Цель: развитие креативного мышления учащихся, их творческого воображения.
Задачи:
- Научить грамотно слушать музыкальное произведение;
- При анализе прослушанной музыки, привлечь внимание к наиболее важным её элементам, влияющим на характер, жанр, содержание музыкального произведения.
Ход урока
Учитель: Ребята, давайте с вами подумаем, может ли музыка рисовать?
Ученики: Может.
Учитель: Но как? С помощью чего?
Ученики: С помощью звуков.
Учитель: Правильно. Звуки бывают шумовыми и музыкальными. Какими из них рисует музыка?
Ученики: Музыкальными.
Учитель: Конечно же, музыкальными. Музыкальные звуки тоже бывают разными: высокими, низкими, долгими, короткими. А какими ещё?
Ученики: Тихими, громкими.
Учитель: Ребята, а что может рисовать музыка?
Ученики: Портреты сказочных героев, сценки, повадки и движения животных, картины природы и т.д.
Учитель: Мы сегодня поговорим о музыкальных картинах, картинах природы (музыкальных пейзажах). Вы, наверное, не раз были в лесу, у реки, у моря, любовались окружающим вас пейзажем. Как мы любуемся природой? Конечно же, мы не только видим то, что нас окружает. Мы слышим и шелест листьев, щебетание птиц, ощущаем дуновение ветра, вдыхаем запахи леса и луга. И все эти впечатления составляют для нас гармоничную картину природы. Природа всегда является для нас загадкой. Чем таинственнее явление природы, тем больше внимания привлекает оно к себе, заставляет задуматься. Одним из таких загадочных явлений природы является смена времён года.
В музыке к теме “Времена года” обращались многие композиторы. Имена некоторых из них я вам назову. Это Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Пётр Чайковский, Александр Глазунов. Антонио Вивальди, итальянский композитор, скрипач, является создателем цикла из 4-ёх концертов, каждый из которых посвящён определённому времени года. Концерты имеют названия “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”. Й. Гайдн – австрийский композитор 18 века написал ораторию (крупное произведение для хора, солистов и оркестра) “Времена года”. Композитор А. Глазунов, который жил в конце 19- начале 20 века, создал балет “Времена года”. Русский композитор П.И. Чайковский написал цикл пьес для фортепиано “Времена года”, в котором 12 небольших пьес соответствуют 12 месяцам года, и каждая пьеса имеет своё название, эпиграф, взятый из литературы.
Сегодня мы послушаем 2 произведения из фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года”. Первое называется “Баркарола” и соответствует июню месяцу. Название “Баркарола” в переводе с итальянского языка означает “песнь на воде”. В качестве эпиграфа к этой пьесе композитор использует стихотворение русского поэта А. Плещеева:
“Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звёзды с таинственной грустью
Будут над нами сиять”.
– Вы, наверное, догадались какой пейзаж увидим мы, слушая эту музыку?
Ученики: Всплеск воды, покачивание волн.
Учитель: Верно. И всё это в музыке создаётся благодаря чередованию восходящего и нисходящего, то есть волнообразного, мелодического движения. Мелодия этой пьесы песенна, она звучит как бы на одном дыхании. Давайте послушаем “Баркаролу” Чайковского и постараемся ответить на вопрос: каков характер этой пьесы?
Звучит “Баркарола” из фортепианного цикла “Времена года” П. Чайковского
Учитель: Ребята, вам понравилось это произведение?
Ученики: (высказывают своё мнение).
Учитель: Ребята, как мы можем определить характер этой музыки?
Ученики: Немного грустный, печальный, задумчивый.
Учитель: Такой характер имеет вся пьеса целиком?
Ученики: Нет. На протяжении пьесы появляется новый образ – более светлый, оживлённый, активный.
Учитель: Но светлый образ ведь появился лишь на краткий миг. Верно? И что с ним произошло?
Ученики: Он постепенно исчез, истаял как какое-то видение, сменился прежним настроением.
Учитель: А как вы думаете, какое время суток изобразил в этой пьесе композитор: утро, день, вечер, ночь?
Ученики: Ночь (вечер).
Учитель: А какой музыкальный элемент нам это подсказывает?
Ученики: Минорный лад.
Учитель: Верно. Прежде чем мы познакомимся со вторым произведением из этого же цикла П.И. Чайковского, я хочу вас спросить: знаете ли вы, что такое Масленица?
Ученики: (Излагают своё представление об обряде проводов Масленицы).
Учитель: Издавна на Руси существовал и сохранился до наших дней обряд – проводы зимы. Его и называют Масленицей. Этот праздник длился целую неделю, а в последний день Масленицу в виде соломенного чучела сжигали. Это означало конец зимы, начало весны.
Следующая пьеса, которую мы послушаем, называется “Масленица” и соответствует какому-то месяцу года. Кто подскажет какому?
Ученики: Февралю.
Учитель: Верно. Именно февраль – последний зимний месяц. Этой пьесе предшествует эпиграф из стихотворения П. Вяземского:
“Скоро масленицы бойкой
Закипит весёлый пир”.
– Давайте послушаем эту пьесу и постараемся представить, какую картину рисует эта музыка.
Звучит “Масленица” из фортепианного цикла “Времена года” П. Чайковского
Учитель: Итак, ребята, о чём же эта музыка? Что можно себе представить, слушая её?
Ученики: Музыка рисует праздник, веселье. (Высказывают свои представления об этой музыке).
Учитель: А какими музыкальными средствами пользуется композитор, чтобы создать картину бурного праздничного веселья?
Ученики: Равномерный ритм и аккордовая фактура напоминают колокольный перезвон, быстрый темп придаёт музыке активность, оживлённость, мажорный лад – светлое, праздничное настроение.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведениями ещё одного замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Этот композитор жил во второй половине 19 – первой половине 20 века (1873-1843). С.В. Рахманинов, как и другие композиторы, был мастером музыкального пейзажа. Я хочу вам предложить послушать его романс “Весенние воды”. Романс – это произведение для голоса с сопровождением. Романс “Весенние воды” написан на стихи Ф.Тютчева. Послушайте их:
“Ещё в полях белеет снег
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
“Весна идёт! Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы
Она нас выслала вперёд.
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, свежий хоровод
Толпится весело за ней”.
– Каким настроением пронизаны эти стихи?
Ученики: радостным, светлым, солнечным настроением, ощущение восторга.
Учитель: А теперь послушаем этот романс и постараемся представить ту картину, которую изобразили с помощью стихов и музыки Тютчев и Рахманинов.
Звучит романс С.Рахманинова на стихи Ф.Тютчева “Весенние воды”
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какова роль музыки в этом романсе, изменила ли она характер стихов?
Ученики: Музыка не изменила характер стихов, она сделала стихи более эмоциональными.
Учитель: Какая картина возникает в вашем воображении, слушая эту музыку?
Ученики: (высказывают своё мнение).
Учитель: Конечно же, слушая романс “Весенние воды”, мы представляем пробуждение природы, первое дыхание весны, журчание весенних ручейков, таяние льда на реках, яркое тёплое солнце. Всё это раскрывает нам музыка. Но как? С помощью каких средств?
Ученики: Быстрый темп, “бурлящее” сопровождение фортепиано, изображающее шум воды, светлый мажорный лад, нежный тембр женского голоса (сопрано), певучая выразительная вокальная мелодия передаёт ощущение радостного волнения.
Учитель: Ребята, вам понравились музыкальные произведения, которые мы с вами сегодня слушали?
Ученики: Понравились.
Учитель: Какие произведения вам больше всего запомнились?
Ученики: (Высказывают своё мнение).
Учитель: Кто запомнил, музыку каких русских композиторов мы слушали сегодня на уроке?
Ученики: П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.
Учитель: Какие времена года рисует музыка прослушанных произведений?
Ученики: “Баркарола” – лето, “Масленица” – зима, “Весенние годы” – весна.
Учитель: Ребята, за оставшиеся несколько минут до конца урока, нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся произведению.