"Сравнительный анализ сказки и авторской сказки с этиологическим смыслом. Р.Киплинг "Откуда у кита такая глотка""
Цель урока: Развитие первичных исследовательских навыков: пояснение специфики сказки: народной авторской и авторской с этиологическим смыслом.
Задачи:
- без использования специального термина обнаружить этиологический смысл (т.е. стремиться объяснить причины появления каких-нибудь явлений, причины по которым у животных (кита) такая внешность) этиология от греч. AITEA-причина, LOGOS - слово, учение) сказки Р.Киплинга "Откуда у кита такая глотка";
- выявление особенностей (признаков) сказки;
- работа над развитием полноценного навыка чтения;
- формировать у учащихся умение оценивать друг друга и себя, критерии оценки.
Оборудование:
- учебник В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой "Литературное чтение" 2 класс;
- портрет Р. Киплинга;
- рисунок с изображением кита.
Ход урока
1. Организационный момент.
Доброе утро, дети! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца прекрасными чувствами. Итак, у нас урок литературного чтения.
2. Повторение изученного.
- Давайте, вспомним, с каким видом литературного жанра мы работали на предыдущих уроках? (сказка)
- Что такое сказка? (Сказка это - повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц.)
- Сегодня мы продолжим эту работу, но сначала мы дадим оценку знаний приобретенных на предыдущих уроках.
Игра "Да - Нет"
- Сказки делятся на авторские и народные. (да)
- Сказка - это фантастическое произведение о вымышленных лицах и событиях. (да)
- А.С. Пушкин - великий русский поэт. (да)
- А.С. Пушкин - автор сказки "О рыбаке и его жене". (нет)
- Сказки можно разделить на два вида: волшебные и о животных. (нет)
- "У лукоморья дуб зеленый:" - это отрывок из поэмы "Руслан и Елена". (нет)
- Сказка "О рыбаке и рыбке" - это сказка о животных. (нет)
- Авторская сказка отличается от народной (одной из отличий) богатая лексика. (да)
- Сюжет литературного произведения составляют: завязка, кульминация и развязка. (да)
- Сказка "Кот в сапогах" - это русская народная сказка. (нет)
- Л.Н.Толстой - великий русский сказочник. (нет)
(Подведение итогов игры, подсчет баллов и оценивание своих результатов)
Назовите, пожалуйста, особенности построения сказок.
(В сказках всегда присутствуют:
- Положительные и отрицательные герои,
- Магические числа: 3, 6, 7, 9, 12:
- Герой проходит ряд испытаний,
- Наличие волшебного помощника или предмета,
- Наличие повторов,
- Добро побеждает зло:)
3. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной авторской сказкой и постараемся выяснить:
- Чем она схожа с другими сказками.
- В чем ее отличия.
Автор этой сказки выдающийся английский писатель и поэт Редьяр Киплинг (1865-1936гг.). Родился и многие годы он жил в Индии, в семье английского чиновника (Индия в то время была колонией Британской империи). Раннее детство Киплинг провел в этой прекрасной стране с удивительной природой, с людьми, которые так не похожи на англичан внешностью, одеждой, привычками и обычаями. Потом он учился в Англии, снова вернулся в Индию и долгое время жил там. Работал журналистом. Любил и хорошо знал не только животный мир Индии, но и древние сказки о животных.
"Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг", - с такой просьбой обратился к своим читателям Р. Киплинг. После его смерти жена и дочь уничтожили весь архив писателя, и действительно не осталось от него ничего, кроме его книг.
- Ребята, какие произведения Р.Киплинга вам знакомы? ("Маугли", "Слоненок", "Откуда взялись броненосцы", "Кошка, гулявшая сама по себе", "Рикки- Тики-Тави", "отчего у верблюда горб")
- Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой Р.Киплинга "Откуда у кита такая глотка".
4. Первичное восприятие (чтение).
Перед работой со сказкой, вспомним правила чтения.
Читаем:
- Осознанно
- Выразительно
- Правильно
- Бегло
Словарная работа. На доске слова:
- Млекопитающее - класс высших позвоночных животных, выкармливающих детенышей своим молоком;
- Холщевые штаны - брюки из толстой льняной пряжи;
- Пятидесятый градус северной широты и сороковой градус западной долготы - географические координаты, единица ориентирования;
- Винчестер - станция;
- Фичборо - станция.
Чтение сказки "цепочкой".
5. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся (четыре раза).
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем,
И читать, мы начинаем.
6. Анализ произведения.
- Ребята, понравилась вам сказка?
- В чем необычность этой сказки?
- Докажите, что это сказка. (Жил-был кит; моей сказке конец; повторы про подтяжки; число 3; волшебные слова:)
- Почему изобретательная сказка?
- Правда, у кита в горле решетка?
- Это сказка - древняя или сюжет этой сказки древний? (Сюжет сказки древний, Р.Киплинг знал сюжеты многих древних сказок).
- Какой уже известный нам писатель использовал в своем творчестве сюжеты древних сказок? (А.С. Пушкин).
- Появилось ли у вас желание изобрести (придумать) сказку? (Да:)
- Я вам предлагаю выдвинуть версию
"Почему тигр полосатый?"
"Откуда у кенгуру сумка?"
"Почему не летает птица - курица?".
7. Домашнее задание.
1. Может быть, кто-то из вас придумает свой вопрос и для него сказку. Это ваше домашнее задание.
2. А также дома вы научитесь выразительно читать эту сказку.
3. Найти и прочитать сказку Р. Киплинга "откуда у носорога шкура".
8. Итог урока.
- Оценивание чтения.
- Выставление оценок.
- Итак, ребята, наш урок заканчивается. Скажите, с каким настроением вы уйдете с урока?
- И в заключение урока давайте оценим свою работу и работу друг друга.