Пояснительная записка
В праздник Белого месяца
– как у нас повелось –
Людям надо бы
встретиться
чтоб светлее жилось
Чтоб убавилось горя,
чтоб тучнели стада,
Чтобы небо над взгорьем
голубело всегда.
Праздник Белого месяца,
праздник вечного месяца.
Только доброе ценится,
только в светлое верится.
Эти стихи поэта Баира Дугарова посвящены празднику Сагаалган – Белому месяцу – встрече Нового года по лунному календарю. По этому же календарю встречают Новый год, кроме бурят, в Монголии, Тыве, Калмыкии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме.
Лунный календарь популярен среди народов Азиатского континента, в нём месяцы исчисляются по лунному циклу (29,5 дней).
Сагаалган – основная дата календаря монголоязычных, народов. Как и другие народы, в культуре которых соседствуют и сосуществуют официальный (григорианский) и традиционные календари, современные буряты встречают Новый год дважды: 1 января и в феврале.
Именно этот нюанс и вызвал открытую дискуссию среди учащихся моего класса. Ученики разделились на две противоборствующие стороны, первая группа считала, что празднование двух одинаковых по смыслу дат не имеет практического значения. А вторая утверждала, что если наши предки праздновали эту дату значит, в этом есть смысл.
Для разрешения данной проблемы было решено провести открытый классный час с приглашением родительской общественности и учителей.
Цели:
- Разрешение спора: праздник “Белого месяца” это альтернатива Новому году или неотъемлемая часть бурятской традиции.
- Приобщить учащихся к духовной культуре, возрождению традиций и обычаев бурятского народа.
Ход занятия
1. Организационный момент
Ученикам класса заранее розданы задания:
а) Прийти всем на урок в традиционном бурятском
костюме
б) Приготовить и принести блюда бурятской
национальной кухни
в) Найти и подготовить для пересказа рецепт
приготовления данного блюда.
г) Разузнать какой-либо интересный ритуал, обряд
бурятского народа у своих родителей, дедушек и
бабушек.
д) Индивидуальные задания для некоторых
учащихся, выручить благопожелания (юрлы)
е) группа учеников из 8 человек показывают
традиционные бурятские приветствия.
ж) подготовить компьютерную технику
2. Оформление доски
а) Украсить доску плакатом (самодельным) с
благопожеланиями, их же можно написать цветными
мелками.
б) Слайд, символ цикла 12 лет по восточному
календарю.
На скрытой стороне доски начертить кроссворд.
3. План проведения классного часа
- Поздравление всех присутствующих с праздником Белого месяца (Сагаалганаар), выражение благодарности за помощь в организации классного часа (родителям, учителям, заведующему библиотекой).
- Вводная часть – рассказ о традициях наших предков по празднованию Белого месяца.
- История возникновения праздника Белый месяц.
- День, предшествующий празднику. Постный день (Б?т?? ?дэр – “закрытый день”).
- Мини-представление группой учащихся. Традиционное приветствие бурят.
- Что такое хадак (шёлковый платок) – рассказ ученика.
- Какие ритуалы проводят в дни Сагалгана (Белого месяца). Игра-викторина с участием присутствующих родителей, учителей.
- Национальная кухня – рассказ учеников.
- “Угадай!?” – разгадывание кроссворда.
- Подведение итогов.
4. Ход урока
Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Приветствуем Вас на нашем празднике.
Сагаан hарын амар мэндэ!
“Амар мэндэ!” – это добрый знак.
Когда зимы рассеивая мрак,
В дома желанный
Белый месяц входит!
1. В начале классного часа я хочу поблагодарить всех присутствующих, за то, что нашли время, чтобы присутствовать на нашем уроке. Особую благодарность выражаю Булгатовой Ц.Б (заведующей школьной библиотекой) за помощь в поисках материала, родителям участвовавшим в организации классного часа.
2. Все вы знаете, что у наших предков было много обычаев и традиций, многие из которых в настоящее время были незаслуженно забыты.
Хорошо знать обычаи своего народа и уважать обычаи других народов – это основа крепкой дружбы и взаимопонимания народов.
И сегодня мы постараемся некоторые традиции и обычаи, нашего народа, оживить, воссоздать. Все традиции бурят держатся на трех китах:
1-е уважительное отношение друг к другу,
особенно к старшим.
2-е бережное отношение к природе. Например, у
бурят было принято носить обувь “носы”, которых
были согнуты вверх. Чтобы они не “рыхлили” и не
разрушали землю. Было табу, запрет на загрязнение
воды (рек, озер и др.), огня, леса и т.п. Они считали,
что у каждого из них есть свои “хозяева”, святые
которые оберегают свою территорию. Прежде чем
рубить дрова в лесу, они просили разрешения у
хозяина леса, и чтобы его задобрить они
преподносили ему дары (Сагаан эден – белую пищу).
3. Мы приурочили этот классный час к празднику Сагалган. Давайте уточним, откуда и как возник этот праздник. Слово историкам (учителю истории или ученику, подготовившему доклад.) Ученики говорят благопожелания – юрлы.
1-й ученик:
Каждый год пусть будет счастливым,
Каждый год пусть будет спокойным.
1-й ученик: Пусть земля наша будет плодотворна
1-й ученик:
Пусть каждый человек – и стар и млад
Находят в этом году
Покой, здоровье и счастье!
Буряад ёhо заншалаа
Буухэн бидэ мартая,
Буряад ёhо гуримаа
Булта бидэ сахия!
4. Праздник Сагаан hара – Белый месяц родился на земле Монголии. Традиции и обряды праздника у бурят и монголов одинаковы. Они отмечали этот праздник еще 2000 лет назад и называли его Сагаан Сар – Белый месяц. Он являлся праздником благополучно проведенной зимы, наступления весны, поры обилия молочных продуктов.
Сагаалган приходит не только на землю Бурятии, но и Калмыкии, Тувы, Монголии, Китая, Индии и других стран Юго-Восточной Азии.
Это очень древний праздник. Первый бурятский учёный Доржи Банзаров писал, что сагаалган – праздник монгольских племён, известный ещё до эпохи Чингисхана.
5. Праздник Сагаалган начинается с восходом Солнца. Предшествуют ему проводы старого года – “Бт дэр”.
Обычай “Бт дэр”
Последний вечер зимнего месяца и начало первого дня весны отмечается как “Бт дэр”. В переводе с бурятско-монгольского языка “Бт” значит закрывать. Смысл этого дня заключается в следующем: люди прощаясь с прожитым годом, должны хорошо закрывать двери прошлого, и оставить всё плохое позади, и начинать новый год с чистой совестью. Хозяева наводят в доме чистоту.
Есть много примет в этот день для молодых, воспитательного характера.
- Пол (паркет) должен быть чистым, если на полу сор, значит, ваш будущий жених, не будет блистать красотой.
- Если оставили капли воды на столе, на полу, то он будет злоупотреблять алкоголем.
- В этот день с правой стороны двери ставили кусочек чистого льда, а с левой веник. Смысл этого заключался в том, что хозяева дома показывали: “у меня душа и совесть прозрачна и чиста, как этот кусочек льда, а венки – всё плохое уходит”.
- Ужин в этот день должен был проходить в узком семейном кругу.
6. Традиционное приветствие бурят (представление): ученики показывают, как у бурят принято приветствовать друг друга при встрече. Каждое приветствие учитель сопровождает комментариями.
- “Встреча ровесников”: они здороваются правой рукой, придерживая руку левой (приветствие двумя руками знак уважения друг другу)
- “Старший и младший”. Здесь приветствие выражает идею преемственности поколений: младший протягивает руки ладонями верх, выражая готовность воспринять от старшего его знания, опыт, мастерство, а старший на протянутые ему руки возлагал свои, ладонями вниз. Этот жест означает также и то, что младший по возрасту – всегда опора и поддержка старшего. Эта встреча сопровождалась приветствием “Мэндэ амар!” (“Будьте здоровы!”). В этом жесте и уважение, и общение в случае необходимости – помощь и поддержка.
- “Гость и хозяйка дома” – задание для присутствующих учителей, родителей. “Ритуал приёма гостей”.
- “Самому уважаемому человеку” – этому человеку преподносится хадак. Ритуал дарения хадака сопровождается благопожеланиями, а человек, который получил хадак, держит ответную речь.
7. “Что такое хадак”. Доклад ученика.
Хадак это шёлковый платок прямоугольной формы, его преподносят только очень важным, уважаемым и дорогим людям. Ритуал преподнесения и принятия в дар хадака очень сложный. Человек, который дарит хадак, должен это сделать двумя руками. Руки вытянуты, ладони кверху (в знак открытости и добрых помыслов), большой палец прижимает хадак. Принимать хадак требуется также двумя руками, ладони кверху. Хадак необходимо осторожно сложить и положить в верхний карман.
Цвет хадака также имеет большое значение:
- Синий хадак – цвет синего неба, чтоб в мире царила дружба.
- Красный хадак – цвет огня, чтоб тепло и уют царили в доме.
- Жёлтый хадак – цвет солнца, богини Матери.
- Белый хадак – цвет материнского молока, цвет чистоты души человека.
- Зелёный хадак – цвет изобилия и богатства.
8. Национальная бурятская кухня Белого месяца: на столе расставлены традиционные праздничные блюда, учащиеся подходят к столу, демонстрируют блюдо и рассказывают о нём. Из чего оно приготовлено, его значение на праздничном столе.
Белая Сагаалганская пища – это ритуальная пища. Большая часть кушаний, которая ставится на стол, была как бы “закрытой, глухой” – позы, сердце, почки, берцовая кость. “Открытие” их – это современная форма проявления древнего магического действия – “открывают закрытое, чтобы дать дорогу новой жизни”. Берцовая кость, которая содержит костный мозг, заключала в себе жизненную силу скота.
При приёме и встрече особо почётных гостей хозяева резали овцу. Самому старшему гостю – мужчине подавалась в знак особого уважения сваренная и специально обработанная баранья голова (тоолой).
9. “Какие ритуалы, обычаи вы знаете?” можно устроить мини-викторину между учениками и учителями, родителями. Показ слайд-шоу различных бурятских ритуалов. “Что это за обряд, что они значат?”
10. Кроссворд-шоу.
- Бурятский богатырь
- Бурятский традиционный безалкогольный напиток
- Священное море бурят
- Какой цвет у бурят олицетворяет добрые помыслы
- Шёлковая ленточка, платок, саамы дорогой подарок.
- Благопожелания
- Как называется молоко, которое получают от коровы, которая только отелилась
- Одежда для ног
- Наступающий год
Главное слово: Сагаалган
11. Таким образом, Сагаалган – Новый год – древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой психологической обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном наследии.
Пожелаем же всем, чтобы в Новый год исполнились все наши стремления и сокровенные желания.
Есть такая традиция у бурятского народа – после важного завершенного дела спрашивают (хозяин дома, самый старший) Хэрэг бутэбэ гуу (дело сделано?). Ответ Бутэбээ (сделано!)