"Музыкальные картины" в произведениях русских композиторов (на примере произведений П.Чайковского, С.Рахманинова)

Разделы: Музыка


Цель: развитие креативного мышления учащихся, их творческого воображения.

Задачи:

  • Научить грамотно слушать музыкальное произведение;
  • При анализе прослушанной музыки, привлечь внимание к наиболее важным её элементам, влияющим на характер, жанр, содержание музыкального произведения.

Приложение 1

Ход урока

Учитель: Ребята, давайте с вами подумаем, может ли музыка рисовать?

Ученики: Может.

Учитель: Но как? С помощью чего?

Ученики: С помощью звуков.

Учитель: Правильно. Звуки бывают шумовыми и музыкальными. Какими из них рисует музыка?

Ученики: Музыкальными.

Учитель: Конечно же, музыкальными. Музыкальные звуки тоже бывают разными: высокими, низкими, долгими, короткими. А какими ещё?

Ученики: Тихими, громкими.

Учитель: Ребята, а что может рисовать музыка?

Ученики: Портреты сказочных героев, сценки, повадки и движения животных, картины природы и т.д.

Учитель: Мы сегодня поговорим о музыкальных картинах, картинах природы (музыкальных пейзажах). Вы, наверное, не раз были в лесу, у реки, у моря, любовались окружающим вас пейзажем. Как мы любуемся природой? Конечно же, мы не только видим то, что нас окружает. Мы слышим и шелест листьев, щебетание птиц, ощущаем дуновение ветра, вдыхаем запахи леса и луга. И все эти впечатления составляют для нас гармоничную картину природы. Природа всегда является для нас загадкой. Чем таинственнее явление природы, тем больше внимания привлекает оно к себе, заставляет задуматься. Одним из таких загадочных явлений природы является смена времён года.

В музыке к теме “Времена года” обращались многие композиторы. Имена некоторых из них я вам назову. Это Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Пётр Чайковский, Александр Глазунов. Антонио Вивальди, итальянский композитор, скрипач, является создателем цикла из 4-ёх концертов, каждый из которых посвящён определённому времени года. Концерты имеют названия “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”. Й. Гайдн – австрийский композитор 18 века написал ораторию (крупное произведение для хора, солистов и оркестра) “Времена года”. Композитор А. Глазунов, который жил в конце 19- начале 20 века, создал балет “Времена года”. Русский композитор П.И. Чайковский написал цикл пьес для фортепиано “Времена года”, в котором 12 небольших пьес соответствуют 12 месяцам года, и каждая пьеса имеет своё название, эпиграф, взятый из литературы.

Сегодня мы послушаем 2 произведения из фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года”. Первое называется “Баркарола” и соответствует июню месяцу. Название “Баркарола” в переводе с итальянского языка означает “песнь на воде”. В качестве эпиграфа к этой пьесе композитор использует стихотворение русского поэта А. Плещеева:

“Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звёзды с таинственной грустью
Будут над нами сиять”.

– Вы, наверное, догадались какой пейзаж увидим мы, слушая эту музыку?

Ученики: Всплеск воды, покачивание волн.

Учитель: Верно. И всё это в музыке создаётся благодаря чередованию восходящего и нисходящего, то есть волнообразного, мелодического движения. Мелодия этой пьесы песенна, она звучит как бы на одном дыхании. Давайте послушаем “Баркаролу” Чайковского и постараемся ответить на вопрос: каков характер этой пьесы?

Звучит “Баркарола” из фортепианного цикла “Времена года” П. Чайковского

Учитель: Ребята, вам понравилось это произведение?

Ученики: (высказывают своё мнение).

Учитель: Ребята, как мы можем определить характер этой музыки?

Ученики: Немного грустный, печальный, задумчивый.

Учитель: Такой характер имеет вся пьеса целиком?

Ученики: Нет. На протяжении пьесы появляется новый образ – более светлый, оживлённый, активный.

Учитель: Но светлый образ ведь появился лишь на краткий миг. Верно? И что с ним произошло?

Ученики: Он постепенно исчез, истаял как какое-то видение, сменился прежним настроением.

Учитель: А как вы думаете, какое время суток изобразил в этой пьесе композитор: утро, день, вечер, ночь?

Ученики: Ночь (вечер).

Учитель: А какой музыкальный элемент нам это подсказывает?

Ученики: Минорный лад.

Учитель: Верно. Прежде чем мы познакомимся со вторым произведением из этого же цикла П.И. Чайковского, я хочу вас спросить: знаете ли вы, что такое Масленица?

Ученики: (Излагают своё представление об обряде проводов Масленицы).

Учитель: Издавна на Руси существовал и сохранился до наших дней обряд – проводы зимы. Его и называют Масленицей. Этот праздник длился целую неделю, а в последний день Масленицу в виде соломенного чучела сжигали. Это означало конец зимы, начало весны.

Следующая пьеса, которую мы послушаем, называется “Масленица” и соответствует какому-то месяцу года. Кто подскажет какому?

Ученики: Февралю.

Учитель: Верно. Именно февраль – последний зимний месяц. Этой пьесе предшествует эпиграф из стихотворения П. Вяземского:

“Скоро масленицы бойкой
Закипит весёлый пир”.

– Давайте послушаем эту пьесу и постараемся представить, какую картину рисует эта музыка.

Звучит “Масленица” из фортепианного цикла “Времена года” П. Чайковского

Учитель: Итак, ребята, о чём же эта музыка? Что можно себе представить, слушая её?

Ученики: Музыка рисует праздник, веселье. (Высказывают свои представления об этой музыке).

Учитель: А какими музыкальными средствами пользуется композитор, чтобы создать картину бурного праздничного веселья?

Ученики: Равномерный ритм и аккордовая фактура напоминают колокольный перезвон, быстрый темп придаёт музыке активность, оживлённость, мажорный лад – светлое, праздничное настроение.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведениями ещё одного замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Этот композитор жил во второй половине 19 – первой половине 20 века (1873-1843). С.В. Рахманинов, как и другие композиторы, был мастером музыкального пейзажа. Я хочу вам предложить послушать его романс “Весенние воды”. Романс – это произведение для голоса с сопровождением. Романс “Весенние воды” написан на стихи Ф.Тютчева. Послушайте их:

“Ещё в полях белеет снег
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
“Весна идёт! Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы
Она нас выслала вперёд.
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, свежий хоровод
Толпится весело за ней”.

– Каким настроением пронизаны эти стихи?

Ученики: радостным, светлым, солнечным настроением, ощущение восторга.

Учитель: А теперь послушаем этот романс и постараемся представить ту картину, которую изобразили с помощью стихов и музыки Тютчев и Рахманинов.

Звучит романс С.Рахманинова на стихи Ф.Тютчева “Весенние воды”

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какова роль музыки в этом романсе, изменила ли она характер стихов?

Ученики: Музыка не изменила характер стихов, она сделала стихи более эмоциональными.

Учитель: Какая картина возникает в вашем воображении, слушая эту музыку?

Ученики: (высказывают своё мнение).

Учитель: Конечно же, слушая романс “Весенние воды”, мы представляем пробуждение природы, первое дыхание весны, журчание весенних ручейков, таяние льда на реках, яркое тёплое солнце. Всё это раскрывает нам музыка. Но как? С помощью каких средств?

Ученики: Быстрый темп, “бурлящее” сопровождение фортепиано, изображающее шум воды, светлый мажорный лад, нежный тембр женского голоса (сопрано), певучая выразительная вокальная мелодия передаёт ощущение радостного волнения.

Учитель: Ребята, вам понравились музыкальные произведения, которые мы с вами сегодня слушали?

Ученики: Понравились.

Учитель: Какие произведения вам больше всего запомнились?

Ученики: (Высказывают своё мнение).

Учитель: Кто запомнил, музыку каких русских композиторов мы слушали сегодня на уроке?

Ученики: П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

Учитель: Какие времена года рисует музыка прослушанных произведений?

Ученики: “Баркарола” – лето, “Масленица” – зима, “Весенние годы” – весна.

Учитель: Ребята, за оставшиеся несколько минут до конца урока, нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся произведению.