Цели:
- Образовательная – сформировать навыки использования функции «ЕСЛИ» и закрепить ЗУН при работе с формулами, диаграммами.
- Развивающая – развитие логического мышления, творчества, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.
- Воспитательная – воспитание уверенности, стремление к познанию, стимулирование интереса студентов к данной теме и к дисциплине в целом.
Задачи:
1. Ознакомить с синтаксисом функции «ЕСЛИ», способом создания вложенной функции «ЕСЛИ».
2. Научить использовать функцию при создании формул, имеющих несколько условий.
3. Закрепить и проконтролировать ЗУН учащихся при работе с таблицей:
a. Форматирование ячеек;
b. Работа с абсолютными и относительными ссылками;
c. Ввод формул;
d. Ввод формул, используя функцию «ЕСЛИ»;
e. Создание и форматирование диаграмм.
Технология: личностно-ориентированная.
Методы обучения:
- Словесные: беседа, объяснение.
- Наглядные: задания на компьютере.
- Практические: тестовые задания, практические задания.
Оборудование урока:раздаточный материал, презентация, доска, тетрадь, ПК.
Межпредметные связи: экономика, бухгалтерский учет, менеджмент организации
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
Вступительное слово преподавателя, сообщение темы и задач урока. Студенты воспринимают и акцентируют внимание на поставленных задачах
2. Проверка полученных ранее знаний.
- Название строки электронной таблицы обозначается:
а) 13С
б) F117
в) 164
г) АВ - Название столбца электронной таблицы обозначается:
а) D15
б) AВ
в) DБ
г) 255 - Адрес, какой ячейки является абсолютным?
а) $4$B
б) $Z$19
в) X21
г) $SА7 - Адрес какой ячейки является относительным?
а) 15:Y
б) $A3
в) K$21
г) S18 - В каком адресе не может меняться имя столбца при копировании?
а) 13S
б) Z$9
в) H24
г) $S35 - Диаграммы в Excel можно создать с помощью:
а) "Мастера диаграмм"
б) "Строки формул"
в) "Мастера функций"
г) "Мастера шаблонов" - Строка формул используется для отображения:
а) адреса строки
б) заголовка окна
в) адреса столбца
г) содержимого ячейки - Завершить ввод данных в ячейку можно нажатием клавиши:
а) Delete
б) Insert
в) Enter
г) Home
3. Актуализация знаний.
- Как отформатировать ячейки?
Выделить ячейку, меню “Формат”, пункт “Ячейки” – Вкладка “Число” – установить числовой формат; Вкладка “Выравнивание” – установить выравнивание (удобнее по вертикали – по высоте, поставить флажок – переносить по словам); Вкладка “Границы” – установить границы внешние и внутренние; Вкладка “Заливка” – установить заливку ячеек. - Как создать числовой ряд данных?
Ввести первое число, в ячейку ниже второе число, оба выделить и растянуть за маркер заполнения. - Как создать диаграмму?
- Выделяем ячейки таблицы, содержащие данные для построения диаграммы.
- Выбираем команду Вставка, Диаграмма или щелкаем на кнопке, запускающей программу Мастер диаграмм:
- В последовательно появляющихся диалоговых окнах задаем параметры диаграммы:
- в первом окне выбираем требуемый тип и вид диаграммы; щелкаем на кнопке Далее;
- во втором окне проверяем диапазон выделенных ячеек, при необходимости изменяем его; указываем, при необходимости, в столбцах или в строках находятся числовые данные; щелкаем на кнопке Далее;
- в третьем окне добавляем или убираем легенду (цветовые обозначения) и вводим заголовок к диаграмме; щелкаем на кнопке Далее;
- в четвертом окне выбираем размещение диаграммы на отдельном листе или рядом с таблицей, щелкаем на кнопке Готово.
Для построения диаграммы нужно выделить необходимые данные и выполнить Вставка – Диаграмма (если данные несмежные, то выделение производить при нажатой клавише Ctrl).
- Как отформатировать диаграмму?
Через контекстное меню.
4. Объяснение нового материала (сопровождается презентацией):
1. Определение – Функция «Если» в электронных таблицах MS Excel (Категория - Логические) анализирует результат выражения или содержимое указанной ячейки и помещает в заданную ячейку одно из двух возможных значений или выражений.
2. Синтаксис функции «ЕСЛИ».
=ЕСЛИ (Логическое выражение; Значение_если_истина; Значение_если_ложь)
Логическое выражение или условие, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Значение_если_истина – значение, которое принимает логическое выражение в случае его выполнения.
Значение_если_ложь – значение, которое принимает логическое выражение в случае его невыполнения».
Логические выражения или условия строятся с помощью операторов сравнения (<, >, <=, >=, <>, =) и логических операций (И, ИЛИ, НЕ).
3. Чтобы вставить функцию, необходимо:
- Установить курсор в ту ячейку, куда необходимо вставить функцию.
- Меню «Формулы» – «Вставить функцию»
- Категория - Логические
- Выбрать функцию «ЕСЛИ» и ОК.
- Откроется диалоговое окно «Аргументы функции» для ввода необходимых значений.
4. Можно поменять логическое выражение на противоположное, тогда значения «ИСТИНА» и «ЛОЖЬ» в диалоговом окне «Аргументы функции» нужно поменять местами.
5. Если задано несколько условий, то необходимо использовать вложенную функцию «ЕСЛИ»:
=ЕСЛИ (Логическое выражение_1; Значение_если_истина_1; ЕСЛИ(Логическое выражение_2; Значение_если_истина_2; Значение_если_ложь_2)).
Необходимо проверять соответствие использованных функций ЕСЛИ и скобок.
До 7 функций ЕСЛИ могут быть вложены друг в друга в качестве значений аргументов значение_если_истина и значение_если_ложь для конструирования более сложных проверок.
5. Применение полученных знаний при решении задач.
6. Рефлексивно-оценочный этап.
- Анализ работы студентов с новым материалом;
- Анализ выполнения заданий (успешность);
- Анализ выполнения тестов;
- Подводится итоговая рефлексия: «Достигли ли мы целей урока?»
Домашнее задание: Придумать задачу с использованием функции «ЕСЛИ».