Цель урока: закрепить правописание падежных окончаний прилагательных, выяснить насколько используются прилагательные в речи учащихся.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- показать на тексте диктанта, как употребление этой категории слов делает речь более яркой, выразительной, красочной.
2. Развивающая:
- развивать правописание падежных окончаний прилагательных;
- способность точного употребления слов в устной речи, соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического произведения;
- работать с антонимами и синонимами.
3. Воспитательная:
- воспитывать творческую активность;
- эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.
Оборудование урока:
- репродукции картин Третьяковской галереи и картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»;
- плакаты с материалами словарной работы;
- толковый словарь, изображение Третьяковской галереи.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
Учитель: На уроках окружающего мира мы с вами путешествуем по самым интересным местам нашего города с помощью книг, видеофильмов, экскурсий. Сегодня мы снова отправимся в путешествие по одному из замечательных мест Москвы. Это Третьяковская галерея.
Открывая дверь в этот сказочный домик, мы попадаем в царство картин.
Ученик: Павел Михайлович Третьяков (1832-1898). (Приложение 1)
Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков – человек высоко образованный и к тому же страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников. В 1892 году Третьяков осуществил свою мечту – передал собранную им богатейшую коллекцию и коллекцию младшего брата в дар Москве.
Сейчас на экране вы увидели произведения некоторых художников, чьи картины находятся в залах Третьяковской галереи. (Приложение 1)
Учитель: Сегодня мы познакомимся еще с одним русским художником Игорем Эммануиловичем Грабарём.
3. Рассказ о художнике и истории создания картины.
Ученик: Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). (Приложение 1)
Игорь Эммануилович Грабарь родился в Будапеште в 1871году. Через пять лет после его рождения семья переехала жить в Россию. Он с детства любил рисовать, но после колледжа поступает в Петербургский университет на юридический факультет. И только после его окончания начинает учиться в Академии художеств. За свою долгою жизнь он нарисовал много пейзажей и портретов. Самые знаменитые его картины это «Мартовский снег» и «Февральская лазурь».
Учитель: Путешествуя по залу посвященному творчеству И. Э. Грабаря, остановимся и внимательно рассмотрим одну из знаменитых работ художника «Февральская лазурь». (Приложение 1)
История создания картины.
Однажды февральским солнечным утром, гуляя по своему поместью, Игорь Эммануилович увидел на опушке старую березу, загляделся на неё и выронил из рук палку, а когда стал её поднимать, нагнувшись, посмотрел на березу снизу, и обомлел от увиденной красоты: лазоревое небо, коралловых ветвей, жемчужного цвета берез.
4. Рассматривание картины.
а) Рассмотрите картину «Февральская лазурь».
- Давайте подумаем, почему художник назвал свою картину именно так, а не зима, февральский день, береза?
- Непростой вопрос, но догадаться можно?
- Автору картины видно так понравилось лазоревое небо, что он ввел это слово в название картины.
- Какой день показал художник? (Солнечный, на березах отблески солнца, лежит снег, а зимой холодно.)
- Какими красками нарисованы ствол и ветки березы. Можно ли сказать, что они чисто белые?
- Какие цвета называются холодными, теплыми?
- В нашей картине сочетаются и теплые и холодные тона?
- Используя карточку №1, выберете прилагательные, которые помогут увидеть на картине краски февральского солнечного дня. (Приложение 1)
Карточка №1.
Небо – голубое, лазоревое, ясное, прозрачный воздух.
День – холодный, зимний, пасмурный, солнечный.
Березы – старенькая, молоденькая, ветвистая, кривая, березовая роща, могучая.
Ветви – сплетенные, тонкие, коралловые, толстые.
Снег – белый, голубой, сиреневый, серебристый.
Тени – сиреневые, голубые, черные длинные, сапфировые.
- Какую березу изобразил художник на переднем плане – молодую или старую? (Старая, искривленная, огромная, у нее толстый ствол, много веток.)
- А на втором плане, какие березы? (Одна старая и много молодых.)
- По веткам можно понять, где молодая, а где старая? (Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветви проглядывает синее небо. Воздух прозрачный.)
- Закройте ладонью нижнюю часть картины.
- Что напоминает узор веток, сплетение белого на синем фоне? (Морозный узор на стекле. Кружево.)
- Чтобы показать кружево И. Грабарь даже вырыл траншею, откуда можно было смотреть на дерево снизу вверх?
- Какие деревья в глубине картины на заднем плане? Почему такие маленькие?
- К какому жанру относится эта картина?
- Из уроков ИЗО вы уже знаете обозначение этого слова пейзаж.
- Запишем это слово в словарик.
б) Работа по картине, по её описанию обычно проводится в форме сочинения или изложения.
Мы напишем по этой картине творческий диктант.
в) В нашей беседе часто звучат слова художник, картина. Чтобы речь была яркой, образной, подберите к этим словам синонимы.
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.
Картина – полотно, репродукция, холст.
5. Работа с текстом.
- Прослушайте текст диктанта:
У художника Грабаря есть картина «Февральская лазурь». На полотне изображен _______ день. На опушке лежит _______ снег. Все наполнено _______ светом. Небо _______ цвета. На переднем плане _______ береза. Ствол _______ много веток. За ней видны _______ березки. _______ ветви берёз устремляются вверх. Они словно купаются в _______ воздухе. Их сплетение напоминает кружево. На снегу пролегли _______ тени. Сколько прелести в этом пейзаже! Художник передал _______ красоту знакомой нам березы, где переливаются все цвета радуги, объединенные _______ эмалью неба.
- Чего не хватает в этом тексте?
- Какова их роль в речи?
- Ваша задача состоит в том, чтобы в тексте диктанта вместо вопроса вставить подходящее по смыслу прилагательное, а также помнить правила написания безударных падежных окончаний.
Карточка № 2.
Лазурь, сиреневый, голубой, старая, кривая, молоденький, толстый, белый, коралловые, сапфировые, прозрачный, зимний, холодный, солнечный, синие, родную, знакомую.
- Вспомните, как определить падеж имени прилагательного?
- Как проверить написание безударного окончания прилагательного?
6. Написание творческого диктанта.
а) Учитель читает текст диктанта, в котором вместо прилагательных звучат вопросы.
У художника Грабаря есть картина «Февральская лазурь». На полотне изображен (какой?) день. На опушке лежит (какой?) снег. Все наполнено (каким?) светом. Небо (какого?) цвета. На переднем плане (какая?) береза. Ствол (какой?), много веток. За ней видны (какие?) березки. (Какие?) ветви берёз устремляются вверх. Они словно купаются в (каком?) воздухе. Их сплетение напоминает кружево. На снегу пролегли (какие?) тени. Сколько прелести в этом пейзаже! Художник передал (какую?) красоту знакомой нам березы, где переливаются все цвета радуги, объединенные (какой?) эмалью неба.
б) После того, как ученики написали творческий диктант, заслушать два варианта ответов (средний и лучший).
У художника Грабаря есть картина «Февральская лазурь». На полотне изображен зимний день. На опушке лежит белый снег. Все наполнено солнечным светом. Небо лазоревого цвета. На переднем плане старая береза. Ствол кривой и толстый, много веток. За ней видны старая и молодые березки. Коралловые ветви берёз устремляются вверх. Они словно купаются в прозрачном воздухе. Их сплетение напоминает кружево. На снегу пролегли сапфировые тени. Сколько прелести в этом пейзаже! Художник передал фантастическую красоту знакомой нам березы, где переливаются все цвета радуги, объединенные голубой эмалью неба.
7. Заключение.
Мы побывали в одном из залов Третьяковской галереи, где познакомились с работой И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Надеюсь, что она вам понравилась, и вы получили огромное удовольствие от общения с этими удивительным полотном.
- Почему я выбрала именно эту картину?
Береза символ русской природы, воодушевляла не только известных художников, но и поэтов.
Для урока чтения вы учили стихотворение С. Есенина «Белая береза под моим окном».
- Закройте глаза и попробуйте представить какие-нибудь картины природы. (Под музыку П.И. Чайковского ученик читает наизусть стихотворение С. Есенина «Белая береза под моим окном».)
После прочтения стихотворения учащиеся делятся своими впечатлениями, которые родились в их воображении.
- Художник И.Э. Грабарь и поэт С. Есенин видели похожие картины. Один из них описал увиденное словами, другой нарисовал красками. Им удалось хорошо передать, то настроение, которое испытывает человек, любуясь родной природой