Логическая функция ЕСЛИ в электронных таблицах MS Excel

Разделы: Информатика


Цели:

  • Образовательная – сформировать навыки использования функции «ЕСЛИ» и закрепить ЗУН при работе с формулами, диаграммами.
  • Развивающая – развитие логического мышления, творчества, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.
  • Воспитательная – воспитание уверенности, стремление к познанию, стимулирование интереса студентов к данной теме и к дисциплине в целом.

Задачи:

1. Ознакомить с синтаксисом функции «ЕСЛИ», способом создания вложенной функции «ЕСЛИ».

2. Научить использовать функцию при создании формул, имеющих несколько условий.

3. Закрепить и проконтролировать ЗУН учащихся при работе с таблицей:

a.   Форматирование ячеек;
b.   Работа с абсолютными и относительными ссылками;
c.   Ввод формул;
d.   Ввод формул, используя функцию «ЕСЛИ»;
e.   Создание и форматирование диаграмм.

Технология: личностно-ориентированная.

Методы обучения:

  • Словесные: беседа, объяснение.
  • Наглядные: задания на компьютере.
  • Практические: тестовые задания, практические задания.

Оборудование урока:раздаточный материал, презентация, доска, тетрадь, ПК.

Межпредметные связи: экономика, бухгалтерский учет, менеджмент организации

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Вступительное слово преподавателя, сообщение темы и задач урока. Студенты воспринимают и акцентируют внимание на поставленных задачах

2. Проверка полученных ранее знаний.

  1. Название строки электронной таблицы обозначается:
    а) 13С
    б) F117
    в) 164
    г) АВ
  2. Название столбца электронной таблицы обозначается:
    а) D15
    б)
    в) DБ
    г) 255
  3. Адрес, какой ячейки является абсолютным?
    а) $4$B
    б) $Z$19
    в) X21
    г) $SА7
  4. Адрес какой ячейки является относительным?
    а) 15:Y
    б) $A3
    в) K$21
    г) S18
  5. В каком адресе не может меняться имя столбца при копировании?
    а) 13S
    б) Z$9
    в) H24
    г) $S35
  6. Диаграммы в Excel можно создать с помощью:
    а) "Мастера диаграмм"
    б) "Строки формул"
    в) "Мастера функций"
    г) "Мастера шаблонов"
  7. Строка формул используется для отображения:
    а) адреса строки
    б) заголовка окна
    в) адреса столбца
    г) содержимого ячейки
  8. Завершить ввод данных в ячейку можно нажатием клавиши:
    а) Delete
    б) Insert
    в) Enter
    г) Home

3. Актуализация знаний.

  • Как отформатировать ячейки?
    Выделить ячейку, меню “Формат”, пункт “Ячейки” – Вкладка “Число” – установить числовой формат; Вкладка “Выравнивание” – установить выравнивание (удобнее по вертикали – по высоте, поставить флажок – переносить по словам); Вкладка “Границы” – установить границы внешние и внутренние; Вкладка “Заливка” – установить заливку ячеек.
  • Как создать числовой ряд данных?
    Ввести первое число, в ячейку ниже второе число, оба выделить и растянуть за маркер заполнения.
  • Как создать диаграмму?
    • Выделяем ячейки таблицы, содержащие данные для построения диаграммы.
    • Выбираем команду Вставка, Диаграмма или щелкаем на кнопке, запускающей программу Мастер диаграмм:
    • В последовательно появляющихся диалоговых окнах задаем параметры диаграммы:
    1. в первом окне выбираем требуемый тип и вид диаграммы; щелкаем на кнопке Далее;
    2. во втором окне проверяем диапазон выделенных ячеек, при необходимости изменяем его; указываем, при необходимости, в столбцах или в строках находятся числовые данные; щелкаем на кнопке Далее;
    3. в третьем окне добавляем или убираем легенду (цветовые обозначения) и вводим заголовок к диаграмме; щелкаем на кнопке Далее;
    4. в четвертом окне выбираем размещение диаграммы на отдельном листе или рядом с таблицей, щелкаем на кнопке Готово.

Для построения диаграммы нужно выделить необходимые данные и выполнить Вставка – Диаграмма (если данные несмежные, то выделение производить при нажатой клавише Ctrl).

  •  Как отформатировать диаграмму?
    Через контекстное меню.

4. Объяснение нового материала (сопровождается презентацией):

1. Определение – Функция «Если» в электронных таблицах MS Excel (Категория - Логические) анализирует результат выражения или содержимое указанной ячейки и помещает в заданную ячейку одно из двух возможных значений или выражений.

2. Синтаксис функции «ЕСЛИ».

=ЕСЛИ (Логическое выражение; Значение_если_истина; Значение_если_ложь)

Логическое выражение или условие, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Значение_если_истина – значение, которое принимает логическое выражение в случае его выполнения.

Значение_если_ложь – значение, которое принимает логическое выражение в случае его невыполнения».

Логические выражения или условия строятся с помощью операторов сравнения (<, >, <=, >=, <>, =) и логических операций (И, ИЛИ, НЕ).

3. Чтобы вставить функцию, необходимо:

  • Установить курсор в ту ячейку, куда необходимо вставить функцию.
  • Меню «Формулы» – «Вставить функцию»
  • Категория - Логические
  • Выбрать функцию «ЕСЛИ» и ОК.

  • Откроется диалоговое окно «Аргументы функции» для ввода необходимых значений.

4. Можно поменять логическое выражение на противоположное, тогда значения «ИСТИНА» и «ЛОЖЬ» в диалоговом окне «Аргументы функции» нужно поменять местами.

5. Если задано несколько условий, то необходимо использовать вложенную функцию «ЕСЛИ»:
=ЕСЛИ (Логическое выражение_1; Значение_если_истина_1; ЕСЛИ(Логическое выражение_2; Значение_если_истина_2; Значение_если_ложь_2)).
Необходимо проверять соответствие использованных функций ЕСЛИ и скобок.
До 7 функций ЕСЛИ могут быть вложены друг в друга в качестве значений аргументов значение_если_истина и значение_если_ложь для конструирования более сложных проверок.

5. Применение полученных знаний при решении задач.

Приложение.

6. Рефлексивно-оценочный этап.

  • Анализ работы студентов с новым материалом;
  • Анализ выполнения заданий (успешность);
  • Анализ выполнения тестов;
  • Подводится итоговая рефлексия: «Достигли ли мы целей урока?»

Домашнее задание: Придумать задачу с использованием функции «ЕСЛИ».