Цель: знакомство с образным миром сказки, осмысление основных идей.
Задачи:
1. Продолжить работу по формированию умения анализировать текст.
2. Продолжить работу по формированию умения выделять главное в тексте, сопоставлять и обобщать прочитанное.
3. Воспитать духовность, уважительное отношение к окружающему.
Ход урока
Вступление.
Эпиграф.
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало.
На доске:
- "Хаврошечка"
- "Сивка- Бурка"
- "Финист - ясный сокол"
- "Стойкий оловянный солдатик"
- "Гуси- лебеди"
Учитель: К какому жанру относятся эти произведения? (сказки)
- Что такое сказки?
- А какие бывают сказки?
- народные волшебные
- авторские бытовые
- о животных
Какие вы можете перечислить признаки, которые доказывали бы, что это сказки? (волшебство, они все относятся к чужому миру, в котором существует тотемный зверь, тотемное дерево, число 3 управляет построением сказки)
- Какая сказка лишняя? ("Стойкий оловянный солдатик")
- Почему? Кто ее автор?
- Чтение эпиграфа. Кто бы мог написать эти строки? (Андерсен)
- Почему вы считаете, что их написал Андерсен? (потому, что его жизнь отражена в сказках).
- А как она отразилась в сказке "Оловянный солдатик"? (И Андерсен, и солдатик жили в бедноте)
- Чем отличается народная сказка от авторской сказки?
- Вспомните народные сказки. В них говорится о свадьбе, а о любви говорится? (Нет. Авторская сказка больше говорит о внутреннем мире автора и его героев, о мире чувств).
Выборочное чтение.
Учитель. Прочитав замечательную сказку Андерсена "Оловянный солдатик", вы сказали, что она о любви, о чувствах
- Найдите в тексте отрывки, где говорится о чувствах солдатика.
- Почему слезы не покатились из глаз солдатика? (солдатам плакать не полагается)
- Кто из мальчиков живет по этому принципу?
- Солдатик постоянно думает о своей возлюбленной.
- Что общего у оловянного солдатика у солдатика с танцовщицей?
- Конец сказки веселый или грустный?
- Почему история любви часто заканчивается грустно?
Любовь очень сильное чувство, но не всегда взаимная (Найдите в тексте неуверен:).
Если чувства взаимны, им очень часто мешают обстоятельства, чтобы быть вместе. Какие могут быть обстоятельства? (Вмешиваются, какие либо злые силы, разлучает расстояние, возраст, родители.).
А в этой сказке есть обстоятельства, которые препятствуют солдатику и танцовщице? (Злой тролль, маленький ребенок, ветер).
А народная сказка может быть такой грустной?
Нет. В конце сказки герой восстанавливает нарушенный порядок.
II. Фикульминутка.
III. Анализ текста.
Учитель: Мы сегодня говорим о героях авторской сказки.
А есть ли в солдатике черты героя волшебной народной сказки? (вспомните внешний вид, его приключения).
- Солдатик одинокий, в нем есть ущербность, которая как правила есть в народных сказках.
- Герой народной сказки непременно должен уйти из дома - в борьбе с волшебным миром, совершить несколько подвигов, вернуться домой и жениться.
А в этой сказке - солдатик хоть и не по своей воле, но вылетает из дома в окно - вступает в борьбу со злым троллем, который решил от него избавиться. Совершает подвиги: едет в лодочке по бурлящей канаве, преследуется крысой, съедается рыбой.
Андерсен опирается на сюжет народной сказки? (Солдатик побывал в брюхе у тотемного зверя).
Если бы солдатик был героем народной сказки и побывал бы в брюхе у рыбы он бы погиб?
Нет. В народной сказке эта рыба была бы обязательно волшебной, она стала бы ему помогать.
А в литературной сказке - рыба является помощницей солдатика? (Нет).
В сказке есть такие слова: "Он чувствовал, что весь горит, то ли от огня, то ли от любви. Он и сам не знал".
- Как вы понимаете смысл этих строк?
- Какой человек может сказать, что он сгорел от огня? (Равнодушный). С другой стороны посмотреть, он сгорает не только от огня, он сгорает от любви. Танцовщица попадает к нему в огонь, чтобы разделить с ним судьбу
- Какой прием использует здесь автор? (метафору)
- Что случилось с солдатиком, когда он попал в печку? (превратился в кусочек олова).
- Что такое олово? (легко-плавный металл).
IV. Сообщение.
Ученики: В 1910 году английский полярный исследователь капитан Роберт Скотт снарядил экспедицию с целью добраться до Южного полюса.
Много трудных месяцев продвигались отважные люди по снежным пустыням, оставляя на своем пути небольшие склады с продуктами и керосином - запасы на обратную дорогу.
Но большая беда поджидала Скотта на обратном пути. Ни на первом, ни на втором складах не оказалось керосина. Причина таинственного исчезновения керосина оказалась простой. Жестяные банки с керосином были запаяны оловом.
Путешественники не знали, что на морозе олово "заболевает". Блестящий белый металл сначала превращается в тускло-серый цвет, а затем рассыпается в порошок.
Это явление называется "оловянной чумой".
В cредние века невежественные церковники считали, что "оловянная чума" вызывается наговорами ведьмы, и поэтому многие ни в чем не повинные женщины были сожжены на "очистительных" кострах.
Учитель. Итак, когда олово попадает в холод, что с ним происходит?
Я хочу еще добавить, что почти половина всего добываемого в мире олова расходуется сегодня на производстве белой жести для изготовления консервной банки. В одной банке его примерно полграмма. Рано или поздно каждая консервная банка попадает на мусорную свалку, но олову не грозит быть здесь погребенным.
Отделить олово от жести несложно. Олово хорошо растворяется в щелочах, а из щелочного раствора его извлекают с помощью электрического тока.
Человек заботится о том, чтобы извлечь ценный металл и вновь использовать для своих нужд.
Олово - легко -плавный металл. Его сплавы используют для припоев, другая половина в металлургии для получения различных сплавов.
- Сколько нужно олова, чтобы изготовить 10 банок?
- Оловянный солдатик попадает в печь и превращается в кусочек олова. Какую форму приобрел этот кусочек? (форму сердца).
Почему? (символ любви и верности).
V. Проверка домашнего задания.
Кто дома сочинил стихотворение о стойком оловянном солдатике?
Нам кажется, игрушки
Как будто не живые,
И все они друг другу
Совсем, совсем чужие,
Но это все не правда
Из сказок знаю я
Про стойкость оловянного
Солдатика, друзья.
Влюбился он в танцовщицу
И глаз не отводил
И ее восхищался,
А слов не говорил
VI. Итог урока.
Учитель: Ребята, а почему эта сказка помещена в раздел такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Мир чувств называется хрупким, поскольку человек или любое живое существо очень ранимы, человека очень легко обидеть. Мир чувств называется прочным, поскольку сильные настоящие чувства ничего не боятся, ни разлуки, ни даже смерти.
Вам понравилась сказка?
И мне понравилась, а особенно оловянный солдатик, за то, что он такой мужественный. А вам за что?
- сильный;
- волевой;
- верный;
- стойкий
VII. Домашнее задание.
- Инсценировать понравившийся отрывок.
- Выразительно читать отрывок из сказки (ваш выбор).