Интерактивная игра "В царстве Математики" (3–4-е классы)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторение материала по теме "Табличное умножение и деление";
  • совершенствование вычислительных навыков;
  • решение примеров на табличные случаи умножения и деления;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти;
  • воспитание товарищества, отзывчивости, доброты, стремления прийти на помощь.

Оборудование:

  • рисунки с героями "царства Математики";
  • конверты с заданиями;
  • игры и задания на доске (приложение 2)
  • фонограмма "Пение птиц".

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

Человек живёт совсем немного -
Несколько десятков лет и зим,
Каждый шаг отмеривая строго
Сердцем человеческим своим.

Так писала Вероника Тушнова о самом дорогом, что есть у человека - о жизни. Она складывается из наших непосредственных переживаний, воспоминаний, поступков, действий, планов. Все в ней идет по своим законам. Мы просыпаемся утром, медленно возвращаясь в явь, или подскакивая по будильнику, умываемся, чистим зубы, бежим по делам: кто в школу, кто на работу. Ждём автобуса, здороваемся со знакомыми, делаем привычные дела. Через несколько часов топаем назад, заглядывая в магазины, в киоски, беседуя с друзьями или вступая в диалог с незнакомыми людьми. Дома: у кого уроки, у кого готовка, телевизор с нервными новостями, кривляющиеся физиономии рекламы, телефонные звонки: у одних знакомых родился маленький, у других заболел дед: Разговоры, беседы, диалоги. И так идут день за днём.

Жизнь человеческая без общения невозможна. В ней могут происходить потрясающие события: мы обретаем любовь и теряем близких, делаем единственный жизненный выбор и бросаемся в объятия опасности, вместе со своей страной переживаем трудности и подъёмы. И общаемся, общаемся, общаемся: Так уж устроен человек: он не может быть в одиночестве. Люди собираются вместе, чтобы поделиться друг с другом мыслями, сказать искренние слова, задуматься о вечном, погрустить, поиграть. И сегодня мы проводим математическую интерактивную игру "В царстве Математики". А что такое интерактивная игра? Это игра-взаимодействие.

Мы отправимся в царство Математики, будем преодолевать трудности на пути ко дворцу царицы Математики, проводить различные конкурсы, взаимодействовать друг с другом и выявим лучших знатоков этого предмета. Мы все вместе отдохнем и вспомним изученный материал.

Нашими спутниками будут не только ваши знания, но и внимание, любознательность, умение быстро находить правильные решения. А наблюдать за нами, помогать нам будет Мудрая Сова (учитель показывает игрушку).

Давайте выберем жюри, которое будет внимательно наблюдать за вами и определит лучших игроков. (Выбор жюри)

Ученик

И прекрасна, и сильна
Математика-страна.
Здесь везде кипит работа,
Все подсчитывают что-то:
Сколько домнам угля надо,
А детишкам шоколада.
Сколько звезд на небесах
И веснушек на носах.

Учитель

Итак, мы начинаем. Будьте внимательны! А чтобы мы не уставали, будем проводить минутки отдыха. Чтобы открыть ворота в царство Математики, мы должны пройти первое испытание - решить "Задачи в стихах".

Подарил утятам ежик
8 кожаных сапожек.
Сколько ж маленьких утят
Ежика благодарят? (4 утенка )

14 лыж у крылечка стоят.
Сколько на лыжах каталось ребят? (7 ребят )

Если 6 на 7 умножить,
А затем прибавить 5,
Сколько будет здесь в итоге?
Кто мне может подсказать? (47 )

У стола 4 ножки.
А вопрос у нас таков:
Сколько вместе будет ножек
У 17 столов? (68 )

Осенью в саду Маринка
Посадила три рябинки,
А потом пришла Ирина,
Посадила две осины.
Костя, Миша и Сережа
Посадили 7 березок.
Кто ответит из ребят:
Сколько же весной деревьев
В саду листвою зашумят? (12 деревьев )

Учитель

А теперь посмотрите - это замок волшебника. Давайте поднимемся в башню замка, и волшебник покажет нам, как может превращать числа и фигуры (Игра "Превращения").

- Что нужно сделать, чтобы из целого числа получить дробь?

Учитель берет целое яблоко в руку, раскрывает ладонь, и :- на ладони лежат 4 части яблока.

- Какая получилась дробь? (4/4)

Учитель отдает одну часть яблока ребенку, и тот съедает ее.

- Какая теперь дробь получилась? (3/4) Вот какие превращения!

А как из частей получить целое? (Сложить все части вместе). Давайте попробуем.

Одному ребенку дается квадрат, разрезанный на части.

- Нужно сложить части и получить квадрат. Есть маленькая подсказка - на обратной стороне каждой частички - рисунок. Соберете рисунок - соберется квадрат.

Один из детей делает это.

- Квадрат разрезан определенным способом, как в игре "Танграм".

Рассказ учителя об игре

Танграм - это старинная игра. Для того чтобы играть, нужно взять квадрат и разрезать его на части определенным образом. Из частей квадрата складываются различные фигуры. Правила игры (составления фигур):

1) кусочки квадрата не должны хотя бы частью прикрывать друг друга;

2) в состав каждого рисунка должны входить все семь частей квадрата.

- А вот какие превращения можно сделать из квадрата.

Части квадрата складываются в определенную фигуру. Приложение 1.

Учитель

Давайте снова спустимся на землю и продолжим путешествие во дворец царицы Математики. Разделимся на две команды. Каждая команда должна "благополучно опуститься на землю" - решить правильно примеры на доске, передвигая вниз парашютик (Игра "Парашютисты").

  • 16 : 4
  • 18 : 3
  • 42 : 7
  • 36 : 9
  • 32 : 8
  • 45 : 5
  • 20 : 4
  • 72 : 9
  • 48 : 6
  • 24 : 8

Релаксация для детей Учитель

И вот мы опустились с парашютом на землю. Сели тихо, спокойно. Теперь закрыли глазки и представили, что мы находимся на лесной полянке. Походим босиком по травке, ощутим ногами мягкую поверхность, сядем на траву, послушаем птичек, журчание ручейка. Летают бабочки, щебечут птицы. Солнышко согревает ваши щечки. Ласкает легкий ветерок. Вам хорошо! (Дети слушают фонограмму "Пение птиц")

Учитель

Следующее испытание - на смекалку. Это логическая задача (Игра "Четвертый лишний")

- Назови, какое число лишнее: 2, 9, 12, 6? Почему?

(определить лишнее число можно 3 способами:

  • лишнее число 2 - не делится на 3,
  • остальные делятся;
  • 9 - нечетное, остальные четные;
  • 12 - двузначное, остальные однозначные)

- Какая фигура лишняя? Почему?

(определить лишнюю фигуру можно 3 способами:

  • лишний - желтый круг, остальные фигуры синие;
  • лишний - треугольник, остальные круги;
  • лишний - большой круг, остальные фигуры маленькие)

Учитель

Ребята, мы попали в гости к Геометрику, который знает все о геометрических фигурах. (Игра "Доскажи словечко")

Если все углы прямые
И всего угла четыре,
Ну а по две стороны
Противоположны и равны.
Этот четырехугольник
Назовем : (прямоугольник)

На него ты посмотри -
У него всего по три:
Три угла, три вершины, три стороны.
Знает каждый школьник,
Это - : (треугольник)

Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад:
Назовем его : (квадрат)

Учитель

Специально для Геометрика ребята подготовили сценку "Треугольник и Квадрат" (три ученика показывают сценку).

Автор:

Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный
Добродушный, приятный.
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:

Квадрат: - Почему ты злишься, брат?

Автор: - Отвечает тот:

Треугольник:

- Смотри:

Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!

Автор: - Но Квадрат ответил:

Квадрат:

- Брат! Я же старше,

Я - квадрат

Автор: - И сказал еще нежней:

Квадрат: - Неизвестно, кто нужней!

Автор:

- Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
Треугольник:
- Приятных
Я тебе желаю снов.
Спать ложился - был квадратным,
А проснешься без углов!

Автор:

- Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он: нет квадрата.
Онемел:. Стоял без слов.
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

- Спасибо, ребята. Молодцы! Какая фигура получилась? (восьмиугольник)

Учитель

Нас встречает добродушный профессор Умножение. Вот его задание - запомнить ряд чисел и записать по памяти 8162432404856647280 (таблица умножения на 8)

- Давайте немного отдохнем. Проведем физкультминутку, а заодно и посчитаем.

Физкультминутка (перед выполнением задания учитель показывает пример, дети считают и выполняют движение)

Топать будем столько раз, (15 - 9)
Хлопать будем столько раз, (14 - 7)
Повернемся столько раз, (12 - 8)
Улыбнемся столько раз. (10 - 9)
Сядем тихо, очень тихо
Не услышите вы нас.

Учитель

А вот задание профессоров Плюса и Минуса.

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ. (соревнование двух детей)

  • 69 О 11 О 57=23
  • 50 О 42 О 3 =11
  • 11 О 15 О 28=54 
  • 72 О 16 О 8 =48

Учитель

Ребята, вот мы и подошли ко дворцу царицы Математики. Чтобы попасть в него, нужно развеселить наших друзей. Вспомните песни, где встречаются числа. Спойте строчку песни.

Конкурс "Музыкальный калейдоскоп"

("Три белых коня", "Один раз в год сады цветут", "Девчонка из квартиры 45", "33 коровы", "Три танкиста, три веселых друга", "Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка", "Три желанья", "Миллион, миллион, миллион алых роз", "Пять минут" и др.)

- Спасибо, ребята. Молодцы.

Учитель

- А это задание дает нам сама царица Математика.

Занимательная задача

Решить примеры, вставить ответы в нужную клетку таблицы, прочитать слово

20:5 (о) 3·9 (ы) 7·3 (д) 7·8 (л) 5·7 (м) 30:6 (ц)

35 4 56 4 21 5 27
             

Вставляем буквы, читаем - "Молодцы!"

Учитель

Спасибо вам, ребята, за прекрасные ответы, за ваши пытливые глаза, за внимание и смекалку.

Жюри подводит итоги. Лучшим знатокам математики выдаются медали "За смекалку"

Рефлексия

Учитель

Продолжите мои предложения:

- Сегодняшняя игра...

- Мне понравилось ...

- Моё настроение...