Цели.
- Образовательная: обучать правильному выразительному чтению; учить видеть и замечать прекрасное в природе, понимать окружающий мир.
- Развивающая: обогащать словарный запас, развивать память, речь, мышление и воображение.
- Воспитательная: воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Оборудование:
компьютер,
интерактивная доска,
мультимедиа проектор,
презентация по теме "Урок литературного чтения в 3 классе по теме И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек", выполненная в программе PowerPoint (Приложение 1)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка.
1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И ПОДГОТОВКА ГОЛОСА
Представьте, что вы в осеннем лесу:
- вдохните пряный аромат опавших листьев (вдох через нос, выдох через рот со звуком о-о-о в два приёма, затем в три приёма)
Тихо в лесу, только лёгкий ветерок осыпает последние листья:
- подул слабый ветерок: ф-ф-ф , затем сильнее (упражнение с листьями) ;
- тихо шелестят под ногами опавшие листочки: ш!-ш!-ш! :
- ползет уж по осеннему лесу и поет свою песенку (усиливая и ослабляя звук): ш-Ш-ш-Ш:
- прожужжала муха: ж-ж-ж...
- вот едва, слышится писк летящего комарика: з-з-з... звук приближается..., отдаляется..., стихает.
2. ЧТЕНИЕ БЛОКОВ
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребёнка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. (Слайд 4-6)
1)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3
2) Слайд 7
ба-баз-бал-бел-бег-бес
бы-бык-быт-бот-кот-лот
бэ-бзр-бор-бур-бут-бус
3) Скороговорка. Все бобры для своих бобрят добры. (Слайд 8)
4) Чтение-слалом. (слайд 9)

III. Проверка домашнего задания.
И на нашем дереве листочки опадают, но эти листочки не простые, а волшебные. На каждом из них написано слово. Сейчас мы с вами из опавших листочков-слов соберем пословицу. (Слайд 12).
Сбор слов пословицы в правильном порядке учащиеся проводят на интердоске путём перетаскивания объектов.
| Действия учителя | Действия учащихся |
| А какое отношение имеет эта пословица к теме нашего урока? | В рассказе "Листопадничек" маленький зайчик убежал из родного дома и остался зимовать в бобровой хатке. |
| Когда происходили события? | Поздней осенью. |
| Описание природы в это время года прочитаем по решетке. | Чтение детей, с.66 |
| Как ведут себя животные поздней осенью? | Чтение по решетке (чтение-угадывание с частично закрытым текстом, используется при проверке домашнего задания), с.66 |
| Испугались зайчата, но мама их успокоила. | Выразительное чтение диалога зайчат и зайчихи, с.66-67 |
| Успокоились зайчата? | Да. |
| Все ли послушались маму? Что произошло? | Краткий пересказ о побеге Листопадничка. |
| Что же дальше с ним случилось? | Чтение-группировка (деление предложения на законченные смысловые отрезки с целью отработки выразительности чтения), с.67 |
| С кем встретился Листопадничек на речке? | С бобрами. |
| А как готовились бобры к зиме? | Краткий пересказ диалога бобров и зайчика, с.68 |
| Что же решил зайчик? | Зайчик решил остаться в бобровой хатке. |
| IV. Работа по теме урока | |
| А как к этому отнеслись бобры? | Они его отговаривали, но потом согласились. |
| Разговор бобров и Листопадничка прочитаем по ролям. | Чтение по ролям, с.68 |
| Посмотрел зайчик как живут бобры в хатке. Понравилось ли ему? | Нет, не понравилось. |
| Что же он решил? Найдите ответ на с.69. | с.69, I абзац. |
| Смог ли зайчик убежать? Почему? | Нет, т.к. бобры поставили крышу, а выход из хатки был только под водой. А зайцы плавать и нырять не умеют. |
| Пришлось зайчику остаться. А почему обрадовались этому бобры? | Выборочное чтение, с.69 |
| А зачем им нужна была нянька? | Выборочное чтение, с.69 |
| Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А | |
| V. Продолжение работы по теме | |
| Начинаем работать над второй частью этого рассказа. | Жужжащее чтение последнего абзаца с.69 |
| А хорошая ли нянька получилась из зайчонка? | Выборочное чтение, с.69 |
| Бобрятам понравился Листопадничек? | |
| Найдите слово, которое объяснит нам, легко ли было зайчонку. | Чтение-поиск. (намучился) |
| Бобрят Листопадничек накормил, а самому-то тоже кушать хочется. Послушайте, что же предложили ему бобры. | Чтение по ролям с предварительной домашней подготовкой 3 человека, с.70 |
| Послушайте, что же случилось дальше. | Чтение учителем, (случай с выдрой) с.70 |
| Кого же испугались бобрята? | Выдру. |
| Как называют ее бобры? | Разбойница-выдра. |
| А какой вред наносит выдра бобрам? | Она портит и разоряет бобровые плотины. |
| А теперь возьмите в руки карандаши, будем читать все вместе, группируя слова. | Группировка с.70-71. (С.70, посл.абзац ; с.71,1-2) |
| Теперь читаем хором, соблюдая паузы. | Хоровое чтение. |
| Ой, как все испугались! Посмотрите, сколько восклицательных предложений! Прочитаем вместе. (Учитель выразительно читает текст) | Чтение эхом. (Дети вполголоса читают за учителем, копируя его интонацию) |
| Следующие два абзаца мы прочитаем способом "Кенгуру". Что запомнили? | Чтение-кенгуру. (Скачкообразное чтение: под счёт 1, 2, 3, дети фиксируют взгляд на начале, середине и конце строки) |
| О чем говорится в отрывке? | Бобр предложил зайчонку помощь. |
| О том, как выбрался зайчонок из бобровой хатки, прочитаем способом "Буксир".(Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Проверка осуществляется путём внезапной остановки на каком-либо слове) | Чтение "Буксир", , с.71. (Дети читают тот же текст про себя, стараясь успевать за учителем) |
| Ребята, посмотрите, какое слово появляется. | "родное" болото. |
| В начале рассказа Листопадничку не нравилось на болоте, боялся замерзнуть, не верил маме. А теперь он то место, откуда он когда-то убежал, называет родным. | |
| Что же он увидел, когда вернулся к своей маме? | Чтение "про себя". Ответ на вопрос. |
| С каким чувством вернулся он в родное гнездо? | Чтение "про себя". Ответ на вопрос (обрадовался, прижался) . |
| О том, как встретился Листопадничек с мамой, прочитаем в парах. | Чтение в парах. |
| А теперь прочитаем все вместе. | I в - чтение за маму, II в - чтение за зайчика. |
| Следующий абзац читаем хором. | Хоровое чтение. |
| Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка? | "Крепко-крепко" , "возле матери", "в родном гнезде". |
| Закончим чтение рассказа "чтением за диктором". (Чтение учителя с интонацией диктора) | Чтение за диктором. (Чтение абзаца с интонацией диктора), с.72. |
| Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к слову храбрый. | Да, не побоялся трудностей. Смелый, отважный, мужественный. |
| А как вы понимаете слово отчаянный? | Совершил необдуманный поступок. |
| VI. Итог урока | |
| Какой же вывод мы можем сделать из
прочитанного рассказа? Пословица "Нет милее дружка, чем родная матушка" |
Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете. |
Домашнее задание:
- с.69-72, чтение
- с.70(диалог бобрят и зайчика)- выразительное чтение
- с.70(случай с выдрой) - пересказ
- с.70-71, группировка
- с.71, чтение по решетке (спасение зайчонка)
Литература
- Игнатьева Л. Хотеть недостаточно, надо действовать. - г-та "Первое сентября", № 8, 1997 г.
- Лагутина Т.В., Елисеев Н.П., Гритчина Н.М. От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения. - ж-л "Начальная школа", № 2, 1994 г.
Электронные издания
- Большая Российская энциклопедия. - "Кирилл и Мефодий", 2002.
- Коллекция 80000 анимаций. - www.animashky.ru