В обучении математике должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации математики, внедрение новейших компьютерных технологий, Интернет и дистанционного обучения. Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею.
Формы и место использования компьютеров на уроке, конечно, зависит от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Каковы же функции и особенности применения образовательных программ? Можно выделить следующие функции:
- инструментальная (изготовление наглядных пособий);
- демонстрирующая (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.д.)
- обучающая (тренажеры);
- контролирующая.
Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки и т.д.
Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:
- при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);
- при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
- при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
- при организации исследовательской деятельности учащихся;
- при интегрировании предметов естественно-математического цикла.
Отмечу выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке:
- учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;
- легко достигается уровневая дифференциация обучения;
- достигается оптимальный темп работы ученика, так как каждый ученик выполняет индивидуальное задание, работая в своем темпе;
- сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
- увеличивается количество тренировочных заданий;
- отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал;
- работа ученика оценивается сразу;
- учитель меньше тратит времени на проверку работ;
- обучение можно обеспечить материалами из удалённых баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
- при работе с компьютером присутствует элемент игры, так иногда недостающий на уроках; и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Интеграция всех возможностей компьютерных технологий в образовании помогают стимулировать познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию учащихся по отношению к себе и к своему образованию.
Цели:
- Познакомить учащихся с распределительными законами умножения.
- Научить упрощать выражения с применением этих законов.
- Совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
Структура урока:
- Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Устный счет.
- Актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока
II. Устный счет
1. Восстановите цепочку вычислений (компьютер):
63 : 9 ? + 23 ? : 6 ? • 7 ? + 15 > ?
41 – ? = 20 • ? = 140 + ? = 200 : ? = 40 : ? >?
Учащиеся проверяют свои ответы с экрана.
2. Решите задачи:
№ 1. Валентина за 1 час собирает 6 ящиков клубники, а ее ученица 4 ящика. Сколько ящиков они соберут за 7 часов работы? Решите задачу 2 способами.
III. Актуализация опорных знаний
Распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания).
Выражения (5 + 4) • 3 и 5 • 3 + 4• 3 имеют одно и тоже значение. По рисунку видно, почему эти выражения равны.
Вывод: Для того чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить полученные произведения.
Это правило выражает распределительное свойство умножения относительно сложения.
С помощью букв его записывают так: (a + b) c = ac + bc
Одинаковые значения имеют и выражения (5 – 4) • 3 и 5 • 3 – 4 • 3.
Вывод: Для того чтобы умножить разность на число, можно умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе.
Это правило называют распределительным свойством умножения относительно вычитания.
С помощью букв его записывают так: (a – b) c = ac – bc
Вычислите, используя распределительное свойство умножения:
(100 + 2) • 22
(200 – 2) • 15
90 • 25 + 10 • 25
123 • 27 – 23 • 27
(Проверка с помощью компьютера.)
IV. Изучение нового материалаНа столе стоят три вазы с розами. В первой вазе х роз, во второй – в 2 раза больше, а в третьей в 3 раза больше, чем в первой.
Составьте выражения для следующих величин:
число роз во второй вазе;
число роз в третьей вазе;
число роз во второй и третьей вазах вместе.
(Ответы возникают на слайде по щелчку: 2х, 3х, 2х + 3х)
Используя распределительный закон,
преобразуйте выражение 2х + 3х
Проверь себя: 2х + 3х = 2 • х + 3 • х = ( 2+3) • х = 5 • х = 5х
Выражение мы записали в более простом виде или, как говорят математики, упростили.
Такие преобразования, в результате которых получается более простое выражение, называют упрощением выражений.
Рассмотрим выражение 5х. Это произведение числа 5 и буквы х. Говорят, что число 5 – это числовой множитель или коэффициент, а буква х – буквенный множитель.
Упрощая выражение 2х + 3х, мы сложили коэффициенты 2 и 3 , а буквенный множитель оставили без изменения.
Подумайте, как, используя распределительный закон, упростить выражение 8у – 5у.
УПРОСТИТЕ:
7х + 2х
9а + 6а11у – 3у
13с – 3с
(Для проверки ответы возникают по щелчку.)
V. Закрепление изученного материала1. Упростите, если возможно, выражение:
17m + 5m; 24b + 7a – 5a; 6a – a; y – 8; 9c + 4c – 6c; 5 + 12n – 2n.
2. Решите уравнение (резерв):
15а – 8а = 21;
3х – х = 12;
3. Задание для самостоятельной работы(для выражения в левом столбике найдите пару из правого, соедините их стрелочками). Учащиеся работают в парах. Проверка осуществляется с помощью компьютера (5 – все верно, 4 – 1 ошибка, 3 – 2 ошибки)
5х + 3х – 4
4а • 3
2а –а + 7а
12х – 7х + 2
4х • 6 • 2
9 • х • 58а
12а
45х
8х + 4
2 + 5х
48х
3х
VI. Итог урока
Какие цели стояли перед нами сегодня на уроке?..
Где мы это использовали?..
В дальнейшем мы будем решать более сложные
уравнения, задачи с применением
распределительных законов умножения
относительно сложения и вычитания.