Интегрированный урок (окружающий мир + музыка) по теме "Азия – самая большая часть света"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить учащихся с важнейшими странами Азии и населяющими их народами, достижениями и достопримечательностями этих стран;
  • продолжить обучение по использованию карт для получения информации и умению находить родину окружающих нас предметов.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать умение использовать ранее полученные знания для знакомства со странами Азии.
  2. Развивающие: развивать когнитивные способности в различных видах деятельности, чувственное восприятие окружающего мира.
  3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к культурным ценностям и традициям разных народов.

Оборудование:

  • карта полушарий;
  • предметы азиатского происхождения (бумага, шахматы, компас, зеркало, 2 больших веера, японская шляпа, китайский фарфоровый сервиз, шёлковая ткань, деревянные японские и китайские палочки);
  • иллюстрации флагов и видов Китая и Японии, модель самолёта, национальная японская и китайская музыка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

Учитель биологии: В течение 2-х уроков вместе с двумя тучками мы путешествовали по Европе, познакомились с такими странами как Франция, Германия, Швеция, Дания, Нидерланды, Великобритания, Италия, Украина, Норвегия.

Блиц-опрос:

  1. На каком материке находятся эти страны? (Евразия.)
  2. В какой части света? (Азия.)
  3. Назовите и покажите на глобусе все материки и части света. (6 материков: Евразия, Африка, Антарктида, Австралия, Северная и Южная Америка; части света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Антарктида, Америка.)
  4. Покажите на глобусе тепловые пояса. (2 холодных, 2 умеренных, 1 жаркий.)
  5. Назовите и покажите на глобусе 4 океана. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океан.)

Проблемная ситуация.

На столе у учителя лежат предметы: зеркало, шахматы, бумага, компас, шёлковая ткань, китайские и японские палочки, чайный сервиз, 2 веера.

- Как вы думаете, откуда они?

Совершенно верно, из Азии и тема нашего сегодняшнего урока: «Азия - самая большая часть света». Звучит китайская мелодия, и учитель музыки открывает на доске тему урока.

3. Совместное изучение нового материала.

Учитель биологии:

- В каких тепловых поясах лежит Азия? (Холодный, умеренный, жаркий.)

- Какие моря омывают Азию? (Каспийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Японское, Охотское, Берингово, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское.)

- Какие основные реки Азии вы можете показать по карте? (Тигр, Янцзы, Амур, Лена, Енисей, Ганг, Инд, Хуанхэ.)

- Какие острова (полуострова) находятся в Азии? (Острова: Филиппинские, Японские, Сахалин, Северная земля; полуострова: Аравийский, Индостан, Индокитай, Камчатка, Таймыр.)

Теперь мы готовы с вами к дальнему путешествию по Азии.

Азия – родина большинства древних государств, самая населённая часть света. Здесь живёт больше людей, чем на всей остальной суше.

Азия так велика, что путешествовать по ней придётся только на самолёте. Сначала мы полетим на восток, в Токио.

- Найдите на карте Токио. Столицей какого государства являете этот город? (Японии.)

- Какое море и океан омывают острова, на которых расположена Япония? (Японское море, Тихий океан.)

Япония занимает цепь островов: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкко и др., всего около 4000.

В Японии проживает около 125 млн. японцев, из них городское население составляет 75%. Официальный язык японский. Большая часть страны – горы. На территории страны более 200 вулканов, половина которых – действующие. Часты землетрясения. Народ в этой стране очень трудолюбивый, изобретательный. Полей мало, но на них выращивают чай, рис. Национальные блюда готовят из даров моря. Очень развита промышленность: лёгкая и деревообрабатывающая, судостроение, автомобилестроение, электронное производство.

Японию называют «Ниппон» - страна «Восходящего солнца».

Государственный флаг Японии несёт в себе это название. Он представляет собой белое полотнище с ярко-красным солнцем посередине (демонстрация иллюстрации флага Японии).

- Как вы думаете, почему так называют Японию? (страна на востоке первой встречает солнце).

Столица Японии – Токио – город контрастов, сочетающий в себе новую и старую древнюю архитектуру (демонстрация иллюстраций). Традиции и обычаи очень чтят в этой маленькой стране.

Учитель музыки: Что интересного и необычного вы услышали? (Звучит народная японская песня «Вишенка».)

В японском искусстве всё просто, скромно. Японцы умеют видеть чудо, красоту и показать её окружающим.

Учитель биологии: В Японии много разнообразных и необычных садов: «Сад Воды», «Сад Камней» и такого чуда больше нет нигде в мире. Люди создают такие сады для созерцания, для души.

- А в «Саду Деревьев» что будет являться главным? (Дерево.)

Дерево, которое любят, берегут и почитают японцы, называют сакура.

- Какое это дерево? Какого цвета лепестки его цветов? На какое дерево, растущее у нас в России, похожа сакура? (демонстрация иллюстраций сакуры и вишни).

И действительно, сакура в переводе означает вишня.

Японцы – великие почитатели красоты и бережного отношения к природе.

Учитель музыки: Познакомимся с воинами Бусидо (иллюстрация). По этому кодексу в старину воспитывался класс самураев. Этот кодекс называют «душой Японии». Но эпоха Самураев состояла не только из бесконечных войн, вниманием нельзя обойти и культуру: живопись, стихосложение, каллиграфию, музыку и т.п. Именно в те времена и получило развитие следующее суждение: «Человек, не изучавший искусства, жалок. Поэтому изучай стихи, музыку, рисуй. Будь благороден в речах. По одному слову можно судить о том, каков человек».

Каллиграфия, живопись. Посмотрите, с какой простотой и изяществом художник вырисовывает каждую деталь в своей работе, любовно прорисовывает каждую веточку, каждую линию и это все несет определенный смысл, замысел творца.( демонстрация слайдов с музыкальными инструментами сякухати и сямисен).

Физкультурная минутка проводится учителями биологии и музыки.

В Японии все детские песни исполняются с движениями, они очень легкие и простые. И мы с вами сейчас попробуем выучить простой японский детский танец.

Звучит японская детская песенка-танец «Кулачки».

Разучивание танца (работают только руки и кулачки). Руки вперед, пальцы сжать- разжать 4 раза; в стороны руки - «кулачки» 4 раза; вверх руки-«кулачки» 4 раза, хлопки в ладоши наверху над головой и т.д.

Учитель биологии: Наше путешествие по удивительной стране Японии закончились, а путешествие по Азии продолжается, самолет летит дальше и приземляется в Пекине.

- Столица какой страны? (Китай.)

- Каким морем омывается? (Южно-Китайское.)

- Покажите по политической карте, с какими государствами граничит Китай. (Монголия, Казахстан, Индия, Мьянма, Вьетнам, Российская Федерация, Южная Корея.)

Китай или Поднебесная империя, как с незапамятных времен китайцы называли свое государство, раскинулась на просторах Восточной и Центральной Азии. Китай- третья по величине страна в мире, после России и Канады. Ее территория составляет свыше 9,6 млн квадратных километров. Крупнейшая страна по численности населения. Китай отличается большим разнообразием рельефа и климата. В Китае располагаются самые высокие в мире горные хребты и обширные речные долины, есть низменности с влажным климатом и жаркие безводные пустыни. Но горы составляют неотъемлемую часть китайского пейзажа. Самая высокая вершина-гора Эверест. Главные реки-Хуанхэ, Янцзы. В долине реки Хуанхэ около 6000 лет назад зародилась одна из древнейших цивилизаций, оказавшая влияние на развитие всех народов, населяющих страны Дальнего Востока.

Даже из космоса видно грандиозное сооружение - Великая Китайская стена. В 3 тысячелетии до н.э. по приказу императора на севере страны было начато строительство мощного крепостного сооружения. Великая Китайская стена протянулась более чем на 6000 км и защищала Китай от нападений кочевников. Стена с зубчатым завершением в некоторых местах в высоту достигала 50 метров, а в ширину 5-8 метров. На множестве сигнальных башен при малейшей опасности вспыхивали огни, предупреждая об угрозе нападения. В настоящее время Великая Китайская стена- музей под открытым небом. Её ежегодно посещают тысячи туристов.

- Покажите на карте столицу Китая - Пекин.

С 1421 года Пекин является столицей государства с множеством культурных и исторических ценностей страны. Многоярусность крыш, загнутые вверх края крыш - отличительная черта строений в восточном стиле. Главным архитектурным ансамблем в центре Пекина является монументальный и величественный императорский дворец - Запретный город, который окружен со всех сторон высокими крепостными стенами и рвом с водой. Город состоит из множества дворцов, павильонов и храмов, главный из которых - Храм Неба - символ китайской культуры и религии. Всё подчинено строгим правилам и канонам (демонстрация иллюстраций).

А вот сады и парки в Китае представляют собой очень широкое разнообразие. Это сады для созерцания, сады воды, сады камней… Единственным правилом служит обязательное использование четырех элементов мироздания - растительности, земли, воды и камня. Сад при этом должен выглядеть так, будто его не коснулась рука человека. Сад символизирует свободу и безмятежность.

Путешествуя, мы с вами увидели одно из чудес и загадок Китая - фарфоровые изделия. Китайская фарфоровая посуда настолько тонка, что кажется прозрачной, ее сравнивают с яичной скорлупой. При этом посуда, украшенная затейливым, сказочным орнаментом становится просто бесценной. Цари и императоры всего мира считали большой честью иметь у себя сервизы из китайского фарфора. Однако разгадать секрет изготовления китайского фарфора ни одному иноземному мастеру не удалось. Китайские мастера очень бережно хранят свой секрет и передают его из поколения в поколения, создавая потрясающие шедевры (демонстрация посуды).

С древних времен Китай славится своими пряностями и продает их по всему миру. Именно для этого в далекие времена был проложен Великий шелковый путь, по которому караваны возили диковинные различные товары в дальние страны, в том числе и в Россию (демонстрация пряностей, шёлка).

Учитель музыки: Знакомство с китайской живописью начнем с рассказа об истории создания картин.

Начиная со средневековья, китайские живописцы создавали свои картины на длинных полотнищах шелка или бумаги, которые имели форму горизонтального или вертикального свитка завершенного деревянными валиками. Шелк подвергали предварительной обработке, затем расстилали на полу или на низком столике.

Перед художником стояли: набор кистей, тушечница, в которой он растирал спрессованную тушь, и сосуд для воды. Краски минерального или растительного происхождения разводили водой. После окончания работ картину наклеивали на плотную бумагу и сворачивали в свитки, которые хранили в драгоценных шкатулках. И вынимали оттуда для того, чтобы рассмотреть.

Горизонтальные многометровые свитки развертывали на столе, вглядываясь в каждый эпизод. Вертикальные - вешали на стену, так же постепенно разворачивая и внимательно рассматривая. В китайской живописи существует 12 жанров - самые популярные из них это «Жень у»- изображающий людей и их вещи. Широко представлен портретный жанр.

«Хуо-няо»- цветы и птицы- художники, работающие в этом жанре, изображают прекрасных, часто сказочных птиц среди цветов; жанр «шань-шуй»- переводится как картины гор и вод, где горы традиционно олицетворяли мужское начало- «ян»,а вода символизировала женское начало- «инь».

Часто картины снабжены пояснительными надписями или стихотворными текстами. Искусство каллиграфии в Китае считается высшей добродетелью, а знание более чем трех с лишним тысяч иероглифов считается признаком высокой учености человека. Китайская письменность очень сложна, один иероглиф обозначает иногда не одно слово, а целое предложение (демонстрация иероглифов).

- Как вы думаете, что это? (Демонстрация вееров.)

Веер не всегда являлся аксессуаром, и не всегда служил только для того, чтобы им обмахиваться в жару. Давным-давно китайские воины использовали веера, сделанные из металлических пластин в качестве щитов, которыми укрывались от стрел.

Уважаемые туристы, следующую нашу остановку мы совершим в Пекинской государственной консерватории, где мы с вами посмотрим и послушаем, как звучат китайские народные инструменты. На протяжении многих тысячелетий вплоть до наших дней в китайской народной музыке существует звуковая система из 5 звуков разной высоты. Для европейца звучание китайской народной музыки кажется необычным. Китайские народные инструменты – это, в основном, ударные разного рода: барабаны, колокольчики, литавры, так же духовые инструменты- флейты, дудочки, лютни; широко распространены щипковые инструменты, такие как гусли и арфы. В Китае с древности очень популярен театр, и раньше в театрах играли только мужчины, женские роли тоже исполняли мужчины, переодетые в женские наряды. (Прослушивание музыкального фрагмента из оперы).

Учитель биологии: Чем еще славен Китай?

Конечно, кухней. Китайская национальная кухня популярна во всем мире. Основу китайской кухни составляют блюда из овощей и риса. Из простых продуктов китайцы готовят просто удивительные блюда и используют для пищи деревянные палочки (демонстрация).

4. Вывод.

Мы завершили путешествие по двум удивительным странам Азии- Японии и Китаю. Познакомились с интересными обычаями, нравами японцев и китайцев, обогатили свой багаж знаний. Продемонстрировали умение работать с картами. На следующем уроке продолжим путешествовать по Азии и посетим еще одну удивительную страну – Индию.

Учитель музыки: И в завершение урока давайте создадим оригами (лебедь) – японское искусство сложения из бумаги всевозможных фигур (см. Приложение 1).

5. Домашнее задание.

Составить кроссворд по странам Азии.