слайд 2

Что является источником света?

Источником света являются светящиеся тела. Есть тела, которые светят собственным светом, например, Солнце и другие раскаленные тела. Есть тела, которые светят отраженным светом, например, Луна, зеркало.

Как распространяется свет?

Проведем опыты. (стр.64, опыт1, 2)

Что мы узнали из опытов?

Свет распространяется по прямой линии, то есть прямолинейно. Слайд 3

Как можно объяснить образование тени? Слайд 4

Ужас и страх вызывали у древних людей солнечные затмения. Сможете ли вы объяснить это природное явление?

Источники света могут быть природные (естественные)-Солнце и сделанные человеком (искусственные)- лампа.

В живой природе тоже есть светящиеся тела. Слайд 5

Это некоторые живые организмы. Они светят холодным светом, который образуется при превращении химической энергии в световую. Какую роль играет свет в жизни глубоководных рыб?

Вы, наверное, слышали выражение «холодный свет» или «теплый свет». На самом деле, если поднести руку к электрической лампе, мы чувствуем тепло. Такие лампы и называют лампами накаливания. А люминесцентные лампы или лампы дневного света такого тепла не дают. Они не тратят энергию на нагревание воздуха и поэтому являются более экономичными.

Свет, падающий на поверхность, частично или полностью отражается от нее.

Как вы думаете, какие поверхности лучше всего отражают свет? (Демонстрация зеркала и солнечного зайчика)

Другие поверхности часть солнечных лучей отражают, а часть поглощают. Ученые выяснили, что солнечный свет состоит из лучей разного цвета. Эти цвета мы видим в радуге, которая появляется после дождя.

От чего же зависит цвет предмета? Цвет предмета зависит от того, какие лучи он отражает. Если мы видим зеленую листву, значит, листья отражают зеленые лучи, а остальные поглощают.

А если тело выглядит белым или черным?

Белое - отражает все лучи, а черное - поглощает все лучи. Почему люди предпочитают носить светлую одежду летом?

Закрепление.

Какие слова пропущены в схеме? Восстановите схему. Слайд 6

Какие слова пропущены в предложениях: Слайд 7

Солнце – это природный или … источник света, а лампа сделанный человеком или … источник света.

Образование тени доказывает, что свет распространяется …

Цвет любого тела зависит от лучей, которые оно …

Какие лучи отражают эти тела? Слайд8

Подведение итогов.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Слайд 9

Домашнее задание.

  1. Нарисуй в тетради радугу, пользуясь подсказкой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
  2. Подбери рассказ, стихотворение или репродукцию картины, в которых отображен многоцветный мир, где мы живем. Поясни, чем тебе особенно понравилось выбранное произведение.