Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока: научить учащихся выполнять умножение дроби на натуральное число, умножение дроби на дробь.
Задачи урока:
- обучающие – сформулировать правила умножения дроби на натуральное число, дроби на дробь, научить учащихся применять правила при вычислениях;
- развивающие – развивать навыки устного счета, коммуникативные способности учащихся, развивать мышление;
- воспитательные – воспитывать умение работать в паре (развитие способностей работы в малых группах), умение объективно оценивать свою работу.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые.
Формы обучения: работа в парах (мини-группы), индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Технологии: дифференцированный подход к обучению, игровые технологии, информационные технологии, компетентностный подход.
Оборудование:
- компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран;
- компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint (приложение 1);
- презентация в Живой геометрии (приложение 2);
- карточки – таблицы для устного счета (приложение 3);
- математическое лото (приложение 4);
- листы самоконтроля (приложение 5);
- карточки для магнитной доски (приложение 6).
Ход урока
1. Организационный момент.
Доброе утро, ребята. Сегодня на уроке мы изучим новую тему. Проверим, готовы ли вы к путешествию.
2. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока. Сообщение темы урока.
- «Перекрёсток». Перекрестный опрос для 3 учеников. Ученики каждого ряда задают по одному вопросу по пройденному материалу («Сложение и вычитание дробей», «Сокращение дробей», «Основное свойство дроби»).
- Жили - были на одном из островов Математического моря обыкновенные дроби. Они умели решать одни задачи, но не умели решать другие задачи. Мы отправляемся в путешествие, чтобы помочь дробям справиться с их трудностями.
Слайд 1
Вопросы: Какие дроби записаны в 1 строке? (обыкновенные)
Во 2 строке? (правильные и неправильные)
В 3 строке? (сократимые, несократимые)
- Какие действия вы умеете выполнять с обыкновенными дробями? (сложение и вычитание)
Слайд 2
Вычислить устно, записать ответы в таблицу. Если готовы – поднимите руку. Что у вас получилось? (умножение)
Это и есть тема нашего урока.
3. Изучение нового материала
Дроби на своём острове для решения задач применяли только сложение и вычитание, и поэтому считали очень долго.
Мы, отправляясь на Остров Дробей, берем с собой гостинцы для жителей этого Острова – коробки с пирожными и пряниками. Рассмотрим первую задачу.
Слайд 3
Дроби решили бы эту задачу так. Можно ли быстрее решить эту задачу?
Запись на доске:
Что вы открыли, решая эту задачу?
- Сформулируйте правило умножения дроби на натуральное число. Запишите его в буквенном виде (на магнитную доску прикрепить первую карточку).
Сможете ли вы помочь дробям справиться с этой задачей?
Как найти площадь прямоугольника, если известны длина и ширина прямоугольника?
Рассмотрим участок квадратной формы, длина стороны которого равна 1 км. Известно, что длина стадиона км, а ширина км. Разделим одну сторону квадрата на 5 частей и возьмем 4 части, вторую сторону квадрата разделим на 3 части и возьмем 2 части. При таком делении квадрат будет состоять из 15 равных частей. Тогда участок прямоугольной формы будет состоять из 8 равных частей.
Таким образом, площадь участка, отведенного дробями под стадион, равна . Поэтому считают, что число получено от умножения .
- Как называются компоненты при умножении? (множитель, множитель, произведение)
- Попробуйте сформулировать правило. Запишите его в буквенном виде (на магнитную доску прикрепить вторую карточку).
Проверьте себя на странице 69 учебника.
Посмотрите, участок, площадь которого мы помогли найти Дробям, совпадает с планом стадиона. Все вычисления выполнены правильно.
4. Первичное закрепление
Подумали дроби и решили, что теперь их жизнь станет лучше. Но правила эти нужно научиться применять.
- Чтение грамматического правила.
Кто хочет первым попробовать? На доске 1 ученик выполняет №427(а, в); №433 (а, в, д, ж). Остальные учащиеся работают в тетрадях.
Взаимопроверка с доской по готовому решению, исправление ошибок.
Те, кто выполнил эти задания правильно, получают «подарки» от жителей Острова Дробей - это №442.
А вот тем, у кого были ошибки, еще рано получать «подарки», проведем работу над ошибками - №433(б, е).
5. Итог урока
Какие открытия вы совершили во время путешествия на Остров Дробей? (правила)
Теперь вы можете все получить «подарки» от жителей Острова Дробей - соберите математическое лото и покажите свои работы.
6. Домашнее задание
П.13 № 472(а, б, в, к, л, м) № 473(а) № 482(а) [1]
Задание на выбор:
- Сочинить сказку об умножении дробей.
- Составить задачу с сюжетом из жизни на умножение дробей.
7. Рефлексия
Учащиеся заполняют лист самоконтроля и сдают учителю.
Вы многому научили жителей Острова Дробей и много нового узнали сами. Спасибо за урок, дети.
[1] Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.1 (Обыкновенные дроби) / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 17-е изд. – М.: Мнемозина,2006.