Цель урока: Обобщить знания учащихся по вопросам личной безопасности в повседневной жизни, создать условия для профилактики опасных ситуаций в быту, способствовать овладению проектными умениями и воспитанию бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, иллюстрации к русским народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Лиса, заяц и петух», «Лисичка-сестричка и серый волк», иллюстрация к стихотворению К. Чуковского «Телефон» (качели-карусели), аудиозаписи песен «Не дразните собак», «Крылатые качели», рисунки с изображением солнышка и дождя.
Ход урока
Организационный этап
Цель: Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке , психологически подготовить ребят к общению
Внимание, проверьте!
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Готовы все к проекту?
Рефлексия на начало урока
Цель: Обеспечить усвоение учащимися принципов сотрудничества.
– С каким настроением вы начинаете урок?
(Дети показывают рисунки солнышка или дождя)
Актуализация знаний
Цель: Обеспечить мотивацию школьников и включение в совместную деятельность
Сегодня нас ожидают хлопоты:
Проблемы, ответы, поиски.
Желаю вам на проекте
Уменье и старанье показать.
Что знаете, как наблюдение проводите,
Умеете ли рисовать и отвечать.
Формулирование темы и задач проектной деятельности, планирование работы.
Цель: сообщение темы и цели урока совместно с учащимися.
Слайд 1
– Как вы считаете, актуальна ли эта тема? Почему? Расскажите о своих предположениях. Мы должны разработать проект по этой теме.
Слайд 2
Работа над проектом включает в себя 6 «П»:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио
– Какой продукт мы должны с вами получить?
Ответы учащихся: выработать правила по предупреждению опасных ситуаций.
– Работаем в группах. (Класс делится на 3 группы) В каждой группе есть «художники», «исследователи» и « наблюдатели». « Художники» создают словесные рисунки на тему «Опасные шалости». «Исследователи» собирают нужную информацию по теме. «Наблюдатели», используя свой жизненный опыт, вырабатывают правила поведения в быту.
Погружение в проблему.
Цель: Установление внутрипредметных и межпредметных связей.
– Подберите синонимы к словам опасный, шалость.
Ответы групп.
– Каждая группа называет свои синонимы.
Слайд 3
– Прочитайте, все ли синонимы были вами названы. С каким новым фразеологизмом вы познакомились?
Ответы учащихся: Фразеологизм «Дамоклов меч». Он обозначает постоянную угрожающую опасность.
Поиск информации. Работа с пословицами.
– Задание группам. Раскройте смысл этих пословиц.
Слайд 4
- Осторожность не трусость.
- Не бойся, но опасайся.
- Не зная броду, не суйся в воду.
- Погляди, прежде чем прыгнуть.
- Нога споткнется, а голове достается.
- Гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть не упадешь.
- Не дразни собаку, так не укусит.
- Осторожность – мать безопасности.
Ответы учащихся.
Слайд 5
– Задание «исследователям»: назовите сказки, где нарушение основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям.
Ответы учащихся:
- «Колобок» – чрезмерное доверие к незнакомцам;
- «Волк и семеро козлят» – не открывай дверь чужому;
- «Лиса и кувшин» – прежде чем что-то сделать, подумай;
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» – слушайся старших;
Слайд 6
Звучит запись песни «Не дразните собак»
Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.
– Задание «наблюдателям»
– Как вести себя с животными?
Ответы наблюдателей:
- Не пытаться гладить незнакомых животных.
- Не отнимать корм у животного.
- Не подходить к животному, когда он ест.
- Не беспокоить животных, когда они окружены детенышами.
- Не поднимай палку, если перед тобой собака в угрожающей позе.
- Не убегать при встрече с незнакомыми животными, лучше замереть на месте.
Слайд 7
Звучит запись песни «Крылатые качели»
В юном месяце апреле
В старом парке тает снег,
И веселые качели
Начинают свой разбег.
Позабыто все на свете,
Сердце замерло в груди.
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.
Взмывая выше ели,
Не ведая преград,
Крылатые качели
Летят, летят, летят.
– «Художники» создают словесный рисунок к отрывку из песни «Крылатые качели». «Исследователи» собирают информацию о крылатых качелях по материалам отрывка и иллюстрации к стихотворению К. Чуковского «Телефон».
Задание «наблюдателям»: Какие меры предосторожности надо предпринять, чтобы сделать это увлекательное занятие безопасным?
Ответы «наблюдателей»: Качаясь на качелях, не забывать держаться руками. Если хочешь покачаться следующим, стой только сбоку. Не подходи к качающимся качелям спереди и сзади.
Проведение динамической паузы
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим
И под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно,
Ну, а дальше – будь здоров!
Слайд 8.
– Познакомьтесь со стихотворением А. Гангова «Кто храбрей»
Как-то раз, на Каланчевке,
На трамвайной остановке,
Спор зашел у двух друзей,
Кто из них двоих храбрей.
Петя прыгнул на подножку,
Не боясь попасть в беду,
И, проехавшись немножко,
Лихо спрыгнул на ходу.
– Это что! – Сергей заметил –
Тоже мне еще герой!
И, кивнув небрежно Пете,
Мяч погнал по мостовой.
Петя, спором увлеченный,
Вслед за другом побежал.
Встречный транспорт возмущенно
Тормозами скрежетал.
Вы, конечно, знать хотите,
Чем закончился их спор?
Не спешите, погодите –
Спор не кончен до сих пор.
Петя страшно горячится,
Жарко спорит с ним Сергей.
Два дружка лежат в больнице,
Выясняют, кто храбрей.
– Задание «художникам». Создайте словесную иллюстрацию к стихотворению А. Гангова «Кто храбрей». «Исследователи», соберите информацию о том, кто храбрее, используя это стихотворение. «Наблюдатели», создайте правила поведения на улице.
Ответы учащихся.
Слайд 9
– Рассмотрите рисунки. «Наблюдатели», используя рисунки на тему «Противопожарная безопасность», расскажите, к чему приводят детские шалости с огнем.
Ответы учащихся.
Поиск информации.
Работа с учебником Л.П. Анастасовой «Основы безопасности жизнедеятельности», стр. 142, 144, 146. Возможные последствия шалостей.
- Задание 1 выполняет 1 группа.
- Задание 2 выполняет 2 группа.
- Задание 3 выполняет 3 группа.
1 группа: Тема «Опасная высота»
- «Художники» создают словесные иллюстрации по теме
- «Исследователи» собирают необходимую информацию
- «Наблюдатели» вырабатывают правила на тему «Опасная высота»
2 группа: Тема: «Игра на строительной площадке и на краю карьера»
- «Художники» создают словесные иллюстрации
- «Исследователи» собирают необходимую информацию.
- «Наблюдатели» расскажут нам о поведении на строительной площадке.
3 группа. Тема: «Опасные игрушки»
- «Художники» создают словесные иллюстрации
- «Исследователи» собирают необходимую информацию.
- «Наблюдатели» знакомят с правилами личной безопасности во время игры.
Ответы учащихся.
Оформление книжек-малышек на тему «Опасные шалости».
Этап подведения итогов урока. Выставление оценок.
Цель:дать качественную оценку работе класса и отдельных учащихся.
Этап рефлексии
Цель: обеспечить усвоение учащихся принципов саморегуляции
Учитель: Если вы расширили свои знания по теме, то улыбнитесь вместе с солнышком (показ рисунка с изображением солнца). Если у вас есть какие-то вопросы, то покажите рисунок с изображением дождика (показ рисунка с изображением дождика).
Этап информации о домашнем задании.
Цель: Обеспечить понимание учащимися цели, содержание и способов выполнения домашнего задания.
Обязательная часть: Выполнить задания по учебнику на страницах 142-147.
Вспомнить, какие нарушения основ безопасности жизнедеятельности привели к печальным последствиям по сказкам: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Лиса, заяц и петух» , «Лисичка-сестричка и серый волк».
Творческое задание: Сделать презентацию на тему «Опасные шалости»
Презентация к уроку – Приложение.