Еще Эйнштейн утверждал, что в своей научной деятельности на постановку проблемного вопроса из часа работы им тратится 55 минут, а оставшихся пяти бывает достаточно для нахождения ответа. При выявлении проблемы и ее формулировке задействуются более обширные участки мозга, чем при ее решении, для этого требуется высокая степень обобщенности видения действительности, умение абстрагироваться от несущественных деталей, увидеть корни проблемы.
Под проблемным обучением понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания.
Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Знания, умения и навыки, полученные в процессе решения проблемных ситуаций, более эффективно фиксируются в памяти учащегося. Но это не единственный и не главный эффект проблемного образования. Знания важны лишь в том случае, если учащийся сможет их применить на практике, сможет решать с их помощью конкретные задачи, которые ставит перед ним действительность. В процессе проблемного обучения предполагается, что учащиеся будут самостоятельно выбирать и обрабатывать самые разные источники информации, в том числе и те, с которыми они будут работать в последующем, и обращаться к этим источникам им приходится чаще, чем тем, кто обучается по традиционной программе. В случае применения группового метода проблемного обучения учащиеся получают навыки коллегиального решения рабочих проблем. Проблемное обучение, опять же, имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учащихся, ученики получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности учащихся.
Можно сформулировать следующие правила
создания проблемных ситуаций:
Процесс проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам:
- возникновение (постановка) проблемной ситуации;
- осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);
- поиск способа решения проблемной задачи путем догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблемной задачи.
Ход урока
Возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы |
||
Учитель: | Сегодня мы с вами научимся решать
уравнения высших степеней, а вот алгоритм их
решения нужно будет вывести нам самим. Решить уравнение: x3-5x2+8x-6=0 (1) Возникает проблема: Мы понимаем, что было бы удобно представить левую часть равенства в виде произведения (оно будет равно 0). Нужно разложить многочлен 3 степени на множители. Но как? Как разложить на множители многочлен х2+3х+2? |
|
Актуализация прежних знаний учащихся |
||
Ученики: | Может помочь теорема Виета. х2+3х+2 = (х+1)(х+2) |
|
Выступление учеников по подготов ленным заранее дома материалам. | Франсуа Виет родился в 1540 году во Франции. Отец Виета был прокурором. Сын выбрал профессию отца и стал юристом, окончив университет в Пуату. В 1563 году он оставляет юриспруденцию и становится учителем в знатной семье. Именно преподавание побудило в молодом юристе интерес к математике. Виет переезжает в Париж, где легче узнать о достижениях ведущих математиков Европы. С 1571 года Виет занимает важные государственные посты, но в 1584 году он был отстранен и выслан из Парижа. Теперь он имел возможность всерьез заняться математикой. В 1591 году он издает трактат "Введение в аналитическое искусство", где показал, что, оперируя с символами, можно получить результат, применимый к любым соответствующим величинам. Знаменитая теорема была обнародована в том же году. | |
Выступление учеников по подготов ленным заранее дома материалам. | Теорема Виета: Числа х1 и х2
являются корнями приведенного квадратного
уравнения х2+pх+q=0 тогда и только тогда,
когда х1+х2= -p, х1х2=q. Следствие: х2+pх+q=(х-х1)(х-х2). Обобщенная теорема Виета: Числа х1 и х2 являются корнями квадратного уравнения ах2+bх+с=0 тогда и только тогда, когда х1+х2= -b/а, х1х2=с/а. Следствие: ах2+bх+c=а(х-х1)(х-х2). |
|
Учитель: | Вспомните ситуации, в которых может использоваться теорема Виета. | |
Ученики: | Проверка правильности найденных
корней. Определение знаков корней квадратного уравнения. Устное нахождение целых корней приведенного квадратного уравнения. Составление квадратных уравнений с заданными корнями. Разложение квадратного трехчлена на множители. А нам как раз необходимо разложить на множители многочлен x3-5x2+8x-6. Для этого нужно найти корни многочлена. |
|
Выдвижение предположений и обоснования гипотезы |
||
Учитель: | Какое число называется корнем многочлена? | |
Ученики: | Число c называется корнем многочлена f, если f(c)=0. | |
Учитель: | Какой одночлен многочлена поможет нам подобрать корни многочлена? | |
Ученики: | Свободный член. x3-5x2+8x-6 (2) 1; 2; 3; 6 Из всех делителей числа 6 только 3 является корнем многочлена. Т.е. один из множителей в разложении будет (х-3). Как найти другие множители? Разделим уголком. x3-5x2+8x-6 | x-3 x3-3x2 х2-2х+2 -2х2+8х-6 -2х2+6х 2x-6 2x-6 0 Разделили без остатка. x3-5x2+8x-6=(x2-2x+2)(x-3) Вернемся к уравнению (1): (x2-2x+2)(x-3)=0 x2-2x+2=0 - квадратное уравнение, корней не имеет, т.к. D<0. Ответ: x=3. |
|
Учитель: | А мог получиться остаток при делении? Ответим на этот вопрос несколько позже. А сейчас найдите значение многочлена (2) при х=3. | |
Ученики: | 33-532+83-6=27-45+24-6=0 | |
Учитель: | Прошу обратить ваше внимание, что
x=3-корень многочлена и остаток от деления
многочлена на (х-3) равен 0. х=2 - не является корнем уравнения (1). Попробуем разделить многочлен (2) на (х-2). |
|
Ученики: | x3-5x2+8x-6 | x-2 x3-2x2 х2-3х+2 -3х2+8х-6 -2х2+6х 2x-6 2x-4 -2 Найдем значение многочлена (2) при х=2. 23-522+82-6=8-20+16-6=-2 Отметим, что x=2- не является корнем многочлена и остаток от деления многочлена на (х-2) равен значению многочлена при х=2. Вот и ответ на вопрос об остатке. Да, остаток получился, при таком значении х, которое не является корнем многочлена. |
|
Учитель: | Задание по вариантам. а) Найдите корень многочлена. б) Выполните деление. в) Найдите значение данного многочлена при заданных х. а) x3 - 3x2 + 6x - 4 б) x3 - 3x2 + 6x - 4 на (х-1) в) х=1 а)2x3 - x2 + x - 5 б) 2x3 - x2 + x - 5 на (х-1) в) х=1 Замечаете ли вы ту же закономерность (речь идет о значении остатка и значении многочлена при различных значениях х)? |
|
Доказательство гипотезы | ||
Ученики: | Да, закономерность присутствует. Нужно попробовать записать её в общем виде. Пусть f - многочлен, c - некоторое число. Докажем следующие утверждения: 1. f делится на двучлен (x - c) тогда и только тогда, когда число c является его корнем. 2. Остаток от деления f на (x - c) равен f(c). Доказательство. Сначала мы докажем второе утверждение. Для этого разделим f c остатком на (x - c): f = (x - c)q + r; по определению остатка, многочлен r либо равен 0, либо имеет степень, меньшую степени (x - c), т.е. меньшую 1. Но степень многочлена меньше 1 только в случае, когда она равна 0, и поэтому в обоих случаях r на самом деле является числом - нулем или отличным от нуля. Подставив теперь в равенство f = (x - c)q + r значение x = c, мы получим f(с) = (с - c)q(с) + r = 0, так что действительно r = f(c), и первое утверждение тоже доказано. Эту закономерность отметил и математик Безу. |
|
Выступление учеников по подготов ленным заранее дома материалам. | Этьен Безу- французский математик,
член Парижской Академии Наук( с 1758 года ), родился
в Немуре 31 марта 1730 года и умер 27 сентября 1783 года.
С 1763 года Безу преподавал математику в училище
гардемаринов, а с 1768 года и в королевском
артиллерийском корпусе. Основные работы Этьена Безу относятся к высшей алгебре, они посвящены созданию теории решения алгебраических уравнений. В теории решения систем линейных уравнений он содействовал возникновению теории определителей , развивал теорию исключения неизвестных из систем уравнений высших степеней, доказал теорему (впервые сформулированную К.Маклореном ) о том , что две кривые порядка m и n пересекаются не более чем в mn точках. Во Франции и за её границей вплоть до 1848 года был очень популярен его шеститомный "Курс математики ", написанный им в 1764-69 годах. Безу развил метод неопределённых множителей, в элементарной алгебре его именем назван способ решения систем уравнений, основанный на этом методе. |
|
Именем учёного названа одна из основных
теорем алгебры - ТЕОРЕМА БЕЗУ: Остаток от
деления многочлена Pn(x) на двучлен (x - C) равен значению этого многочлена при x = C. И теорему эту мы только что доказали. |
||
Усвоение новых знаний и способов действия |
||
Решить уравнение х4 - x3 - 6x2 - x + 3 = 0. Целые корни многочлена f = х4 - x3 - 6x2 - x + 3 должны быть делителями свободного члена, так что это могут быть числа 1, -1, 3, -3. -1 - корень f , и в частном получается многочлен g = x3 - 2x2 - 4x +3. -1 проверим еще раз: g(-1)?0. g(3) = 0, и при делении g на (x - 3) получается многочлен x2- x - 1, корни которого (1+v5)/2 и (1-v5)/2. Таким образом, многочлен f, а значит, и исходное уравнение имеет 4 корня: -1;3;(1+v5)/2;(1-v5)/2. |
||
Решить уравнение x4+3x3-13x2-9x+30=0. 1; 2, 3, 5, 6, 10. (x-2)(x3+5x2-3x-15)=0 (x-2)(x+5)(x2-3)=0 Ответ: x1=2, x2=-5, x3,4=. |
||
Учитель: | Теорема Безу дает возможность, найдя один корень многочлена, искать далее корни многочлена, степень которого на 1 меньше: если f(c) = 0, то f = (x - c)q, и остается решить уравнение q(x) = 0. Иногда этим приемом - он называется понижением степени - можно найти все корни многочлена. | |
Решить уравнение x6+x5-7x4-5x3+16x2+6x-12=0. 1; 2; 3; 4; 6; 12. x6+x5-7x4-5x3+16x2+6x-12=(x-1)(x5+2x4-5x3-10x2+6x+12) (x-1)(x5+2x4-5x3-10x2+6x+12)=0 (x-1)(x+2)(x4-5x2+6)=0 x4-5x2+6=0 - биквадратное уравнение, x1,2=, x3,4=. Ответ: x1,2=, x3,4=, x5=1, x6=-2. |
||
Учитель: | Следует отметить, что при решении
уравнений с помощью теоремы Безу необходимо:
|
|
Формирование умений и навыков |
||
Найти остаток от деления многочлена x3
- 3x2 + 6x - 5 на двучлен (x - 2) . R = P3 (2) = 23 - 322 + 62 - 5 = 3 . |
||
Разложить на множители многочлен P(x) = x4
+ 4x2 - 5. Среди делителей свободного члена число 1 является корнем данного многочлена P(x) , а это значит , что P(x) делится на (x - 1) без остатка: P(x)/(x - 1) = x3 + x2 + 5x + 5 Значит P(x) = (x - 1)( x3 + x2 + 5x + 5). Среди делителей свободного члена многочлена x3 + x2 + 5x + 5 x = -1 является его корнем , а это значит , что x3 + x2 + 5x + 5 делится на (x + 1) без остатка : (x3 + x2 + 5x + 5)/(x + 1) = x2 +5 , Значит x3 + x2 + 5x + 5 = (x +1)(x2 +5).Отсюда P(x) = (x - 1)(x +1)(x2 +5) . (x2 + 5) на множители не раскладывается, т.к. действительных корней не имеет, поэтому P(x) далее на множители не раскладывается . |
||
Учитель: | Теорема Безу находит применение при рассмотрении одной из важнейших задач математики - решении уравнений. Существует несколько следствий из теоремы, которые помогают при решении практических задач. Из рассмотренных примеров можно сделать вывод, что теорема Безу находит применение при решении задач, связанных с делимостью многочленов, например, нахождение остатка при делении многочленов. Также, теорема работает при разложении многочленов на множители. | |
Учитель: | Теорема Безу позволяет ответить и на
важный теоретический вопрос - Сколько корней
может иметь многочлен? Д/З: Докажите утверждение: Многочлен степени n имеет не более n корней. (Воспользуйтесь методом от противного) |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Кроль В.М. Психология и педагогика. - М.: Высшая школа. 2001.
- Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. 2003. №1.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика. 1977.
- Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. Томск: Пеленг. 1993.
- Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д: Феникс. 2003.
- Холодная М.А. Задачи интеллектуального воспитания учащихся в условиях современной школы // Сайт проекта "Математика, психология, интеллект", прямая ссылка - http://fp.nsk.fio.ru/works/022/mpi/psihol_2_2.htm
- Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия. 1998.