Урок литературного чтения. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


"Сравнительный анализ сказки и авторской сказки с этиологическим смыслом. Р.Киплинг "Откуда у кита такая глотка""

Цель урока: Развитие первичных исследовательских навыков: пояснение специфики сказки: народной авторской и авторской с этиологическим смыслом.

Задачи:

  • без использования специального термина обнаружить этиологический смысл (т.е. стремиться объяснить причины появления каких-нибудь явлений, причины по которым у животных (кита) такая внешность) этиология от греч. AITEA-причина, LOGOS - слово, учение) сказки Р.Киплинга "Откуда у кита такая глотка";
  • выявление особенностей (признаков) сказки;
  • работа над развитием полноценного навыка чтения;
  • формировать у учащихся умение оценивать друг друга и себя, критерии оценки.

Оборудование:

  • учебник В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой "Литературное чтение" 2 класс;
  • портрет Р. Киплинга;
  • рисунок с изображением кита.

Ход урока

1. Организационный момент.

Доброе утро, дети! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца прекрасными чувствами. Итак, у нас урок литературного чтения.

2. Повторение изученного.

- Давайте, вспомним, с каким видом литературного жанра мы работали на предыдущих уроках? (сказка)

- Что такое сказка? (Сказка это - повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц.)

- Сегодня мы продолжим эту работу, но сначала мы дадим оценку знаний приобретенных на предыдущих уроках.

Игра "Да - Нет"

- Сказки делятся на авторские и народные. (да)

- Сказка - это фантастическое произведение о вымышленных лицах и событиях. (да)

- А.С. Пушкин - великий русский поэт. (да)

- А.С. Пушкин - автор сказки "О рыбаке и его жене". (нет)

- Сказки можно разделить на два вида: волшебные и о животных. (нет)

- "У лукоморья дуб зеленый:" - это отрывок из поэмы "Руслан и Елена". (нет)

- Сказка "О рыбаке и рыбке" - это сказка о животных. (нет)

- Авторская сказка отличается от народной (одной из отличий) богатая лексика. (да)

- Сюжет литературного произведения составляют: завязка, кульминация и развязка. (да)

- Сказка "Кот в сапогах" - это русская народная сказка. (нет)

- Л.Н.Толстой - великий русский сказочник. (нет)

(Подведение итогов игры, подсчет баллов и оценивание своих результатов)

Назовите, пожалуйста, особенности построения сказок.

(В сказках всегда присутствуют:

- Положительные и отрицательные герои,

- Магические числа: 3, 6, 7, 9, 12:

- Герой проходит ряд испытаний,

- Наличие волшебного помощника или предмета,

- Наличие повторов,

- Добро побеждает зло:)

3. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной авторской сказкой и постараемся выяснить:

- Чем она схожа с другими сказками.

- В чем ее отличия.

Автор этой сказки выдающийся английский писатель и поэт Редьяр Киплинг (1865-1936гг.). Родился и многие годы он жил в Индии, в семье английского чиновника (Индия в то время была колонией Британской империи). Раннее детство Киплинг провел в этой прекрасной стране с удивительной природой, с людьми, которые так не похожи на англичан внешностью, одеждой, привычками и обычаями. Потом он учился в Англии, снова вернулся в Индию и долгое время жил там. Работал журналистом. Любил и хорошо знал не только животный мир Индии, но и древние сказки о животных.

"Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг", - с такой просьбой обратился к своим читателям Р. Киплинг. После его смерти жена и дочь уничтожили весь архив писателя, и действительно не осталось от него ничего, кроме его книг.

- Ребята, какие произведения Р.Киплинга вам знакомы? ("Маугли", "Слоненок", "Откуда взялись броненосцы", "Кошка, гулявшая сама по себе", "Рикки- Тики-Тави", "отчего у верблюда горб")

- Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой Р.Киплинга "Откуда у кита такая глотка".

4. Первичное восприятие (чтение).

Перед работой со сказкой, вспомним правила чтения.

Читаем:

- Осознанно

- Выразительно

- Правильно

- Бегло

Словарная работа. На доске слова:

- Млекопитающее - класс высших позвоночных животных, выкармливающих детенышей своим молоком;

- Холщевые штаны - брюки из толстой льняной пряжи;

- Пятидесятый градус северной широты и сороковой градус западной долготы - географические координаты, единица ориентирования;

- Винчестер - станция;

- Фичборо - станция.

Чтение сказки "цепочкой".

5. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся (четыре раза).
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем,
И читать, мы начинаем.

6. Анализ произведения.

- Ребята, понравилась вам сказка?

- В чем необычность этой сказки?

- Докажите, что это сказка. (Жил-был кит; моей сказке конец; повторы про подтяжки; число 3; волшебные слова:)

- Почему изобретательная сказка?

- Правда, у кита в горле решетка?

- Это сказка - древняя или сюжет этой сказки древний? (Сюжет сказки древний, Р.Киплинг знал сюжеты многих древних сказок).

- Какой уже известный нам писатель использовал в своем творчестве сюжеты древних сказок? (А.С. Пушкин).

- Появилось ли у вас желание изобрести (придумать) сказку? (Да:)

- Я вам предлагаю выдвинуть версию

"Почему тигр полосатый?"

"Откуда у кенгуру сумка?"

"Почему не летает птица - курица?".

7. Домашнее задание.

1. Может быть, кто-то из вас придумает свой вопрос и для него сказку. Это ваше домашнее задание.

2. А также дома вы научитесь выразительно читать эту сказку.

3. Найти и прочитать сказку Р. Киплинга "откуда у носорога шкура".

8. Итог урока.

  • Оценивание чтения.
  • Выставление оценок.

- Итак, ребята, наш урок заканчивается. Скажите, с каким настроением вы уйдете с урока?

- И в заключение урока давайте оценим свою работу и работу друг друга.