Цели и задачи урока:
- Способствовать развитию речи; умению работать цветом; выражать чувства и настроение; умению передавать настроение через музыку и изобразительное искусство; развитию умения воспринимать живопись, музыку и красоту слова во взаимосвязи; эстетическому развитию учащихся.
- Формирование у детей способности выражать свои мысли под воздействием литературы, музыки.
- Воспитывать интерес и любовь к музыкальным и художественным произведениям, воспитывать умение восхищаться красотой живописи, музыки, литературы.
- Создание образно-эмоционального произведения (колорит, выразительность)
Учебный материал: иллюстрации с изображением сказочных героев из сказки о царе Салтане - белочки, богатырей и царевны - лебедь; отрывоки из "Сказки о царе Салтане:"; отрывки из оперы Н.А.Римского-Корсакова.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка рабочих мест и готовность к уроку.
2. Беседа
Сегодня у нас с вами необычный урок.
- Вы любите сказки?
- Какие у вас любимые сказки?
А сейчас мы посмотрим отрывок из сказки.
Инсценировка - начало сказки о царе Салтане
- Кто знает автора этой сказки?
- Почему это литературное произведение называется сказкой?
Есть волшебство, сказочные герои:
- Каких героев мы называем сказочными?
Необычные, несуществующие:
Вспомним всех героев этой сказки.
- А какие герои из них сказочные?
Белочка, богатыри, царевна:
1). Сейчас мы будем слушать музыку, характеризующую кого-то из трех сказочных героев. Это будет или белочка, или царевна, или:
Слушаем музыку
Приготовьте большую кисть и в верхней части листа (1/3) выполните такими красками, которые соответствуют звучащей музыке.
Звучит музыка - тема белки, а ребята изображают
- Какой выбрали цвет?
- Почему выбрали этот цвет?
- Соответствует ли характер произведения выбору вашего цвета?
Характер - мягкий, шуточный, изящный, танцевальный. Предполагаемый выбор - желтый, красный, оранжевый - теплые цвета. Если нет, то объяснить свое представление
- Как вы думаете, кто из героев сказки о царе Салтане может быть показан такой музыкой?
Показ иллюстрации и чтение отрывка сказки
- Какой изображена белочка художником?
- Соответствует ли музыка этому рисунку?
- Что именно?
Танцевальный характер, белка маленькая, лапки мягкие, изящная и легкая музыка
2). Теперь мы снова возьмем кисти и приготовимся изображать. Теперь вы должны выбрать не только цвет, но и направление мазков.
- Какое направление мазков вы знаете? Как двигаем кистью?
Теперь вы будете изображать в нижней части листа по всей ширине под музыку.
Звучит музыка по теме "богатыри", дети рисуют
- Какими мазками вы показали этот отрывок? Почему?
(Вертикальные - строгость, наклонные - ветер, буря, горизонтальные - разлив воды, волнообразные - загадочность)
- С чем ассоциируют вертикальные и горизонтальные мазки?
- Как это показано в музыке?
- С помощью, каких выразительных средств музыкальной выразительности?
Строгость - низкие звуки, духовые медные инструменты и ударные, медленное движение мелодии, маршевый характер, громкая динамика.
Буря - завывающие высокие звуки струнных и флейты, быстрый темп, нисходящая мелодия, динамика. Вода - плавная мелодия у струнных, затем щипки по струнам, динамика
Мы уже представили двух героев сказки.
- Каких?
Показ иллюстрации и чтение отрывка
- Согласны с художником?
- А со своим выбором?
3). - Какой герой сказки остался не представленным?
- Какой можно выбрать цвет, чтобы изобразить царевну? Почему?
- Какие используем мазки? Почему?
А теперь оставшуюся часть листа заполните таким цветом и мазками, который соответствовал бы характеру царевны - лебедь.
Послушайте, как А.С.Пушкин описывает царевну - лебедь.
Чтение отрывка из сказки
Перед нами картина художника Васнецова "Царевна-лебедь".
Внимательно рассмотрите и послушайте музыку, изображающую царевну, которую написал русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков.
4). - Какой показана царевна на картине?
- Есть ли в картине движение или художник поймал один момент?
(Нет движения)
- Чем отличается картина художника от музыкальной?
В музыке есть движение
- Как показано движение и превращение?
Сначала лебедь, потом царевна
- Движение плавное, медленное, спокойное, элегантное, важное.
- Нарастает динамика, громкое звучание.
- Изменилось движение, чуть быстрое, радостное нарастание.
Физкультминутка
А теперь слушая музыкальное произведение, которое называется "Три чуда", где будут показаны все герои друг за другом, дополните свою работу, чтобы получился сказочный фон. Можно добавить еще каких - нибудь оттенков, размывая и соединяя все три части вашей работы.
Подумайте, к какому герою больше подходит ваша работа.
Подойдите и расположите свои работы рядом с той иллюстрацией, которую вы выбрали.
3. Итог урока
Выставка работ
4. Рефлексия
- Разные или одинаковые получились работы? Почему?
- Всем нравится, как выглядит ваша работа на получившейся выставке?
- Что, по вашему мнению, помогало вам нарисовать картину?
- Какую роль играла музыка?
А теперь расскрасте шаблон цветка в тот цвет, который соответствует вашему настроению, и посадите его на клумбу.
- Какого настроения получилась клумба?