Методическая справка
Материал урока рассчитан на ученика, умеющего делать самостоятельно выводы, оперируя физическими терминами. Вначале урока дается повторение в качестве тестовой работе, по ходу которой ответы – отдельные буквы из которых складывают слово «Кипение», что и является темой урока.
Далее просмотрев материал из ЕК ЦОР дается определение понятия «кипения». Идет изучение особенностей механизма кипения и отличие от парообразования при испарении.
Рассмотрение материала о кипении жидкости – изучение механизма кипения.
Далее в качестве примера рассматривается кипение жидкости на разных высотах, то есть в зависимости от атмосферного давления.
В заключении повторение в виде предложенной сказки.
В качестве дополнения изучения темы урока предлагается презентация «Парообразование. Кипение» (приложение 4).
Урок может быть проведен если, например все компьютеры имеют выход в Интернет, то необходимость дополнительного использования приложений отпадает, так как их можно просматривать в ЕК ЦОР сразу.
Цель урока: на основе молекулярно-кинетической теории сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить и объяснить особенности кипения.
Задачи урока:
- Образовательная: сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению, постоянство температуры кипения.
- Развивающая: научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять.
- Воспитательная: усилить интерес к предмету, расширить кругозор, формировать мировоззрение.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: видеоролики из единой Коллекции Цифровых ресурсов №186334 «Парообразование при кипении» (приложение 1), №186485 «Что такое кипение» (приложение 2), № 205984 «Кипение. Удельная теплота парообразования» (приложение 3); мультимедиапроектор, компьютер, экран.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
Учитель: Мы с вами изучили процесс парообразование, но это сложный процесс, так как он может существовать как в виде испарения и в виде кипения.
Прежде чем приступить к изучению новой темы мы должны вспомнить ,что изучали на прошлом уроке.
Проведем тестовую работу. Ваша задача выбрать необходимый ответ.
- Парообразованием называют….
А) переход из состояния «твердое тело» в состояние «газообразное»
И) переход из состояния газообразного в состояние жидкости
Е) переход из жидкого состояния в газообразное - Единицей измерения количеством теплоты называют…
К) Джоуль
Л) Дж/кг
М) Дж/°С - Удельная теплота парообразования показывает, что какое …
Н) количество теплоты при парообразовании поглощается и конденсации выделяется при массе вещества 1 килограмм
И) количество теплоты при парообразовании поглощается при массе вещества 1 килограмм
Е) количество теплоты при конденсации выделяется при массе вещества 1 килограмм - Что называют испарением?
Б) парообразование с берегов рек
П) парообразование с поверхности жидкости
И) такого определения дать нельзя - Когда происходит испарение?
Ч) никогда
И) всегда
У) при определенных условиях - По какой формуле можно рассчитать количество теплоты при конденсации:
Г) Q=
Д) Q=
И) Q= Lm - Почему происходит испарение?
М) потому что повышается температура
У) появляется ветер
Е) разрываются связи между частицами жидкости
Учитель: вы ответили на все вопросы, а теперь поменялись листочками взяли карандаш и проверим другу друга.
К доске выходит один ученик, и проверяем вместе с классом.
У вас получились буквы, которые нужно собрать слово. Какое слово получилось? (КИПЕНИЕ)
III. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы изучаем процесс кипение.
Целью нашего урока будет определить на основе молекулярно-кинетической теории процесс кипение, как парообразования, выявить и объяснить особенности кипения.
Но для изучения нового материала давайте вспомним, как происходит процесс испарение.
Просмотр видеофрагмента «Парообразование при кипении» (приложение 1).
В видеофрагменте говорилось не только об испарении и кипении. Есть ли отличия между двумя этими процессами?
Кипение- процесс парообразования, идущий по всему объему вещества.
Давайте попробуем ответить на несколько вопросов. Попробуем более детально рассмотреть процесс.
Просмотр видеофрагмента «Что такое кипение» (приложение 2).
Учитель: Что же изменяется? В чем состоит механизм кипения?
В тетрадях запись «Механизм кипения».
Учитель: что возникает в жидкости в процессе нагрева?
Почему появляются пузырьки?
Рисунок 1
При нагревании воды, растворенный в ней газ выделяется на дне и стенках сосуда, образуя воздушные пузырьки. Они начинают появляться задолго до кипения. В эти пузырьки испаряется вода. Пузырек, наполненный паром, при достаточно высокой температуре начинает раздуваться.
Учитель: что же происходит дальше с пузырьками?
Почему пузырьки увеличиваются и поднимаются вверх?
Рисунок 2
Достигнув определенных размеров он отрывается от дна, поднимается к поверхности воды и лопается. При этом пар покидает жидкость. Если вода прогрета недостаточно, то пузырек пара, поднимаясь в холодные слои, схлопывается. Возникающие при этом колебания воды приводят к появлению во всем объеме воды огромного количества мелких пузырьков воздуха: так называемый "белый ключ".
На воздушный пузырек объемом на дне сосуда действует подъемная сила:
Fпод = Fархимеда - Fтяжести
Пузырек прижат ко дну, поскольку на нижнюю поверхность силы давления не действуют. При нагреве пузырек увеличивается за счет выделения в него газа и отрывается от дна, когда подъемная сила будет немного больше прижимающей. Размер пузырька, способного оторваться от дна, зависит от его формы.
Рисунок 3
Учитель: что еще особенного возникает, когда жидкость начинает кипеть?
Почему слышен шум?
При схлопывании лопающихся пузырьков в жидкости распространяются ударные волны ультразвуковых частот, сопровождаемые слышимым шумом.
Для начальных стадий кипения характерны самые громкие и высокие звуки (на стадии "белого ключа" чайник "поет").
Кипение происходит не при любой температуре как испарение (это уже наблюдали в первом видеофрагменте), а при определенно достигнутой.
Температура, при которой жидкость кипит – называется температурой кипения.
Почему пузырьки лопаются на поверхности жидкости при температуре кипения?
Когда пузырек лопается, вся окружающая его жидкость устремляется внутрь, и возникает кольцевая волна. Смыкаясь, она выбрасывает вверх столбик воды. Испарение с поверхности жидкости усиливается по мере увеличения температуры. Иногда может наблюдаться туман (сам пар не виден).
Рисунок 4
Почему при кипении температура жидкости не изменяется?
Вся энергия расходуется на интенсивное парообразование
IV. Сравнение пройденного материала
Учитель: А теперь сравним процессы испарения и кипения.
В чем сходство процессов?
Где происходит парообразование?
При какой температуре происходит парообразование?
Что происходит с температурой жидкости при испарении и кипении?
Учитель: Ребята, найдите в учебнике таблицу. В ней указаны температуры кипения разных жидкостей. Найдите температуру кипения спирта, эфира. Сделайте вывод.
У разных жидкостей tº кипения разные.
Учитель: Обратите внимание на название таблицы. Прочитайте вслух.
Температуры кипения различных жидкостей при нормальном атмосферном давлении.
V. Повторение пройденного материала
Учитель: прослушайте сказку.
Сказка:
Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж получит пол - царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.
«Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой».
Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему?
Ответ: Старшая и средняя дочери очень хотели, чтоб их чайники закипели быстрее, и часто поднимали крышки чайников, проверяя, не кипит ли в них вода. Младшая дочь замуж не хотела и в чайник не заглядывала!
VI. Домашнее задание: параграф 19, таблица №6.
Использованные источники:
- А.В.Перышкин «Физика. 8 класс». – Дрофа. – 2008.
- И.И.Мокрова, «Физика. 8 класс: поурочное планы по учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8 класс», 2 части. - Учитель -АСТ. -, 2003.
- Единая Коллекция ЦОР №186334 «Парообразование при кипении» , ФГУП "Издательство "Просвещение"
- Единая Коллекция ЦОР №186485 «Что такое кипение», ФГУП "Издательство "Просвещение"
- Единая Коллекция ЦОР № 205984 «Кипение. Удельная теплота парообразования», ФГУП "Издательство "Просвещение"