Тип урока: урок новых знаний.
Цели:
- Познавательная - сформировать у обучающихся целостное представление об основных видах политической идеологии, сформировать и закрепить понятия: политическая идеология, либерализм, консерватизм, фашизм, коммунизм, ревизионизм, анархизм.
- Развивающая - способствовать развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы и работы в группе, умения выделять из текста главное, сравнивать и характеризовать выделенные объекты изучения, делать основные выводы.
- Воспитательная - формирование мировоззренческой позиции, потребности социально-активного поведения.
Методическое оснащение урока:
- Презентация (Приложение №1)
- Раздаточный материал (Приложение №2, Приложение №3)
Межпредметные связи: история, экономика.
Основные понятия для усвоения: политическая идеология, либерализм, консерватизм, фашизм, коммунизм, ревизионизм, анархизм.
План урока
- Организационный момент. Приветствие. Сообщение и актуализация целей урока.
- Подготовка к восприятию нового материала.
- Изучение нового материала
- Понятие "политическая идеология"
- Виды политических идеологий
- Домашнее задание. Повторить и выучить основные характеристики различных видов политических идеологий, опираясь на содержание сводной таблицы "Виды политических идеологий"; повторить конспект по теме "Политические партии, виды, признаки, функции политических партий". Выучить (повторить) определения к терминам партия, референдум, электорат, партийная система.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
В начале урока я предлагаю посмотреть слайды. С их помощью, в результате логического размышления, мы вместе определим тему сегодняшнего урока. Помогут вам это сделать вопросы-подсказки:
1) Какую сферу общественной жизни отражают показанные слайды?
2) Кем являются лица, представленные в сюжете? (Приложение №1, слайд№1)
Учащиеся (предполагаемый ответ): показанные слайды отражают политическую сферу жизни общества, на них мы видим политических деятелей, лидеров разных партий.
Учитель: Кого мы называем политическим лидером?
Учащиеся (предполагаемый ответ): тех, кто стоит во главе политических партий, политических движений.
Учитель: А какие политические партии современной России вы знаете?
Учащиеся (предполагаемый ответ): ЛДПР, "Единая Россия", КПРФ, "Справедливая Россия".
Учитель: Чем отличаются эти партии друг от друга, в чем вы видите разницу между ними?
Учащиеся (предполагаемый ответ): эти партии отличаются идеями, целями, партийными программами, методами политической борьбы.
Учитель: Совершенно верно! Все, что вы перечислили можно объединить и назвать одним термином - идеология. Следовательно, тема нашего урока - "Виды современных политических идеологий" (Приложение №1, слайд№2).
(Учащиеся записывают название темы в тетрадях)
Учитель: В ходе сегодняшнего урока вы должны получить четкое представление о том, что такое политическая идеология и какие существуют виды политических идеологий, что их объединяет, в чем их отличия; узнать, что такое политическая идеология, основные виды политических идеологий, роль политической идеологии (Приложение №1, слайд №3)
2. Изучение нового материала.
Учитель: Термин "идеология" - "наука об идеях" впервые вошел в научный обиход во Франции в конце XVIII века. В настоящее время идеологию определяют как систему взглядов определенной социальной группы на устройство и развитие общества (учащиеся делают запись в тетрадях. Приложение №1, слайд№4).
Учитель: возьмите Задание №1. По ходу моего рассказа заполните предложенную таблицу (Приложение №2), по окончанию работы сравним и проверим результаты.
Учитель: итак, политическая идеология - какую же роль она играет?
Роль политической идеологии выражается в том, что она формирует ценности людей в системе отношений: государство-человек, государство-власть-человек, государство-экономика. Побуждает людей к политическому действию, мобилизует их волю и активность. Оказывает влияние на выбор метода политической борьбы, политического действия. Если интересы представителей определенной социальной группы соблюдаются, то они стремятся к сохранению существующего положения вещей, если же их потребности не удовлетворяются, они становятся на путь борьбы. Политическая борьба может проводиться либо в рамках существующих норм закона, либо с их нарушением, то есть достижение власти осуществляется через свержение существующего строя. Люди, разделяющие одну идеологию, объединяются в политические организации - партии, движения.
Политическая идеология выражается в лозунгах и программах партий. Часто бывает так, что лозунги и программы партии противоречат друг другу. Поэтому, чтобы не стать объектом идеологического манипулирования, необходимо критически относиться к тому, что предлагают нам в качестве ценностей политические партии. Только в этом случае мы сможем выбрать то, что нам действительно подходит и действительно отражает наши интересы.
Учитель: Проверим результаты вашей работы. Две минуты на то, чтобы в группах обсудить и дополнить таблицу, результаты работы озвучить.
(Ответы учащихся сравниваются с ответами на слайдах презентации. Приложение №1, слайды №№ 5,6,7)
Учитель: Для того чтобы вам как будущим или уже состоявшимся избирателям сделать правильный выбор, определить свои политические пристрастия, мы на этом уроке познакомимся с основными видами политических идеологий, которые являются основой, ядром программ существующих ныне партий.
Таким образом, политическая идеология включает в себя:
- во-первых представление о модели желаемого общественного устройства в социальной, политической и экономической сферах;
- во-вторых - пути построения желаемого общества (Приложение №1, слайд№8)
Исходя из модели желаемого общества и путей его достижения, определяются виды политических идеологий. К ним относятся: либерализм, консерватизм, фашизм, коммунизм, ревизионизм и анархизм (учащиеся делают запись в тетрадях. Приложение №1, слайд№9).
Учитель: возьмите Задание№2 (Приложение №3). Каждому из вас необходимо изучить текст, заполнить следующие ячейки таблицы: "Основоположники", "Пути построения общества" и одну на выбор из "Модели желаемого общества", затем обсудить в группе результаты работы, и заполнить раздел таблицы полностью. Представить результат групповой работы. По ходу рассказа одногруппника, заполнить остальные разделы таблицы. В итоге работы вы должны получить сводную таблицу, характеризующую виды политических идеологий.
Ваши выступления будут выслушаны жюри, которое их оценит, руководствуясь четкостью и полнотой ответа, вашим умение выделить главное. Также будут заданы вопросы, правильный ответ на которые принесет вам дополнительные баллы.
В течение 8 минут идет работа в группах, заполняются таблицы. Затем, в течение 12-14 минут жюри выслушивает сообщение, задает дополнительные вопросы и оценивает выступление по пятибалльной шкале, руководствуясь следующими критериями: четкость и полнота ответа, умение выделить главное, правильность ответа.
По ходу выступления представителей от каждой группы на экране демонстрируются слайды с правильным вариантом заполнения таблицы (Приложение №1,слайды №№ 10-15). Учащиеся переписывают данные в соответствующие колонки своих таблиц. Жюри оценивает выступающего, сравнивая результаты деятельности его группы с информацией на слайде.
Дополнительные вопросы жюри каждой группе :
1. Какие конкретные взгляды либералов вам близки, которые вы разделяете? Почему?
2. С какими принципами консерваторов вы не можете согласиться? Почему?
3. Как вы думаете, играет ли фашистская идеология важную роль в современной политической жизни России? Какие профашистские движения в России вы знаете?
4. Как вы думаете, можно ли создать четкую политическую программу на основе коммунистических взглядов, которая будет поддержана большинством населения России?
5. В чем преимущество реформаторского пути развития общества перед революционным, а в чем его недостаток?
6. Как лично вы относитесь к утверждению анархистов о том, что необходимо уничтожить государственную власть как фактор насилия над личностью?
После выступления представителя от группы, его ответов на вопросы жюри, одногруппники также задают свои вопросы по теме выступления.
После выступления представителей всех групп, и заполнения сводной таблицы, учитель и учащиеся подводят итоги этого этапа работы.
Учитель: в ходе работы вы составили сводную таблицу, которая помогает сравнить основные принципы различных политических идеологий. При помощи таблицы определите, какие политические идеологии имеют общие принципы и какие именно принципы? Какие идеологии имеют наиболее сильные расхождения и в чем?
Учащиеся (предполагаемый ответ): :
Учитель выслушивает ответы, делает замечания, поправляет и т.п.
Учитель: Как мы с вами уже отмечали в начале урока, в основе программы любой политической партии лежат принципы той или иной идеологии. Политическая идеология - явление развивающееся. Программы современных политических партий, в том числе и российских, нельзя четко отнести к той или иной идеологии, они базируются на принципах нескольких политических идеологий. В этом мы с вами убедимся на следующем уроке, посвященном партийной системе современной России.
3. Итоги урока.
Если остается достаточно времени, то учащимся предлагается тест на закрепление изученного материала:
Учитель: А сейчас я предлагаю вам определить по высказыванию, цитате политического деятеля, сторонником какой политической идеологии он является.
Работа в группах: учащимся предлагаются для просмотра слайды с портретами исторических деятелей и отрывками текста (Приложение №1, слайды №№ 16-25)
Учитель: итак, подведем итоги занятия, достигнуты ли цели урока, поставленные перед вами?
1) Что нового вы узнали на уроке?
2) Какие виды политических идеологий вам теперь известны?
3) Как вы систематизировали полученные новые знания?
4) Как взаимосвязаны политические партии и идеологии?
Учащиеся (предполагаемый ответ): в ходе урока мы узнали, что такое идеология, какие элементы она в себя включает. Узнали, что существуют такие политические идеологии как либерализм, консерватизм, фашизм, коммунизм, ревизионизм, анархизм. Изучили их основные принципы и составили сводную таблицу. Теперь мы знаем, что современные российские партии формируют свою партийную программу на основе этих идеологий.
Учитель: В ходе урока вы работали самостоятельно и в группах, выделяли главное из текстов и устных сообщений, учились слушать и слышать товарищей, задавать вопросы, отвечать на них, анализировать и делать выводы, быть активными. (Дать оценку, что удалось лучше, что хуже. Лучше всего удалось:; трудности возникли в: и т.д.)
Таким образом, цели, поставленные перед вами, достигнуты.
Оценки за работу на уроке:
Домашнее задание:
Учитель оценивает работы учеников на уроке, дает домашнее задание.