Тип урока: Комбинированный урок.
Тема: «Насекомые».
Цели:
- определить уровень знаний обучающихся по изученным темам из раздела «Насекомые»;
- познакомить с жизнью пчёл и муравьёв;
- показать бережное и экологически правильное отношение к насекомым.
Цели:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Сформировать представление о насекомых, как неотъемлемой части природы;
- Познакомить с коллективными насекомыми (пчёлами, муравьями);
- Показать (или помочь осознать) взаимосвязь насекомых и растений и их роль в жизни человека.
- РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать коммуникативные навыки и способности обучающихся посредством парной и групповой форм работы;
- Учить применять изученный материал в повседневной жизни;
- Развивать интеллектуальное мышление (умение сравнивать, выделять главное, делать выводы);
- Развивать эмоциональные, творческие способности.
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать любознательность, эстетические чувства;
- Воспитывать бережное отношение и экологически правильное отношение к насекомым.
Ход урока
I. Организационный момент:
Цель: Организация детей на занятие.
Слайд №1
- Ребята, готовы вы к уроку?
- На вас надеюсь я, друзья!
- Мы - хороший дружный класс,
- Всё получится у нас!
II. Мотивация деятельности обучающихся на уроке
Постановка цели урока
Слайд №2
Ц.З.: Прочитайте по моей указке:
«Я СОРВАЛ ЦВЕТОК – И ОН ЗАВЯЛ,
Я ПОЙМАЛ ЖУКА - И ОН УМЕР У МЕНЯ НА ЛАДОНИ… .
И ТОГДА Я ПОНЯЛ, ЧТО ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ».
Ц.В.:
1. – Кто хочет озвучить эти слова?
2. – Как понимаете такие слова: «Прикоснуться к красоте можно только сердцем?»
ОБОБЩЕНИЕ (учитель):
- Сегодня на уроке мы продолжим приглядываться к окружающему нас миру и удивляться. Тема нашего сегодняшнего урока так и звучит «ПРИГЛЯДИСЬ И УДИВИСЬ». А о том, к кому приглядываться и кем удивляться сегодня на уроке мы будем, вы мне сами скажите.
Слайд №3.
Ц.З.:
1.- Посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите: Как можно назвать всех этих животных?
2.– По каким признакам можно отличить насекомых от других животных? (6 ног).
3.- Как по-другому можно назвать насекомых? (шестиногие).
4.- Докажите, что все эти животные – насекомые. (3 части тела, 3 пары ног).
5.- Так к кому мы будем приглядываться на уроке и кем удивляться?
НАСЕКОМЫЕ
III. Актуализация полученных знаний и умений
А) Проверка домашнего задания
Ц.В.: С какими насекомыми познакомились на прошлом уроке?
- Давайте сейчас выпустим бабочек на цветущий луг. (Дети прикрепляют поделки бабочек).
Б) Проверочная работа.
Цель: определить уровень знаний по изученному материалу.
IV. Работа над темой урока
А) Подготовительная работа
Слайд № 4.
Ц.З.: 1. Посмотрите на данную схему и скажите, с жизнью каких животных мы уже знакомы?
2. С жизнью каких животных нам предстоит познакомиться на уроке? (Пчёлы и муравьи).
3. Работа по технологической карте. Отгадайте загадки:
СОК ИЗ ЦВЕТОВ ОНА БЕРЁТ,
И В СОТАХ КОПИТ СЛАДКИЙ МЁД. 1 баллЧТО ЗА ДОМИК, МНЕ СКАЖИТЕ.
В НЁМ ЛЕТАЕТ КАЖДЫЙ ЖИТЕЛЬ.
КТО В ТОМ ДОМИКЕ ЖИВЁТ, ЗАПАСАЯ СЛАДКИЙ МЁД? 1 балл
Слайд №5.
Слайд №6.
4. Посмотрите на следующую иллюстрацию и скажите, где живут пчёлы?
5. Чем отличается жизнь тех насекомых, которых мы изучали, от жизни пчёл? (пчёлы – коллективные насекомые)
Б) Организация восприятия и усвоения обучающимися учебного материала (ПЧЕЛА)
УЧИТЕЛЬ: - Как в каждой дружной семье, в пчелиной семье все обязанности строго распределены. И каждый член большой дружной пчелиной семьи строго выполняет свои обязанности.
Ц.З.: - А вот какие это обязанности, вы мне сейчас сами расскажете, познакомившись с учебным материалом.
1 ГРУППА – Я - МАТКА – самая главная в семье! Я непрерывно откладываю яйца, из которых выводятся новые члены семьи. И по размерам я крупнее остальных пчёл.
2 ГРУППА – Я – РАБОЧАЯ ПЧЕЛА – Я САМКА. За нектаром летаю. У меня есть длинные хоботки, на конце которых маленький язычок. Им я и слизываю нектар.
3 ГРУППА – ТРУТЕНЬ. В семье нас несколько крупных самцов. Я не собираю нектар и пыльцу, я нужен только для размножения. После того, как я выполню свою работу, пчёлы меня выгонят и убьют. Это, конечно, жестоко, но пчёлы не любят бездельников. Ведь я больше ничего не делаю.
4 ГРУППА – ПЧЕЛА – СТРОИТЕЛЬ. Я леплю из воска новые соты, у нас большая семья и всем нужны квартиры.
5 ГРУППА – ПЧЕЛА-НЯНЯ. А я ухаживаю за маткой и личинками. Все работают, а за малышами нужен уход.
Обобщение:
- Чем отличается жизнь пчёл от жизни тех насекомых, которых мы изучали?
- Как живут пчёлы?
- Перечислите обязанности, которые выполняют пчёлы в пчелиной семье.
Слайд № 7.
Ц.З.: Прочитайте поговорку. «РАБОТАЮТ КАК ПЧЁЛЫ»
- Как вы её понимаете?
- Чем питаются пчёлы? (нектаром, пыльцой)
- Назовите насекомых, которые тоже питаются нектаром. (Бабочки)
Физпауза
ВЕСНОЙ БАБОЧКА ПРОСНУЛАСЬ,
УЛЫБНУЛАСЬ, ПОТЯНУЛАСЬ.
РАЗ – РУКОЙ ОНА УМЫЛАСЬ,
ДВА – ИЗЯЩНО ПОКРУЖИЛАСЬ,
ТРИ – КАЧНУЛАСЬ И ПРИСЕЛА.
И К ЦВЕТОЧКАМ ПРИЛЕТЕЛА.
Чем полезна пчела вы мне расскажете, пользуясь условными рисунками.
Слайд №8
(Лечит людей, даёт мёд, из пчелиного яда получают много лекарств, кормит животных, опыляет цветы.)
Чем опасна пчела? (от укуса пчелы погибают многие животные, птицы и звери. А вот ёж совершенно не реагирует на укус пчелы).
Учитель: Оказывается, существуют определённые правила, как вести себя при встрече с пчелой. И с этими правилами мы сейчас познакомимся.
СЦЕНКА: (танец пчелы под музыкальное сопровождение)
МАЛЬЧИК: Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?
ПЧЕЛА: Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю – цветочную пыльцу. Улетает пчела с одуванчика тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но всё-таки тащит свои полные корзиночки, старается.
МАЛЬЧИК: Пчёл я всегда боялся, вдруг ужалит? А теперь не боюсь. Если пчелу не трогать, то и она тебя не тронет. Правда ведь, пчела7
ПЧЕЛА: Не трону, неохота мне нападать, если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная.
МАЛЬЧИК: Нет, ты живи, пчёлка!!!
Учитель: При встрече с пчёлами не следует отмахиваться от них руками, а лучше замереть и подождать, пока пчела улетит, не провоцировать её сладким.
В) Организация восприятия и усвоения обучающимися учебного материала (муравей)
Ц.З.: Не только пчёлы, но и другие насекомые живут семьями. А название этих насекомых вы узнаете из загадки:
В ЛЕСУ У ПНЯ СУЕТНЯ, БЕГОТНЯ:
НАРОД РАБОЧИЙ ВЕСЬ ДЕНЬ ХЛОПОЧЕТ. 1 балл
Слайд №9
Расскажет о муравьях ТРАПЕЗНИКОВА ЛАРИСА, а вы внимательно послушайте и ответьте на следующие вопросы:
1. Как живут муравьи?
__________________________________
2. Высота муравейника:
5 метров;
1 метр;
3 метра;
124 метра.
1 балл
3. Муравьёв называют:
Вредители леса
Друзья леса
Санитары леса
1 балл
4. Муравьи общаются при помощи:
Лапок;
глаз;
усиков;
языка.
1 балл
Муравьи живут семьями. Высота муравейника до 1 метра. Куча хвоинок – это ещё не весь муравейник. Часть помещений находится в земле, а хвоинки защищают их от холода. Муравейник – это многоэтажное сооружение, в котором много ходов и камер, где хранятся яйца, личинки и куколки. Муравьи полезны. Их называют лесными санитарами, потому что они уничтожают 15-20 тысяч вредных насекомых в день, а полезных они не трогают. Своими усиками – антеннами они не только воспринимают всякие звуки и запахи, но и передают друг другу какие-то сведения.
Г) Работа с учебником стр.33, зад. №5
Цель: Познакомить с жизнью муравьёв.
Прочитайте стихотворение на странице 33 учебника. Перечислите устно, какие обязанности выполняют муравьи? Схожи ли эти обязанности с обязанностями пчёл?
УЧИТЕЛЬ: У муравьёв есть ещё одна обязанность – скотоводы или пастухи. Они захватывают в плен маленьких вредных насекомых – тлей.
Д) ВООБРАЖАЕМЫЕ СИТУАЦИИ:
Ц.З.: Спокойная жизнь насекомых тоже бывает не всегда. Если бы насекомые заговорили, что бы они могли рассказать нам?
Слайд №10
IV. Закрепление изученного материала.
Блиц-турнир:
- Из скольких частей состоит туловище насекомого?
- Назовите эти части.
- Сколько ног у насекомых?
- Назовите коллективных насекомых.
- Чем опасна пчела?
- Какие обязанности выполняют муравьи в своём муравейнике?
- Кто главный в пчелиной семье?
- Чем полезна пчела?
- Назовите самое красивое насекомое.
- Чем питается пчела?
- МОЛОДЦЫ! Вы показали своё мастерство и свои знания.
Итог урока:
Подсчитайте баллы:
Если у вас получилось 15 и более баллов, то на оценочной шкале отмечаете верхнюю планку.
Если у вас получилось 9 и более баллов, то на оценочной шкале отмечаете среднюю планку.
Если у вас получилось менее 9 баллов, то на оценочной шкале отмечаете нижнюю планку.
Какой вид деятельности на уроке вам больше понравился:
- Работать самостоятельно;
- Отвечать на вопросы?
- Отгадывать загадки.
-А сейчас вернёмся к словам, которые мы прочитали в самом начале урока и ещё раз их прочитаем.
Слайд №11
«Я СОРВАЛ ЦВЕТОК – И ОН ЗАВЯЛ,
Я ПОЙМАЛ ЖУКА - И ОН УМЕР У МЕНЯ НА ЛАДОНИ… .
И ТОГДА Я ПОНЯЛ, ЧТО ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ».
И выпустим на нашу цветочную поляну трудолюбивых муравьёв и пчёлок.
Слайды Вы можете получить у автора статьи.