Цель: в игровой форме закрепить ранее изученный материал по математике, расширить знания о космосе.
Задачи:
- Закрепление вычислительных навыков, табличного умножения, умения составлять и решать задачи.
- Формирование представления о звёздах, об освоении космического пространства человеком.
- Развитие логического мышления, общей культуры.
Формирование нравственных и этических чувств.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- презентация в Microsoft PowerPoint;
- задания на карточках для работы в группах.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой. Сообщение темы и целей урока.
Далёкие звёзды на небе горят,
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу недолго для нас.
И вот мы к полёту готовы сейчас.
- Звёзды всегда привлекали внимание людей. Люди часами могут смотреть в небо, любоваться звёздами, а когда видят падающую звезду, то загадывают желание. Говорят, оно исполнится.
- Сегодня мы отправимся в путешествие в мир звёзд. Разгадать тайны звёзд нам помогут знания по математике. Выполнив задания, мы зажжём новые звёзды.
(Приложение 1. Слайды 1-3)
2. Разминка. Устный счёт.
- Выберем средство передвижения. Для этого решим цепочку примеров и узнаем, на чём мы отправимся в путешествие.
40 | : | 5 | х | 3 | : | 6 | + | 46 | = 50 |
Ракета – 51.
Самолёт – 48
Звездолёт – 50.
Летающая тарелка – 49.
(Слайды 4-6)
- Что такое звезда? А вот как об этом сказано в словаре С. Ожегова.
Звезда:
- Небесное тело (раскалённый газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка.
- О деятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитость.
- Фигура, а также предмет с треугольными выступами по окружности.
- В армиях некоторых стран: офицерский знак различия в виде пятиконечной звезды на погонах.
- Сколько звёзд на небе? Невооружённым глазом ночью на небе можно увидеть до 3000 звёзд (до 6-й величины). Звёздная величина – мера блеска небесного светила. Для удобства ориентировки звёздное небо разделено на 88 участков – созвездий, имеющих, как и наиболее яркие звёзды, собственные названия.
- Температура звёзд неодинакова. Наиболее раскалёнными являются звёзды, светящиеся голубовато-белым цветом и обладающие температурой около 150000°С. Температура жёлтых звёзд близка к 6000° С. Звёзды, имеющие красноватый цвет, обладают более низкой температурой – около 3000° С.
(Слайд 7)
- Путешествие начинается. Запишем в бортовой журнал дату нашего полёта.
- Каким, по вашему мнению, должен быть космонавт? Что он должен знать и уметь?
- Стать космонавтом очень и очень непросто, для этого надо иметь не только железное здоровье, силу воли, но и быть необычайно целеустремлённым человеком. Современный космонавт – очень образованный человек, эрудит, он умеет управлять кораблём, отлично разбирается в работе бортовых систем, проводит испытания, исследования, научные эксперименты.
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолёт
Может взять с собой в полёт.
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на орбиты.
3. Звезда № 1 – Солнце. Составление и решение задачи.
Солнце – самая близкая к нам звезда. До Солнца 150 миллионов километров. Температура 6000° С на поверхности и 15000° С внутри. Жёлтая звезда. Луч света от него летит к нам 8 минут 20 секунд.
Другие звёзды находятся от Земли ещё дальше. К примеру, луч света от другой близкой к нам звезды Альфа Центавра летит до земного шара целых 4 года! 9 лет он мчится от звезды Сириус и 27 лет – от звезды Вега. А чтобы до Земли долетел луч света от Полярной звезды нужно 500 лет! Но есть во вселенной и более далёкие звёзды, свет от которых доходит до нас через тысячи и миллионы лет.
Глядя на звёздное небо. Мы заглядываем в прошлое. Ведь свет звёзд летел к нашей планете несколько веков и тысячелетий. Поэтому сегодня мы видим их не такими, какие они есть сейчас, а такими, какими были в далёкие времена. Что собой представляет картина звёздного неба сейчас, узнают наши потомки не одно тысячелетие спустя.
- Солнце просит составить задачи с данными числами.
Солнце – 8 мин 20 с
Альфа Центавра – 4 года.
Сириус – 9 лет.
Вега – 27 лет.
Полярная звезда – 500 лет.
(Слайды 8-9)
4. Звезда № 2 – Альфа Центавра. Исследование ряда чисел.
Альфа Центавра – звезда в созвездии Центавра, звезда 4-й звёздной величины. По удивительному совпадению, Альфа Центавра очень похожа на наше Солнце. Поэтому многие считают, что вокруг этой звезды могут обращаться планеты, на которых может существовать жизнь.
13, 17, 21.
- Что можно сказать об этих числах? (Двузначные, нечётные, увеличиваются на 4.)
- Продолжите ряд влево, соблюдая закономерность, и вправо (на 4 числа).
1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.
- Какие числа получились в ряду? (Однозначные и двузначные, нечётные.)
- Разделите их на две равные части посередине и запишите в две строки.
1 5 9 13 17
21 25 29 33 37
- Что интересного заметили? (В числах, записанных в каждом столбике, одинаковое количество единиц, а количество десятков в числах второго ряда на 2 больше, чем в числах первого ряда.)
- Сложите числа каждого столбика.
22, 30, 38, 46, 54.
- Что можно сказать об этих числах? (Они чётные, увеличиваются на 8.)
- Почему увеличиваются на 8? (Мы дважды увеличивали числа на 4.)
(Слайд 10)
5. Физкультурная минутка.
(Слайд 11)
6. Звезда № 3 – Сириус. Составление верных равенств.
Сириус – звезда в созвездии Большого Пса, звезда 1,5 звёздной величины, самая яркая на небе. Сириус – двойная звезда, её компонент Сириус Б – первый обнаруженный белый карлик.
- Сириус предлагает экипажам звездолёта выполнить такое задание: поставить вместо звёздочек цифры так, чтобы получились верные равенства. Постарайтесь найти все решения.
9 х * = * 2
* х 7 = 6 * 3 * : * = 4 * 1 : 3 = * |
5 * : 7 = *
8 * : * = * * х 4 = * 0 6 х * = 4 * |
* х 8 = 6 *
7 х * = * 2 * 6 : * = 4 2 * : 8 = * |
(Слайд 12)
7. Звезда № 4 – Вега. Работа в группах.
Вега – звезда в созвездии Лиры, звезда нулевой величины, одна из самых ярких звёзд северного полушария.
- Заполните пустые клетки так, чтобы сумма чисел в каждом прямоугольнике из трёх клеток была равна значению выражения:
18 + 8 х 8 = 82
53 | 41 | 19 | ||
25 | 43 | 14 | 25 | 43 |
4 | 27 | 20 |
(Слайд 13)
8. Космический обед. Работа в парах.
Во вселенной нет столовых
И буфетов тоже нет.
Так что нужно быть готовым
Захватить с собой обед.
- Да, мы с вами уже долго путешествуем и проголодались. Но пищу космонавт должен брать с собой. Еда запаяна в тубы, пакеты; космонавту не нужны ложки, вилки. Они пищу выдавливают прямо в рот.
- Решите уравнения. Вычитанием корней уравнений, найдёте, сколько килограммов составляет суточный рацион космонавта.
1 вариант.
12 : а = 4
а = 3
2 вариант.
с х 7 = 35
с = 5
5 – 3 = 2 (кг)
(Слайд 14)
10. Звезда № 5 – Полярная. Логическая задача.
Полярная – звезда в созвездии Малой Медведицы, звезда 2-й величины. Ближайшая к северному полюсу мира яркая звезда. Указывает направление на север.
- Полярная звезда предлагает нам логическую задачу:
У Андрея и Бори вместе 11 орехов, а у Андрея и Вовы – 12 орехов, у Бори и Вовы – 13 орехов. Сколько орехов у Андрея, Бори, Вовы в отдельности? Сколько орехов у троих мальчиков вместе? (У Андрея – 5, у Бори – 6, у Вовы – 7. Вместе – 18 орехов.)
(Слайды 15-16)
11. Звезда № 6 – Альтаир. Геометрический материал.
Альтаир – звезда в созвездии Орла, звезда 1-й звёздной величины. Вместе с Вегой и Денебом образуют так называемый большой летний треугольник.
- Задание Альтаира.
- Сколько треугольников на чертеже? (4)
(Слайд 17)
12. Итог урока.
Прекрасен этот звёздный мир, я знаю,
Но вот земной встречаю я рассвет.
Земля, Земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет!
- Путешествие закончилось. Мы вновь с вами на Земле.
- Что нового, интересного узнали на уроке? Как оцениваете свою работу – напишите оценку на звёздочке.
Вы очень хорошо сегодня работали – видите, сколько звёзд зажглось на небе! Давайте назовём наше созвездие.
(Слайды 18-19)