План-конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Стихотворения русских поэтов о зиме"

Разделы: Начальная школа


Цели: обобщить и закрепить знания второклассников об изученных стихотворениях русских поэтов в разделе “Люблю природу русскую. Зима”; продолжить обучать детей литературному анализу, навыку выразительного чтения. Развивать у учащихся умение выражать свои мысли, связную монологическую речь, творческие способности. Прививать детям любовь к русской поэзии, к Родине.

Оборудование: портреты русских поэтов, тексты стихотворений А. Пушкина, Ф.Тютчева, С.Есенина, К. Бальмонта, И.Бунина; иллюстрации к стихотворениям, музыка П. И. Чайковского “Зимние грёзы”, карточки для самостоятельной работы, снежинки из картона.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, выполнения ортопедического режима.

Учитель: Наш урок – повторительно-обобщающий. Мне очень важны все ваши высказывания. Поэтому на уроке разрешены ответы с места, но с одним условием: внимательно слушайте своих товарищей, высказывайтесь, не перебивая друг друга, правильно выражайте свои мысли. Сегодня за правильные ответы вы будете получать снежинки. В конце урока они превратятся в отметку.

2. Объявление темы урока для учащихся

Тема нашего урока: “Стихотворения русских поэтов о зиме”. Мы вспоминаем стихотворения, прочитанные ранее, и обобщаем ваши знания об этих прекрасных произведениях.

3. Актуализация знаний и представлений учащихся о поэтических произведениях

Так устроены поэты: все, что тронуло их души, пробудило в них особые чувства, они передают в своих стихах. Многие поэты воспевали нашу русскую зиму. (Кто?)

Ответы детей.

Описывая прекрасные картины зимней русской природы, поэты выражают разные чувства: радость, грусть, умиротворение, восторг… Но в каждом прочитанном нами стихотворении мы чувствуем любовь к нашей Родине – России. Я прочту вам отрывки из стихотворений, а вы внимательно слушаете и отвечаете на вопрос: Какие чувства передаёт автор в своём стихотворении?

  1. Ф. Тютчев:

“Чародейкою – зимою околдован, лес стоит
И под снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит ”.

  1. А.Пушкин “Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…”
  2. И.Никитин “Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам…”
  3. А. Пушкин “Блеснул мороз, и рады мы приходу матушки-зимы”

Ответы детей.

Поэты выражают свои чувства в стихах, композиторы в музыке. Послушайте музыку П.И. Чайковского “Зимние грёзы”. Какие зимние картины можно представить?

Ответы детей.

Музыка оживила наши зимние картины. (Открыть иллюстрации, приготовленные на доске.) Иллюстрации к каким стихотворениям вы видите на доске? Докажите правильность своего выбора.

Ответы детей:

Я. Аким “Первый снег”
С. Есенин “Поёт зима, аукает…”
С. Есенин “Белая берёза”.
И.Бунин “ Зимним холодом пахнуло на поля и на леса…” *

Настало время подготовки к конкурсу чтецов. Нужно привести в порядок дыхание и голос. В этом нам поможет особая гимнастика.

Логопедическая гимнастика.

  1. Подули на руки, произносим на выдохе: “ Хо-хо-хо.”
  2. Упражнение для голоса: Катимся с высокой горы на больших санях.
  3. Разгоняемся тихо “и-и-и...” Набираем скорость громко “И-И-И !” Скатились, дух перевели “Фу -у-у!”
  4. Работа над интонацией. Произнесите фразу “Мороз и солнце! День чудесный” с разной интонацией: радостно, грустно, спокойно, торжественно.

5. Чтение произведений наизусть

Объявляю конкурс чтецов. Как выступают чтецы?
Дети читают стихотворения, подкрепляя чтение выбранной иллюстрацией.

6. Подведение итогов конкурса.

7. Физкультминутка

Вы снежинки, вас кружит в воздухе метель.

Дети выполняют произвольные движения под музыку, изображая снежинки.

8. Дидактическая игра

Ребята, вы знаете много стихотворений о зиме. Хотите себя проверить?
Снежная метель перепутала строки известных вам стихотворений.
Верните стихам первоначальное звучание, прочтите их нам в исправленном виде.
Дети работают с деформированными текстами, записанными на карточки:

  1. И.А. Бунин: на леса и на поля, пахнул, холодом, зимним.
  2. С.А. Есенин: Прижались, у окна, детки сиротливые, воробышки игривые.
  3. С.А. Есенин: Под моим окном, белая берёза, принакрылась, точно серебром, снегом.
  4. Я.Аким: Первый снег, утром, принес на лапках, кот.

9. Подведение итогов урока

Чьи стихотворения звучали на нашем уроке?
Что объединяет все эти стихотворения?

Ответы детей.

Вы показали хорошие знания произведений русских поэтов о зиме.
Эти стихотворения учат вас любить русскую природу, русский язык, нашу Родину – Россию. Желаю вам, чтобы эти стихотворения надолго остались в вашей памяти и в ваших сердцах.

Конец урока!