Введение
Нарушение речи – достаточно распространённое явление не только у детей, но и у взрослых. Причины возникновения этих нарушений очень разнообразны. Но они являются следствием несвоевременного или неэффективно оказанного лечения, помощи. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Чем совершеннее речь ребёнка, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Работая учителем-логопедом, всю свою деятельность я стараюсь строить интересно, весело, используя игровые приёмы, наглядный материал и считаю, что нельзя давать детям скучать, а нужно делать всё очень быстро и, как советует Доман, “заканчивать горячими выражениями радости и похвалы”, что позволяет мне вызвать интерес у детей к занятиям по развитию речи. Нравятся детям занятия-игры по типу телевизионных “Устами младенца”, “Поле чудес”, КВН. Такие занятия я провожу, как итоговые по лексическим темам, с обязательным использованием элементов мнемотехники.
Цель: обобщить знания детей по лексической теме “Весна”
Задачи:
Познавательные:
- Активизировать и расширять словарь детей по данной лексической теме;
- Продолжать учить детей подбирать однородные определения;
- Уточнить и расширить запас конкретных представлений о зимних явлениях.
Развивающие:
- Развивать диалогическую речь: умение слушать партнёра, реагировать на высказывание сверстника, выстраивать, используя мнемотаблицы; соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;
- Стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
- Выразительно, эмоционально передавать в движениях содержание песни, двигаться в соответствии с характером музыки;
- Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти, используя стихи, загадки, пословицы, поговорки и приметы весны.
Воспитательные:
- Прививать любовь к родной природе;
- Формировать чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательное отношение к гостям и друг другу;
- Совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.
Предварительная работа:
- чтение произведений о весне;
- заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок, весенних примет;
- разучивание песен: “Солнечная песенка” муз. Г.Вихаревой, песня “Про меня и муравья” муз. Абелян, “Весенняя полька” муз.и слова З.Я. Роот.
- красивое оформление зала с использованием декораций;
- конверты с картинками для капитанов;
- картинки медведей, разрезанные на пять частей (формат 50x30 см);
- изготовление демонстрационного материала:
Ход игры
- Плакат “Что перепутал художник?”
- Медали;
- Костюм Весны;
- Мнемотаблицы.
Логопед:
Если снег повсюду тает,
День становиться длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…
Дети. Весна.
Логопед: Сегодня мы будем говорить о весне. В КВН соревнуются две команды: команда “Солнышки” и команда “Ручейки”. А оценивать ответы команд будет жюри.
(Дети выбирают трёх членов жюри по считалке, из числа взрослых, присутствующих на занятии).
Дети исполняют “Солнечную песенку” Муз. Г.Вихаревой
2. Представление команд.
Команда “Солнышки”:
Девиз:
“Дружить всегда, сиять везде!
Вот наш девиз и солнца!”
Приветствие команде – сопернику:
“Вы сильны, а мы сильнее!
Вы умны, а мы умнее!”
Команда “Ручейки”:
Девиз:
“Звенят ручьи, бежит вода,
А мы дружны, как никогда”.
Приветствие команде – сопернику:
“Кисни, кисни, простокваша,
Всё равно победа наша!”
Логопед: Сейчас команды представляют себя, называя “красивые слова – определения:
* Какое солнышко? (тёплое, красное, весёлое,
ласковое, лучистое, доброе, яркое, ясное)
* Какой ручеёк? (журчащий, звенящий, чистый,
прозрачный, звонкий, холодный, весёлый, быстрый)
– Попробуйте назвать одним словом то, что я произнесу (поочерёдно каждой команде).
- Участок земли, где снег растаял (проталина).
- Цветок, растущий из-под снега (подснежник).
- Лёд идёт по реке (ледоход).
- Проснулся медведь, ёжик (пробуждение).
- Первыё цветы (первоцветы).
- Много воды (разлив).
- Март, апрель, май (весна).
- Набухают почки (началось сокодвижение).
- Бежит, звенит, журчит (ручей).
- Птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают (перелётные птицы).
- Тает снег, с крыш капает (капель).
- Домик для птиц (скворечник).
3. Домашнее задание
Конкурс загадок
(Команды загадывают друг другу о весенних
явлениях, месяцах.)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна)Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька)В этот месяц, что ни год,
Травы водят хоровод.
Дым листвы везде и всюду.
Дуб оделся, сад цветёт
(Май)В этот месяц, что ни год,
Над крыльцом скворец поёт.
Снег грустит, сосульки плачут-
Горек им весны приход.
(Март)Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник)К маме – речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной.
(Ручей)На ветках – плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.
(Почки)В этот месяц, что ни год,
Половодье, лёд идёт.
Почки клювы раскрывают,
Пчёлы ищут первый мёд.
(Апрель)На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец)Чёрный, проворный,
Кричит “крак”
Червякам враг. (Грач)
4. Музыкальная пауза
Дети исполняют песню “Про меня и муравья” (муз. Абелян).
5. Конкурс капитанов
В конвертах лежат по шесть картинок, на которых изображены предметы, нужные зимой и весной (лыжи, кормушка, лопата, грабли, валенки, сапоги резиновые, санки, варежки, велосипед, сачок, коньки, скворечник)
Капитаны должны выбрать только те картинки, на которых изображены предметы, нужные весной и объясняют, зачем нужны эти предметы. Например: “Скворечник нужен, чтобы жить в нём скворцам”.
6. Найди “весенние” слова
Ребёнок читает стихотворение о весне, а члены команды – соперников находят эти “весенние” слова, запоминают, затем называют.
Апрель
Наконец, настал апрель,
Снег сползает с крыши.
И звенит кругом капель,
Разве ты не слышишь?
Дома тихо и тепло,
Жаром пышет печка.
И, весне отдав поклон,
Зажурчала речка.
Ручейки слились в одну,
Самую большую –
В Вятку – матушку мою,
Реченьку родную!
С. ПодшибякинаВозвращаются певцы.
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталине.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи и лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка, и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птенцы по соломинке.
Г. Ладонщиков
6. Физкультурная пауза. “Грачи”
Давайте представим себя стайкой грачей.
Вот на ветках,тчи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
7. Кто больше назовёт народных примет, пословиц и поговорок о весне
8. Назвать пословицы по мнемотаблицам
“Грач на горе – весна на дворе.”
“Весна красна цветами, осень пирогами, а зима снегами.”
9. Музыкальная пауза
“Весенняя полька” Музыка и слова З.Я. Роот
10. Какие ошибки допустил художник?
11. Сложи картинку.
Узнай, кто получился? (Картинка – медвежонок разрезана на 5 частей).
12. Игра “Волшебное дерево”
Игра на образование родственных слов к словам:
Птица – птичка, птичка, птенчик, птенец, птенцы, птичий двор, птицелов, птичница.
Лист – листочек, листья, листва, листочки, листопад, лиственный (лес), лиственница.
Ребёнок называет родственное слово и прикрепляет листочек (птицу) к дереву. (Жюри считают количество листьев и птиц на дереве). (см. рис. 3, рис. 4, рис. 5, рис. 6).
13. Подведение итогов
Слово жюри, награждение (медали).
14. Сюрпризный момент
Входит Весна. (Учитель – логопед надевает костюм, перевоплощается).
Весна: Здравствуйте, мои дорогие!
Дети: Здравствуй, Весна – красна!
Весна:
Спасибо, вам мои родные!
Я нашей встрече рада.
Приду, опять настанет час.
А вот подарки вам, ребята,
Чупа – чупсики для вас!
Вы, ребята, молодцы,
Через всё прошли преграды.
Получайте леденцы!
И с гостями попрощайтесь,
На прогулку собирайтесь.
Там мы встретимся опять
Будем веселиться: на скакалке поскакать
В мячик дружно поиграть,
На велосипеде прокатиться!