Цели:
- закрепить полученные знания учащихся по теме “Средневековье”,
- воспитывать у учащихся лучшие человеческие качества,
- развивать у школьников тягу к знаниям.
Задачи:
- побудить у учащихся мотивацию к изучению темы средневекового рыцарства в большем объеме, чем предусмотрено программой,
- привить школьникам любовь к книге,
- расширить круг их интересов.
- дать возможность проявить способности учащихся в разных видах творчества.
Оформление:
- плакат “Рыцарский турнир”,
- иллюстрации эпохи Средневековья (замки, рыцари, турниры…),
- изображение герба,
- выставка макетов средневековых замков, изготовленных учащимися,
- выставка книг по данной теме,
- карточки с заданиями для команд, капитанов.
Техническое оборудование: магнитофон.
Предварительное задание:
- каждая команда готовит приветствие. В нем обязательно должны присутствовать:
- название команды,
- девиз,
- эмблема (герб), составленная по геральдическим правилам, с объяснением, что она означает,
- костюмы или детали костюмов эпохи Средневековья.
Ход мероприятия
Ведущий 1.
Средневековье – мир особый:
Тут замки, дамы в париках,
Тут рыцари в турнирах гибнут,
За честь сражаясь на мечах.
Ведущий 2. Сегодня мы предлагаем Вам окунутся в мир Средневековья, и вспомнить его образы…
Ведущий 1. Рыцарство. Впервые этот термин появился в конце 10 века.
Ведущий 2. Слово “рыцарь” (от нем. “риттер”, фр. “шевалье”) на всех языках означает одно – “всадник” (изображение рыцаря – всадника)
Ведущий 1. Но рыцарь – это не просто всадник, а всадник в шлеме, панцире, со щитом, копьем, мечом. Все это стоило очень дорого (45 коров или 15 кобылиц).
Ведущий 2. Более того необходима бала продолжительная тренировка, выучка с юного возраста.
Ведущий 1. До 7 лет дети воспитывались в семье, до 14 лет – при дворе синьора в качестве пажей, до 19 лет были оруженосцами, а в 19 лет (с 13 века – с 21 года) их посвящали в рыцари.
Ведущий 2.
Во всех европейских Государствах
В древние времена звание
Дворянское и звание Рыцарское
Имели одни и те же обязанности –
Честь и храбрость были
Главными основаниями деяний
Дворянина и Рыцаря.
Павел 1. Русский Гербовник. 1797
Ведущий 1. Сегодня мы проводим необычное мероприятие – “Рыцарский турнир”. Состязаются две команды в знании, ловкости, умении, остроумии, благородстве…
Ведущие (хором). Мы начинаем… Команды приглашаем!
По голосу один узнал другого.
Сошлись они на середине поля.
Тот и другой пускают в дело копья,
Врагу удар наносят в щит узорный,
Его пронзают под навершеньем толстым,
Распарывают на кольчугах полы,
Но невредимы остаются оба.
Полопались у них подпруги седел.
С коней бойницы свалились наземь боком,
Но на ноги вскочили тотчас ловко,
Свои мечи булатные исторгли,
Чтоб снова продолжать единоборство.
Одна лишь смерть конец ему положит.
(“Песнь о Роланде” 12 век)
Ведущий 2. Так в средневековой литературе описывалось начало рыцарского турнира.
Ведущий 1. Условием нашего состязания будет… (объяснение условий, представление жюри).
Конкурс 1. Приветствие команд
(Конкурс готовится заранее. Выставление оценок членами жюри.)
Конкурс 2. Разминка
(Каждая команда отвечает на вопросы по жребию.)
- Назовите дату падения Западной Римской империи, начала эпохи Средневековья?
- Как назывался в эпоху Средневековья участок земли, который давали за службу?
- Как назывался владелец земли в эпоху Средневековья?
- Что такое девиз?
- В связи с чем у европейских рыцарей появились гербы? Для чего они были им нужны?
- Кто такие герольды?
- Что такое геральдика?
- В чем состояла задача рыцаря, участвовавшего в поединке?
Конкурс 3. Кто быстрее
(Какая команда быстрее отгадает кроссворд.)
В это время конкурс для болельщиков:
Что означают следующие крылатые выражения:
- “бросить перчатку”
- “копья ломать”
- с “открытым забралом”
- “Со щитом иль на щите”
Ведущий 1. Итоги конкурса болельщиков
“Всему, что подобает, был выучен герой,
Ни страха, ни упрека не зная за собой.
За это восхищались им знатные девицы.
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки и песни…”
Вкдущий 2. Совершенно особым было отношение рыцаря к женщине.
(Сценка.)
Оно должно быть возвышенным, поэтическим. Рыцарь выбирал себе ту, которой он поклонялся многие годы, – даму сердца. Она не невеста ему, не жена, вообще не близкий человек. За всю свою жизнь рыцарь мог не перемолвиться с ней и десятком слов. Но к ее ногам он нес свои победы, ей посвящал свои подвиги, с ее именем сражался и погибал. Это был культ прекрасной Дамы – культ красоты, тайны женщины, трепетное поклонение ее хрупкости и загадочности, ее непонятной власти над мужским сердцем.
Конкурс 4. Каким должен быть рыцарь?
(Каждая команда получает задание – карточку с перечнем человеческих качеств. В течение 1 минуты необходимо отобрать те из них, которыми должен обладать рыцарь)
Перечень качеств рыцаря
Честность, религиозность, доброжелательность, храбрость, преданность, великодушие, воинственность, жестокость, презрительное отношение к черни, скупость, лицемерие, грубость, щедрость, достоинство, благородство, свободолюбие, образованность, хороший семьянин
Ведущий 1. Итоги конкурсов “Кто быстрее” и “Каким должен быть рыцарь”.
Конкурс 5. Знаешь ли ты рыцарские ордена?
(Команды по жребию выбирают одну из карточек (черного, красного или белого цвета ), каждая из которых соответствует одному из рыцарских орденов. Появляются представители орденов. Команда должна определить, член какого ордена стоит перед нею, рассказать, откуда этот орден получил свое название и чем прославился в истории средневековья.)
Госпитальер (иоаннит) – в красном
плаще с нашитым на груди белым восьмиконечным
крестом и красным знаменем с белым крестом.
Тамплиер – в белом плаще с красным
восьмиконечным крестом и черно-белым знаменем.
Тевтон– в белом плаще с черным крестом
и аналогичным знаменем.
Ведущий 2. Подведем итоги конкурса.
Сценка:
– Что-нибудь знаете Вы о гербах?
– Как? О хлебах?
– О гербах!
– О грибах?
– Нет, о гербах, о гербах, о гербах!
– Шумно тут! Не услышу никак.
– Да, о гербах! Понимаете – герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб вашу славу и честь защитит.
Лилий трехлистья и звезды в кайму…
– Что-то я Вас не пойму, не пойму…
Белое поле – кому? Ни к чему!
Что-то твердите про поле и щи…
Щавель во щи-то? Он в поле торчит?
Красные – щи? От свеклищи поди?
Да не таращьте глазищи-то, и-и …
– Нет! Вы не поняли! Я – о гербах
Герб – это наш великий размах,
Львиные пасти и очи орла,
Рода история, знак ремесла,
Чтобы Отечества память цвела!
Перья над конскою мордой литой…
Герб – это эхо судьбы родовой!
– Ну, заболтался! Твердит про гербы…
Мы – то для этих изделий грубы!
– Нет, Вы поймите, в туманной дали
Были же гербы у нашей земли –
Белое поле , крыло над плащом!
Юрий-Георгий, звезда над плечом,
Змей, пораженный блестящим копьем!
– Ты фантазер, ну я, брат, бедняк, -
Что толковать про таинственный знак!
Может, его у забытых могил
Кто-то из предков твоих схоронил?
Я же скажу тебе, друг: ерунда!
Легче на свете прожить без герба.
Вдостоль картошки, да мясо, да хлеб,
Боль головную нашел себе – герб!
Этак любой из бродяг и зевак
Требовать станет отличия знак.
Лишнее хватит просить у судьбы:
– Черен мой день, но мой ум не померк.
Помню я: был не утрачен мой герб.
И, как Петрушка с дурацким горбом,
Пусть я погибну – но стану гербом.
Герб – дарованье не мне одному.
Герб не отдам никогда, никому!
Ведущий 1. Как честь рыцаря отражалась на его щите – верном спутнике его подвигов, так щит же свидетельствовал об утрате чести. Провинившегося рыцаря возводили на эшафот, где на его глазах ломали его доспехи; щит, с которого стирали герб, привязывали к хвосту кобылы и влачили по городу, а герольд осыпал неблагородного рыцаря обвинениями и оскорблениями.
Конкурс 6. “Гербы”
Названия основных частей, составляющих герб,
сохраняются доныне.
Используя иллюстрацию назовите эти части.
Ведущий 2. Итоги конкурса
Конкурс 7. Конкурс капитанов “Рыцари в нашей жизни”
Сценка: показать ритуал посвящения в рыцари.(будущий рыцарь должен встать на колени; удар мечом плашмя по спине – единственный удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него; затем рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом)
Обряд посвящения в рыцари в 12 в.
Держа в руках острый Дюрандаль,
Король извлек его из ножен и вытер клинок,
Затем опоясал им своего племянника Роланда.
И вот апостолик освятил его.
Король с негромким смехом сказал ему:
– Я опоясываю тебя этим мечом с пожеланием,
Чтобы Бог даровал тебе мужество и храбрость,
Силу, мощь и великую смелость,
И великую победу над неверными.
И Роланд ответил с радостью в сердце:
– Да обрету я их Господним благим промышлением.
Когда король опоясал его стальным мечом,
Герцог Неский преклонил колено
И правую шпору Роланду приладил,
А левую надел благородный Ожье датчанин.
“Аспремонтская песнь” перевод с французского В.Колесникова. (апостолик (лат.) – епископ)
С этого момента рыцарь обязан был жить по законам благородства и доблести, иначе его в любой момент могли изгнать из рыцарских рядов, а это для рыцаря было порой страшнее самой смерти.
Ведущий 1. Внимание! Задания для капитанов:
- Так кто же такой рыцарь сегодня?
- Как ты можешь объяснить, что значит – “вести себя по законам чести”?
- Встречал ли ты такие выражения: рыцарский поступок, рыцарское поведение? Что они значат, как ты думаешь?
- Видел ли ты в кино, театре, по телевизору героя-рыцаря? В каком произведении? Кто это?
Ведущий 2. Итоги конкурса.
Подведение итогов, награждение.
Литература
- Детская энциклопедия. Аванта +. Всеобщая история, 2002.
- Детская энциклопедия. Рыцари, 2006.
- Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия, 2004.
- Агибалова Е.В. История средних веков, уч.для 6 кл. общеобразоват.учрежд.в 4 ч. М.: Просвещение, 2007
- Несмелова М.Л. Конспекты уроков для учителя истории. 6-7 класс. Метод. пособие. –М.: Владос-пресс, 2002
- Эндрю Макнейл. Рыцарские войны. Пер.Л.Я.Гальперштейна.М.: Росмэн, 1995
- Средневековая Европа глазами современников и историков М.: Интерпракс, 1994
- Печников Б.А. Рыцари церкви. Кто они. М.,1991
- В.Скотт. Айвенго, М., 1974
- М. Твен. Янки при дворе короля Артура, М., 1988.