Ход урока-игры
1. Организационный этап.
Вступительное слово учителя: Дорогие, ребята! На пороге Новый год! У всех хорошее настроение, ожидание каникул, праздника, и, конечно, подарков! Наш сегодняшний урок будет необычным. Мы разобьёмся на команды по 5 человек. Каждая команда выберет капитана, который получит для неё задания. Но на этом роль капитана не закончится. Ему предстоит принять участие в конкурсе капитанов, и, если, капитан окажется на высоте, то сможет принести своей команде сразу 25 победных очков!
Учащиеся объединяются в команды по желанию и выбирают капитана. Капитаны выбирают название команды и получают пакет заданий для команды. Далее капитаны передают задания команде, определяет порядок работы команды (наиболее оптимальным будет распределение задач среди членов команды), и команда приступает к решению задач. Капитан вносит ответы на задания в специальный лист и проверяет выборочно решение задач.
2. Основной этап.
А) Конкурс капитанов.
Капитаны команд по очереди подходят к учителю и устно отвечают на вопросы. Поскольку в классе идёт обсуждение заданий, а вопросы капитанам и ответы на них звучат тихо, то другие капитаны не слышат ни вопросов, ни ответов. После конкурса учитель называет результаты и вносит их в протокол игры.
Вопросы капитанам:
- Какие числа называются натуральными?
- Как называются числа при сложении?
- Как найти неизвестное делимое?
- Что называется уравнением?
- Можно ли делить на нуль?
- Назовите наименьшее натуральное число.
- Как называются числа при вычитании?
- Как найти неизвестный делитель?
- Что значит решить уравнение?
- Можно ли умножать на нуль?
- Является ли нуль натуральным числом?
- Как называются числа при умножении?
- Как найти неизвестное вычитаемое?
- Что называется корнем уравнения?
- Как читается переместительное свойство сложения?
- Существует ли самое большое натуральное число?
- Как называются числа при делении?
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
- Всегда ли уравнение имеет корни?
- Что такое формула?
- Чем отличается луч от отрезка?
- Как называются компоненты при делении с остатком?
- Как найти неизвестный множитель?
- Что такое квадратный сантиметр?
- Как читается переместительное свойство умножения?
Б) Задания для команд.
Для простоты проверки результатов командам можно предложить один и тот же комплект заданий. Класс может знать об этом. Это позволит повысить соревновательный эффект и команды будут примерно в равных стартовых условиях.
Комплект заданий для учащихся команд («Снеговик», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Снежинка», «Санта Клаус»):
- Автозавод выпускает каждые три минуты новый автомобиль. Сколько автомобилей завод выпускает за час?
- Яблоко и груша весят 320г, а 1 яблоко и 2 груши – 470г. Сколько весит яблоко и сколько весит груша?
- Лена прочитала 29 страниц, и ей осталось до конца книги прочитать на 10 страниц меньше. Сколько страниц в книге?
- Высота самой высокой горы в мире Джомолунгмы (Эвереста) - 8848м над уровнем моря. Наибольшая глубина в океане - 11022м. Каково расстояние между самой высокой и самой низкой точками на Земле?
- Лишайники обычно первыми заселяют безжизненные места. Растут лишайники медленно, в год на 8мм, зато живут некоторые из них до 80 лет. На сколько сантиметров вырастет лишайник за 80 лет?
- На корм одного десятка кроликов в день расходовали 20кг травы. Сколько израсходуют травы на корм 450 кроликов за 68 дней?
- В первый день лыжники прошли 54км, во второй – 36км. В первый день они были в пути на 2ч больше, чем во второй. Сколько часов лыжники были в пути каждый день, если они шли с одинаковой скоростью?
- На одной полке было на 8 книг больше, чем на другой, а всего 36 книг. Сколько книг было на каждой полке?
- Из двух сёл, расстояние между которыми 96км, одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Скорость одного из них 13км/ч, а другого – 11км/ч. Через сколько часов велосипедисты встретятся?
- За 8ч полёта голубь может преодолеть расстояние в 560км. Сможет ли он за 12ч долететь от Москвы до Санкт-Петербурга (730км), двигаясь с такой же скоростью? Поясните ответ.
- Кресло стоит 1350р, а стул – в 3раза дешевле. Сколько стоят кресло и стул вместе?
- Длина прямоугольника 20см, что в 2 раза больше его ширины. Найдите периметр и площадь этого прямоугольника.
- Площадь прямоугольника равна 35 см2, а его ширина – 5см. Найдите периметр прямоугольника.
- Сад имеет форму квадрата, периметр которого равен 64м. Чему же равна площадь этого сада?
- Ширина прямоугольника 2м, его длина 8м. Вычислите его площадь. Как изменится площадь прямоугольника, если его длина уменьшится в 4 раза? (Увеличится или уменьшится? На сколько? Во сколько раз?)
- Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 5см, 16см и 20см.
- Найдите объём куба, ребро которого равно 10см.
- Чему равна сторона куба, объём которого равен 125см3?
- Длина ребра куба равна 9см. Во сколько раз уменьшится его объём, если длину ребра уменьшить в 3 раза?
- Решите уравнение: а) 24 – х =19; б) х + 17 = 31; в) х ∙ 16 = 96; г) 324 : х = 18; д) х : 25 = 25.
- Саша и Маша подсчитали количество дней в четырёх годах, следующих один за другим. У Саши получилось 1460 дней, а у Маши – 1461 день. Кто из них подсчитал правильно? Объясните свой ответ.
- На поле пасутся кони. Их пасут ребята. Если пересчитать ноги лошадей и детей, то их будет 74, а если пересчитать головы, то 22. Сколько на поле лошадей и сколько детей?
- На какую цифру оканчивается 5!
- Кирпич весит 1кг и ещё полкирпича. Сколько весят 5 кирпичей?
- Сколько раз минутная стрелка часов за сутки обгоняет часовую стрелку?
3. Этап проверки выполнения заданий.
Команды обмениваются листами записи ответов и приступают к проверке. Учитель называет правильный ответ и «цену» каждого задания. Капитаны команд выставляют за правильные решения соответствующие баллы и подсчитывают общий балл.
Далее листы возвращаются соответствующим командам. Для исправления возможных ошибок и необъективности проверки результатов учитель ещё раз называет правильные ответы и «цены» заданий. Капитаны перепроверяют результаты и общий балл.
Ответы:
- 20 автомобилей.
- 150г весит яблоко и 170г – груша.
- 48 страниц.
- 19870м.
- 64см.
- 61200кг.
- 6ч в первый день и 4ч – во второй.
- 22 книги и 14 книг.
- Через 4ч.
- Да, успеет, т.к. за это время он пролетит 840км.
- 1800р.
- Р=60см, S=200см2.
- Р=24см.
- S=256см2.
- 24м2. Уменьшится на 12кв.м. Уменьшится в 4 раза.
- 1600см3.
- 1000см3.
- 5см.
- В 27 раз.
- а) 5; б) 14; в) 6; г) 18; д) 625.
- Маша, т.к. она учла, что в високосном году 366 дней.
- 15 лошадей и 7 детей.
- На цифру 0.
- 10кг, т.к. 1 кирпич весит 2кг.
- 23 раза.
«Цена» заданий:
- Задания № 1, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 23, 24 и 25 – по 1 баллу.
- Задания № 2, 7, 8, 12, 21 и 22 – по 2 балла.
- Задание № 10 – от 1 до 2 баллов.
- Задание № 15 – от 1 до 3 баллов.
- Задание № 20 – от 1 до 5 баллов (по числу верно решённых уравнений).
4. Этап подведения итогов.
Капитаны по очереди называют сумму полученных командами баллов, учитель вносит их в протокол. Результаты соревнования команд суммируются с итогами конкурса капитанов и классу сообщаются общие итоги конкурса. По итогам конкурса определяются и награждаются победители.
5. Заключительный этап. Этап коррекции знаний.
Учитель подводит итоги урока-игры. Выясняет, какие задания вызвали у команд наибольшую трудность. По запросу учащихся на уроке разбираются эти задания (либо участниками команд, справившимися с заданиями, либо учителем).