Технологическая карта урока по теме "Можем ли мы увидеть музыку" (5-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цели урока:

  1. Образовательная: расширение представлений обучающихся о творчестве П.И.Чайковского.
  2. Развивающая: создание условий для развития творческого потенциала обучающихся средствами музыки, создание условий для развития творческой познавательной деятельности обучающихся, развитие воображения и фантазии, а так же умение выражать свое отношение к музыке средствами изобразительного искусства.
  3. Воспитательная: воспитание эстетического вкуса средствами музыки П.И.Чайковского.

Оборудование:

  • фонозаписи: «Зимнее утро», «Сладкая греза» из «Детского альбома» П.И.Чайковского, 1 симфония «Зимние грезы», 1часть «Грезы зимнею дорогой» П.И.Чайковского;
  • портрет П.И.Чайковского;
  • иллюстрации с изображениями зимней природы, симфонического оркестра.

Урок проводится при закрытых шторах на окнах.

На доске:

  • тема четверти и урока: «Можем ли мы увидеть музыку»
  • эпиграф к теме четверти: «Хорошая музыка – это живопись, это рисунок» (Микеланджело)
  • портрет П.И.Чайковского
  • иллюстрации с изображениями зимней природы, симфонического оркестра.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Вход в класс: звучит «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

У.: Давайте посмотрим на доску и прочитаем вот это высказывание (читаем эпиграф). Это высказывание может стать эпиграфом к теме четверти, название которой звучит так (читаем все вместе): «Можем ли мы увидеть музыку».

Вы когда-нибудь видели музыку или пытались увидеть ее? Каким образом? (Дети рассуждают о том, что музыка с помощью своих выразительных и изобразительных средств может вызывать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы или даже определенные картины.) На уроках мы будем вслушиваться в музыку, и у каждого из вас будут возникать свои художественные образы, связанные с ее определенным настроением. А вы слышали такое выражение – «живописная музыка»? Что это? (Так мы называем музыку, которая настолько ярко передает впечатления композитора от картин природы, что мы способны, сами увидеть эти картины.) Многие лирические сочинения Чайковского и Рахманинова заставляют вспомнить нас русскую природу, картины русских художников-пейзажистов. И это потому, что в музыке этих композиторов мы слышим отзвуки русской народной песенности, а она неотделима от русской природы.

Сегодня на уроке прозвучит музыка Петра Ильича Чайковского. Его называли «музыкальным пейзажистом»! Что такое «пейзаж», кто такой «пейзажист»? (Пейзаж - изображение живой природы, пейзажист – это художник, который рисует природу.) Конечно, и до него звучали в русской музыке страницы, посвященные природе, но никому из русских композиторов не удавалось так талантливо и чутко найти мелодию русского пейзажа.

Учитель зачитывает цитаты из его писем: «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж и эта тишина…» «Только …на лоне природы можно испытать минуты действительного счастья. Даже искусство не может дать мне тех моментов восторга, которые дает мне природа». Письма П.И.Чайковского изобилуют признаниями в любви к русской природе, поэтическими зарисовками времен года. Каждое из них, не исключая и «матушки-зимы», таило для него свою прелесть: «Люблю я нашу зиму долгую, упорную…»

В 1866 году П.И.Чайковский пишет свою первую симфонию, которой дает название «Зимние грезы». Что такое симфония? (Музыка для симфонического оркестра, в ней 4 части, они разные по настроению и темпу.) А что такое «грезы», кто слышал такое слово? (Легкий сон, дремота, видения.)

Сквозь волнистые туманы
Пробивается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Эти стихи припоминаются ему каждый раз, когда он перелистывает листы своей 1-й симфонии. Лучше и сказать невозможно! Великая пушкинская ясность! Разумеется, он не подражает Пушкину. Просто его, как и Пушкина, не могла не тронуть эта картина – типично русская и поэтому очень близкая и дорогая. Он видел ее не раз – когда совершал переезды в санях из Петербурга в Москву или к себе в усадьбу, в Клин. И вот теперь его впечатления причудливо переплелись с воспоминаниями, мечтами и стали музыкой симфонии, точнее, ее первой части, которую он назвал «Грезы зимнею дорогой».

Сегодня на уроке мы с вами совершим поездку под музыку П.И.Чайковского, под его «Грезы зимнею дорогой». Послушайте – какие картины возникнут у вас, когда будет звучать музыка, представьте - какими красками будут расписаны ваши мысленные картины. Смотрите вперед, по сторонам, а что будет происходить, вам подскажет музыка и ваша фантазия. Усаживаемся каждый в свои сани, укутываемся потеплее в шубы и… в путь! Закройте глаза. Поехали!

(Учитель включает музыку, выключает свет в кабинете. Звучит экспозиция 1части, 1 симфонии П.И.Чайковского, не дольше 5 минут.)

У. (включает свет): Ну, что, получилось? (Да!) Музыка была одинаковая? (Нет, начала настроение было задумчивое, спокойное, потом тревожное, взволнованное, была разная громкость, ускорялся темп.)

У.: Что вы представляли под эту музыку, что видели?

Дети рассказывают: «Я выехал из дома утром, было голубое небо, светило солнце. Дорога шла через заснеженные поля, было очень красиво – снег блестел и переливался! Пели птицы, вдоль дороги бегали зайцы и лисы. Вдруг началась метель! Стало темно, дорогу замело, и конь начал вязнуть в снегу! Мне было страшно! Снежный ветер бил меня в лицо, стало очень холодно! Но вот ветер стих, стало светло. Конь вышел на дорогу, и мы поехали. Скоро я приехал в Петербург».

« Вечером я выехала из города домой, в деревню. Была тихая морозная погода. На небе было много звезд, светила большая желтая луна. Конь ехал быстро, звенел колокольчик под дугой, но вот дорога свернула в лес, стало все совсем темно. От страха мне начали чудиться разные видения - лешие и всякая нечисть, я хлестнула коня и он побежал быстрее. Мы выехали на большую, заснеженную поляну, она вся искрилась! Я залюбовалась и успокоилась! Скоро я была уже дома».

«Я представил себя в санях вместе с П.И.Чайковским. Мы ехали к нему в гости, в усадьбу. Был день, на голубом небе ярко светило солнце. Дорога шла то через заснеженные поляны, то через деревни, стояли дети и радостно махали нам в след, с лаем бегали собаки! Мы въехали в густой лес. И вдруг на дорогу выбежала стая волков и погналась за нами. Конь почувствовал опасность и быстро поскакал! Мы едва удерживали поводья! Лес начал редеть и скоро закончился, волки побоялись выйти из леса и отстали от саней. Вот и показалась усадьба Чайковского, мы приехали».

У.: Что в музыке вам больше всего помогало представить ваши картины? (Настроение.)

У.: Давайте откроем наши тетради, напишем тему четверти, П.И.Чайковский симфония №1 «Зимние грезы», 1 часть «Грезы зимнею дорогой» и далее составим схему того, как же мы увидели музыку. Посередине страницы напишем – «Настроение», сколько их было? (Два.) Какие?

(Далее, учитель вместе с детьми заполняет схему следующим образом).

Задумчивое, безмятежное, спокойное, задушевное. НАСТРОЕНИЕ.

Тревожное, беспокойное, взволнованное.
Заснеженная дорога, зимний лес, яркое солнце, замерзшая река, звездное небо, колокольчик под дугой, песня ямщика, повозка. ОБРАЗЫ, КАРТИНЫ.

Вьюга, метель, волки, неровная дорога, темный лес, видения, тревожный сон, зимняя стужа, снежный вихрь.
Голубой, белый, желтый, красный, зеленый, оранжевый, розовый, синий. КРАСКИ, ЦВЕТА. Серый, синий, фиолетовый, коричневый, т.зеленый, черный, бордовый.

У.: Итак, если мы будем рисовать, то, каким же образом мы изобразим музыку в рисунке? Ведь помогало нам не только настроение. (Да, изменялся темп, звучание разных инструментов, динамика, мелодия.) Запишем в один столбик средства музыкальной выразительности, а во второй - во что же они отобразятся в рисунке. (Учитель и дети рассуждают, затем записывают в столбики.)

Музыка рисунок.

Настроение картина, образ.

Мелодия картина, образ.

Темп темп.

Тембр краски, цветовые оттенки.

Динамика краски, цветовые оттенки.

Лад краски, цветовые оттенки.

У.: Давайте сделаем вывод нашего урока, можем ли мы увидеть музыку? (Да, в этом нам помогает сама музыка, ее настроение и наша фантазия, воображение.) Музыку, какого композитора мы слушали? (П.И.Чайковского.) Давайте вспомним, как она называется. (Симфония №1 «Зимние грезы», 1 часть «Грезы зимнею дорогой».)

Домашнее задание.

У.: На следующий урок я попрошу вас принести альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки или краски. Снова прозвучит музыка «Грезы зимнею дорогой», а мы будем рисовать под нее, то, что вы сегодня услышали и увидели под музыку П.И.Чайковского.

Спасибо за урок, до свидания!

Выход: «Сладкая греза» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Список литературы:

  1. «Программы общеобразовательных учреждений». Музыка 1-8 классы. Под руководством Д.Б.Кабалевского, 4-е издание. Москва « Просвещение» 2009.
  2. Слово о музыке: Русские композиторы ХIХ века: Хрестоматия; Книга для учащихся ст. классов. / Сост. В.В.Григорович, З.Я.Андреева.- 2-е изд., исп.- М.: «Просвещение», 1990.
  3. Третьякова Л.С. Русская музыка ХIХ века. Книга для учащихся ст. классов. М., «Просвещение», 1976.
  4. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература. Для VI-VII классов детской музыкальной школы, под редакцией Т.В.Поповой, М., «Музыка», 1989.
  5. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое. Книжка о музыке. М., «Детская литература», 1972.
  6. Зильберквит М.А. Рассказы о симфонии. М., «Советский композитор», 1977.
  7. Лензон В. «Зимние грезы». Статья. «Музыкальная жизнь» журнал, 1988.