Интегрированный урок по изобразительному искусству и музыке на тему "Три чуда в музыке и красках" (2-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 2


Цели и задачи урока:

  • Способствовать развитию речи; умению работать цветом; выражать чувства и настроение; умению передавать настроение через музыку и изобразительное искусство; развитию умения воспринимать живопись, музыку и красоту слова во взаимосвязи; эстетическому развитию учащихся.
  • Формирование у детей способности выражать свои мысли под воздействием литературы, музыки.
  • Воспитывать интерес и любовь к музыкальным и художественным произведениям, воспитывать умение восхищаться красотой живописи, музыки, литературы.
  • Создание образно-эмоционального произведения (колорит, выразительность)

Учебный материал: иллюстрации с изображением сказочных героев из сказки о царе Салтане - белочки, богатырей и царевны - лебедь; отрывоки из "Сказки о царе Салтане:"; отрывки из оперы Н.А.Римского-Корсакова.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка рабочих мест и готовность к уроку.

2. Беседа

Сегодня у нас с вами необычный урок.

- Вы любите сказки?

- Какие у вас любимые сказки?

А сейчас мы посмотрим отрывок из сказки.

Инсценировка - начало сказки о царе Салтане

- Кто знает автора этой сказки?

- Почему это литературное произведение называется сказкой?

Есть волшебство, сказочные герои:

- Каких героев мы называем сказочными?

Необычные, несуществующие:

Вспомним всех героев этой сказки.

- А какие герои из них сказочные?

Белочка, богатыри, царевна:

1). Сейчас мы будем слушать музыку, характеризующую кого-то из трех сказочных героев. Это будет или белочка, или царевна, или:

Слушаем музыку

Приготовьте большую кисть и в верхней части листа (1/3) выполните такими красками, которые соответствуют звучащей музыке.

Звучит музыка - тема белки, а ребята изображают

- Какой выбрали цвет?

- Почему выбрали этот цвет?

- Соответствует ли характер произведения выбору вашего цвета?

Характер - мягкий, шуточный, изящный, танцевальный. Предполагаемый выбор - желтый, красный, оранжевый - теплые цвета. Если нет, то объяснить свое представление

- Как вы думаете, кто из героев сказки о царе Салтане может быть показан такой музыкой?

Показ иллюстрации и чтение отрывка сказки

- Какой изображена белочка художником?

- Соответствует ли музыка этому рисунку?

- Что именно?

Танцевальный характер, белка маленькая, лапки мягкие, изящная и легкая музыка

2). Теперь мы снова возьмем кисти и приготовимся изображать. Теперь вы должны выбрать не только цвет, но и направление мазков.

- Какое направление мазков вы знаете? Как двигаем кистью?

Теперь вы будете изображать в нижней части листа по всей ширине под музыку.

Звучит музыка по теме "богатыри", дети рисуют

- Какими мазками вы показали этот отрывок? Почему?

(Вертикальные - строгость, наклонные - ветер, буря, горизонтальные - разлив воды, волнообразные - загадочность)

- С чем ассоциируют вертикальные и горизонтальные мазки?

- Как это показано в музыке?

- С помощью, каких выразительных средств музыкальной выразительности?

Строгость - низкие звуки, духовые медные инструменты и ударные, медленное движение мелодии, маршевый характер, громкая динамика.

Буря - завывающие высокие звуки струнных и флейты, быстрый темп, нисходящая мелодия, динамика. Вода - плавная мелодия у струнных, затем щипки по струнам, динамика

Мы уже представили двух героев сказки.

- Каких?

Показ иллюстрации и чтение отрывка

- Согласны с художником?

- А со своим выбором?

3). - Какой герой сказки остался не представленным?

- Какой можно выбрать цвет, чтобы изобразить царевну? Почему?

- Какие используем мазки? Почему?

А теперь оставшуюся часть листа заполните таким цветом и мазками, который соответствовал бы характеру царевны - лебедь.

Послушайте, как А.С.Пушкин описывает царевну - лебедь.

Чтение отрывка из сказки

Перед нами картина художника Васнецова "Царевна-лебедь".

Внимательно рассмотрите и послушайте музыку, изображающую царевну, которую написал русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков.

4). - Какой показана царевна на картине?

- Есть ли в картине движение или художник поймал один момент?

(Нет движения)

- Чем отличается картина художника от музыкальной?

В музыке есть движение

- Как показано движение и превращение?

Сначала лебедь, потом царевна

  • Движение плавное, медленное, спокойное, элегантное, важное.
  • Нарастает динамика, громкое звучание.
  • Изменилось движение, чуть быстрое, радостное нарастание.

Физкультминутка

А теперь слушая музыкальное произведение, которое называется "Три чуда", где будут показаны все герои друг за другом, дополните свою работу, чтобы получился сказочный фон. Можно добавить еще каких - нибудь оттенков, размывая и соединяя все три части вашей работы.

Подумайте, к какому герою больше подходит ваша работа.

Подойдите и расположите свои работы рядом с той иллюстрацией, которую вы выбрали.

3. Итог урока

Выставка работ

4. Рефлексия

- Разные или одинаковые получились работы? Почему?

- Всем нравится, как выглядит ваша работа на получившейся выставке?

- Что, по вашему мнению, помогало вам нарисовать картину?

- Какую роль играла музыка?

А теперь расскрасте шаблон цветка в тот цвет, который соответствует вашему настроению, и посадите его на клумбу.

- Какого настроения получилась клумба?