Каждый педагог, безусловно, прекрасно понимает ценность достижения доверительных партнерских отношений с родителями воспитанников .Наиболее благоприятным путем здесь остается установление диалога с семьей.
Важной задачей для педагогов дошкольных учреждений является выбор правильного стиля общения с родителями вновь поступающих в детский сад детей.
Средством установления межличностных отношений является диалог. Чтобы эти отношения возникали и становились более гармоничными, психологи определили следующие необходимые условия:
- безоценочное позитивное принятие другого человека,
- активное эмпатическое слушание, выражение своего понимания другого человека вербальными и невербальными способами,
- искреннее выражение своих подлинных чувств в общении.[Станкин М.И.]
Арнаутова Е.П. в своей книге “Педагог и семья” отмечает, что диалог педагога с родителями – это личностно равноправное общение, “это совместное приобретение опыта”. Как бы ни старались педагоги избегать четких установок и требований в общении с родителями, сопереживать им, быть искренними , нельзя забывать, что педагоги – тоже люди и какой – либо поступок родителя может так сильно обидеть педагога, что ни о каком понимании и принятии его в данной ситуации не может быть и речи.
По мнению Гиппенрейтер Ю.Б. педагоги должны развивать в себе способность к “гибкому переключению от состояния эмпатического понимания родителя к искреннему выражению своих собственных реальных чувств, в том числе раздражения, недовольства, опасения и пр. без потери общего позитивного принятия родителя”.
Очень важно дать родителям информацию о том, что все специалисты детского сада готовы к общению с ними. В различных печатных изданиях, в том числе и у В.М.Ивановой в работе “Взаимосвязь детского сада и семьи” подчеркивается важность создания в детском саду условий для конфиденциального общения родителей с педагогами, психологом, старшим воспитателем.
Адаптация ребенка к детскому саду – это адаптация в первую очередь семьи. Своим доверительным отношением к работникам дошкольного учреждения родители помогут ребенку быстрее и легче адаптироваться. Свою роль здесь ,безусловно, сыграют и физический и психический уровни развития ребенка к моменту поступления в детский сад. Преследуя цель снять эмоциональное напряжение, нервозность ребенка, в детском саду должна быть создана система мероприятий по организации адаптационного периода детей и их родителей.
Впервые диалог с родителями, а это первичный элемент вышеозначенной системы, начинается на общем собрании, которое обычно проводится в мае. В нашем детском саду перед собранием обязательна экскурсия для родителей с подробным рассказом о назначении всех помещений детского сада. Эта экскурсия помогает устранить страхи, фантазии, недоверие родителей. Это первый шаг к формированию собственного впечатления родителей об учреждении и его работниках. Всех сотрудников на собрании заведующая обязательно представляет родителям с подробным объяснением, к кому, когда и по какому вопросу можно обратиться.
В вестибюле нашего детского сада к моменту проведения родительского собрания на стендах размещается подробная информация о различных аспектах организации жизни ребенка в детском саду. Тексты мы составляем всегда краткие, емкие, оформляем ярко с большим количеством фотографий.
Важным моментом в установлении диалога с родителями является разработанная совместно психологом и старшим воспитателем специальная анкета. Вопросы этой анкеты составлены таким образом, что позволяют почувствовать настроение родителей, основные вопросы и проблемы, волнующие их. Родители заполняют бланки анкеты перед началом собрания, а во время вступительного слова заведующей психолог и старший воспитатель успевают проанализировать их ответы и в ходе собрания родители получат именно ту информацию, которая наиболее актуальна для них здесь и сейчас.
Каждому родителю в конце собрания вручается памятка, в кратком виде содержащая все то, о чем говорилось на встрече: как зовут воспитателей и специалистов, какие вещи понадобятся ребенку в группе, для занятий, в бассейне, каков режим пребывания ребенка в детском саду, как правильно расположить вещи в шкафчике и т.д.
Экскурсия, анкетирование, высказывания в форме “Мы рекомендуем…Мы просим Вас…Давайте попробуем вместе… Нам это удастся только с Вашей помощью…”, и многие другие “хитрости” - все это способствует установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
В начале учебного года педагогам и специалистам дошкольного учреждения во многом приходится дублировать ту информацию, которая была дана в мае. Но очень важно, что в памяти родителей сохраняется позитивное отношение к детскому саду, появляется желание продолжать диалог со специалистами и, следовательно, можно считать, что в этом случае адаптация семьи прошла успешно, положено начало диалогу между семьей и дошкольным учреждением.
Ребенок, которому в полной мере передается настроение родителей, пойдет в детский сад с желанием и сумеет в короткий срок преодолеть все трудности, связанные с адаптацией.
Литература
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как? М., 1997.
- Иванова В.М. Взаимосвязь детского сада и семьи / Под ред. Кравцова Г.Г.,Стрелковой Л.П. М., 1989.
- Станкин М.И. Психология общения:курс лекций. М., 1996.