Цель: познакомить детей с историей и культурой родного края, развитие творческого воображение, освоение выразительных возможностей художественных материалов и техник, а также умение ими пользоваться.
Задачи:
Обучающие:
- Расширить знания детей об истории и культуре родного края.
- Научить создавать будущую композицию картины.
- Научить последовательности выполнения работы.
Развивающие:
- Продолжать учить детей логически и грамотно выражать свои мысли
- Учить делать выводы и анализировать материал.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к истории родного края и декоративно-прикладному творчеству родного края.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование.
- Работы учащихся.
- Материал: ДВП, простой карандаш, резинка, калька, копировальная бумага, кисти для клея, клей ПВА, соленое тесто, стеки, подложка, баночка с водой.
Ход занятия
1. Организационный момент
Слайд 1 (см. Презентацию 1)
– Тема нашего занятия “Просторы Югры”. На этом занятии мы с вами узнаем какие народы живут в Ханты-Мансийском автономном округе и каким промыслом они занимаются.
Мой народ
Мой народ
В каком краю земли
Ты рожден природою предвечной?
Сквозь туман веков тебя вели
Труд и сила щедрости сердечной.
Роман Ругин
2. Основная часть
Слайд 2
– Мы с вами живем в Ханты-Мансийском автономном округе – это огромная территория в Западной Сибири. Коренные жители ханты и манси.
Слайд 3 – 4
Жилище коренных народов.
Жители народов ханты и манси ведут кочевой образ
жизни. Дом коренных жителей народов Севера – чум.
Делают его из оленьих шкур. Чум можно разобрать и
перевезти на другое место. Зимой люди народа
ханты и манси живут в деревянных домах, похожие
на русскую избу. Печь у народов ханты и манси –
называется чувал.
Слайд 5
Средством передвижения являются олени. Ханты и манси разводят оленей – это для них транспорт, и пища, и одежда.
Слайд 6-7
Как вы думаете, чем занимались народы Севера, чтобы прокормить себя и семью? (ответы детей). Круглый год разводили оленей и занимались рыболовством. Летом и осенью собирали грибы и ягоды.
Слайд 8
Посуда сделана из бересты.
Слайд 9
Игрушки детей народов ханты и манси, изготавливали из берестяных деревяшек. Куколки делали из лоскутков ткани. А почему, куколки безликие? (Ответы детей).
Слайд 10
Одежду народы ханты и манси шили из оленьих шкур и сукна. Народы Севера очень талантливы. Рукодельницы украшали одежду – бисером, тесьмой.
Слайд 11
В такой одежде можно встречать праздники – Праздник Оленевода, Медвежий праздник.
Слайд 12–13
Дети, а сейчас посмотрим какие работы можно сделать из соленого теста о природе родного края. И вы сами можете сделать такие картины сами. Но прежде, чем нам приступить к работе, давайте вспомним, что вы нового узнали?
3. Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький цветок,
Ловите солнышко ладошками!
4. Практическая часть
А, сейчас мы с вами будем юными творцами. И каждый из вас создаст свою картины из соленого теста. И прежде чем приступить нам к работе, давайте обсудим последовательность работы (в зависимости от рисунка работа может продолжаться 3–4 занятия):
Переводим рисунок через кальку на ДВП.
Начинаем лепить картину с заднего плана, затем
лепим передний план.
Роспись картины производим с фона и продолжаем
расписывать задний план, затем передний план
картины.
5. Итог занятия
Проводится выставка работ.