Конспект игры КВН по теме "За окном Весна-красна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Нарушение речи – достаточно распространённое явление не только у детей, но и у взрослых. Причины возникновения этих нарушений очень разнообразны. Но они являются следствием несвоевременного или неэффективно оказанного лечения, помощи. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Чем совершеннее речь ребёнка, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Работая учителем-логопедом, всю свою деятельность я стараюсь строить интересно, весело, используя игровые приёмы, наглядный материал и считаю, что нельзя давать детям скучать, а нужно делать всё очень быстро и, как советует Доман, “заканчивать горячими выражениями радости и похвалы”, что позволяет мне вызвать интерес у детей к занятиям по развитию речи. Нравятся детям занятия-игры по типу телевизионных “Устами младенца”, “Поле чудес”, КВН. Такие занятия я провожу, как итоговые по лексическим темам, с обязательным использованием элементов мнемотехники.

Цель: обобщить знания детей по лексической теме “Весна”

Задачи:

Познавательные:

  • Активизировать и расширять словарь детей по данной лексической теме;
  • Продолжать учить детей подбирать однородные определения;
  • Уточнить и расширить запас конкретных представлений о зимних явлениях.

Развивающие:

  • Развивать диалогическую речь: умение слушать партнёра, реагировать на высказывание сверстника, выстраивать, используя мнемотаблицы; соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;
  • Стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
  • Выразительно, эмоционально передавать в движениях содержание песни, двигаться в соответствии с характером музыки;
  • Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти, используя стихи, загадки, пословицы, поговорки и приметы весны.

Воспитательные:

  • Прививать любовь к родной природе;
  • Формировать чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательное отношение к гостям и друг другу;
  • Совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.

Предварительная работа:

  • чтение произведений о весне;
  • заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок, весенних примет;
  • разучивание песен: “Солнечная песенка” муз. Г.Вихаревой, песня “Про меня и муравья” муз. Абелян, “Весенняя полька” муз.и слова З.Я. Роот.
  • красивое оформление зала с использованием декораций;
  • конверты с картинками для капитанов;
  • картинки медведей, разрезанные на пять частей (формат 50x30 см);
  • изготовление демонстрационного материала:
  • Плакат “Что перепутал художник?”
  • Медали;
  • Костюм Весны;
  • Мнемотаблицы.

Ход игры

Логопед:

Если снег повсюду тает,
День становиться длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…

Дети. Весна.

Логопед: Сегодня мы будем говорить о весне. В КВН соревнуются две команды: команда “Солнышки” и команда “Ручейки”. А оценивать ответы команд будет жюри.

(Дети выбирают трёх членов жюри по считалке, из числа взрослых, присутствующих на занятии).

Дети исполняют “Солнечную песенку” Муз. Г.Вихаревой

2. Представление команд.

Команда “Солнышки”:

Девиз:

“Дружить всегда, сиять везде!
Вот наш девиз и солнца!”

Приветствие команде – сопернику:

“Вы сильны, а мы сильнее!
Вы умны, а мы умнее!”

Команда “Ручейки”:

Девиз:

“Звенят ручьи, бежит вода,
А мы дружны, как никогда”.

Приветствие команде – сопернику:

“Кисни, кисни, простокваша,
Всё равно победа наша!”

Логопед: Сейчас команды представляют себя, называя “красивые слова – определения:

* Какое солнышко? (тёплое, красное, весёлое, ласковое, лучистое, доброе, яркое, ясное)
* Какой ручеёк? (журчащий, звенящий, чистый, прозрачный, звонкий, холодный, весёлый, быстрый)

– Попробуйте назвать одним словом то, что я произнесу (поочерёдно каждой команде).

  • Участок земли, где снег растаял (проталина).
  • Цветок, растущий из-под снега (подснежник).
  • Лёд идёт по реке (ледоход).
  • Проснулся медведь, ёжик (пробуждение).
  • Первыё цветы (первоцветы).
  • Много воды (разлив).
  • Март, апрель, май (весна).
  • Набухают почки (началось сокодвижение).
  • Бежит, звенит, журчит (ручей).
  • Птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают (перелётные птицы).
  • Тает снег, с крыш капает (капель).
  • Домик для птиц (скворечник).

3. Домашнее задание

Конкурс загадок
(Команды загадывают друг другу о весенних явлениях, месяцах.)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна)
Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька)
В этот месяц, что ни год,
Травы водят хоровод.
Дым листвы везде и всюду.
Дуб оделся, сад цветёт
(Май)
В этот месяц, что ни год,
Над крыльцом скворец поёт.
Снег грустит, сосульки плачут-
Горек им весны приход.
(Март)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник)
К маме – речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной.
(Ручей)
На ветках – плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.
(Почки)
В этот месяц, что ни год,
Половодье, лёд идёт.
Почки клювы раскрывают,
Пчёлы ищут первый мёд.
(Апрель)
На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец)
Чёрный, проворный,
Кричит “крак”
Червякам враг. (Грач)

4. Музыкальная пауза

Дети исполняют песню “Про меня и муравья” (муз. Абелян).

5. Конкурс капитанов

В конвертах лежат по шесть картинок, на которых изображены предметы, нужные зимой и весной (лыжи, кормушка, лопата, грабли, валенки, сапоги резиновые, санки, варежки, велосипед, сачок, коньки, скворечник)

Капитаны должны выбрать только те картинки, на которых изображены предметы, нужные весной и объясняют, зачем нужны эти предметы. Например: “Скворечник нужен, чтобы жить в нём скворцам”.

6. Найди “весенние” слова

Ребёнок читает стихотворение о весне, а члены команды – соперников находят эти “весенние” слова, запоминают, затем называют.

Апрель
Наконец, настал апрель,
Снег сползает с крыши.
И звенит кругом капель,
Разве ты не слышишь?
Дома тихо и тепло,
Жаром пышет печка.
И, весне отдав поклон,
Зажурчала речка.
Ручейки слились в одну,
Самую большую –
В Вятку – матушку мою,
Реченьку родную!
                   С. Подшибякина
Возвращаются певцы.
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталине.
Возвращаются скворцы
Работяги и певцы,
Воробьи и лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка, и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птенцы по соломинке.
                          Г. Ладонщиков

6. Физкультурная пауза. “Грачи”

Давайте представим себя стайкой грачей.

Вот на ветках,тчи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)

7. Кто больше назовёт народных примет, пословиц и поговорок о весне

8. Назвать пословицы по мнемотаблицам

(см. рис. 1, рис. 2)

“Грач на горе – весна на дворе.”
“Весна красна цветами, осень пирогами, а зима снегами.”

9. Музыкальная пауза

“Весенняя полька” Музыка и слова З.Я. Роот

10. Какие ошибки допустил художник?

11. Сложи картинку.

Узнай, кто получился? (Картинка – медвежонок разрезана на 5 частей).

12. Игра “Волшебное дерево”

Игра на образование родственных слов к словам:

Птица – птичка, птичка, птенчик, птенец, птенцы, птичий двор, птицелов, птичница.
Лист – листочек, листья, листва, листочки, листопад, лиственный (лес), лиственница.

Ребёнок называет родственное слово и прикрепляет листочек (птицу) к дереву. (Жюри считают количество листьев и птиц на дереве). (см. рис. 3, рис. 4, рис. 5, рис. 6).

13. Подведение итогов

Слово жюри, награждение (медали).

14. Сюрпризный момент

Входит Весна. (Учитель – логопед надевает костюм, перевоплощается).

Весна: Здравствуйте, мои дорогие!

Дети: Здравствуй, Весна – красна!

Весна:

Спасибо, вам мои родные!
Я нашей встрече рада.
Приду, опять настанет час.
А вот подарки вам, ребята,
Чупа – чупсики для вас!
Вы, ребята, молодцы,
Через всё прошли преграды.
Получайте леденцы!
И с гостями попрощайтесь,
На прогулку собирайтесь.
Там мы встретимся опять
Будем веселиться: на скакалке поскакать
В мячик дружно поиграть,
На велосипеде прокатиться!