Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и практическим значением хвойных растений.
Задачи
Образовательные: показать особенности
строения хвойных растений, расширить знания о
многообразии голосеменных; обосновать
экологическую роль голосеменных и их значение в
жизни человека и в природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, электронный учебник "Открытая биология", диск со слайдами, гербарные экземпляры хвойных растений
сосны обыкновенной, сосны сибирской, лиственницы, пихты, ели, коллекции шишек, портрет художника И. И. Шишкина, репродукции картин художника, инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы, шаблоны таблицы - по количеству учащихся.
I. Организационный момент.
Вступительная беседа учителя.
(На экран проектируется слайд №1)
Учитель:
О, этот ствол, звенящий, рослый,
Упругий, с кроною сквозной.
Меня вы покорили, сосны,
Гвардейской выправкой лесной.
Оттенок меди, сила стали-
Отменной прочности залог.
Вы нас надежно прикрывали
В минуты гроз, в часы тревог.
Учитель:
Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о хвойных растениях.
Какие хвойные растения вы знаете? Почему их относят к хвойным?
(учащиеся приводят примеры хвойных растений).
Учитель:
Если мы посмотрим на карту нашей Родины, (учитель показывает на карту страны) наибольшую площадь занимает лиственница сибирская. В 1960г. в городе Сиатле лесоводы 96 стран решили заложить парк "Дружбы народов", где представитель каждой делегации должен был посадить "национальное дерево" своей страны. Наши делегаты решили посадить лиственницу, ведь по распространенности она занимает первое место.
Учитель:
Ребята, если лиственница самое распространенное хвойное растение, почему царицей - северных лесов называют сосну?
(учащиеся высказывают свои предположения)
Учитель: Сосна относится к тем деревьям, которые используются целиком, от корешка до вершины, поэтому её называют царицей. Сосна- царица, а ее подруги - ель, лиственница, пихта, секвойи, можжевельник и т.д.
Основная часть урока.
Этап усвоения новых знаний.
Учитель:
Тема нашего урока
"Особенности строения и практическое значение хвойных растений".
Сегодня на уроке мы рассмотрим многообразие хвойных растений, внешнее строение, размножение и их роль в природе и жизни человека.
Учитель:
Хвойные растения - самая многочисленная группа современных голосеменных растений. Наша задача - изучить внешнее строение хвойных растений.
Для решения данной задачи необходимо выполнить лабораторную работу "Изучение внешнего вида хвойных растений".
На ваших столах находятся гербарии хвойных растений и инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы. Вы работаете по группам. Каждая группа рассматривает одно растение, и результаты заносит в таблицу.
- Группа 1 Сосна обыкновенная
- Группа 2 Сосна кедровая
- Группа 3 Ель
- Группа 4 Лиственница
Инструктивная карточка.
Тема: Изучение внешнего вида хвойных растений.
Цель: изучение внешнего вида побегов хвойных.
Ход работы
- Рассмотрите внешний вид побегов. Укажите их общие черты и отличие.
- Рассмотрите расположение хвои на стебле: поодиночно, попарно или пучками.
- Измерьте линейкой длину хвои, данные занесите в таблицу.
- Выясните по учебнику, сколько лет живет хвоя у данного растения.
Таблица
Название растения | Срок жизни хвои | Длина хвои | Расположение |
Сосна обыкновенная | |||
Сосна сибирская | |||
Ель | |||
Лиственница | |||
Пихта |
(Класс делиться на группы, приступает к выполнению лабораторной)
После выполнения работы каждая группа говорит свои данные, а остальные учащиеся записывают себе в таблицу.
(на экран проектируется слайд № 2)
Учитель обращает внимание учащихся на экран, где изображены результаты лабораторной работы. Сравнивают особенности строения хвои разных растений.
Учитель: Ребята, какие сходства имеют хвойные растения?
Ученики:
- хвойные растения имеют игольчатые листья - хвоинки;
- за счет хвоинок уменьшается площадь поверхности листьев, уменьшается испарение воды;
- хвойные растения называют вечно-зеленными растениями;
- хвойные растения имеют шишки.
(Учащиеся работают с коллекцией шишек.)
Учитель:
Мы с вами изучили отдел Папоротникообразные. Папоротникообразные - это высшие споровые растения, т.к. размножаются при помощи спор.
А как размножаются хвойные растения? (ответы учащихся)
Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами должны вспомнить некоторые термины. Нужно соотнести следующие высказывания и термины.
(учитель раздает тесты с заданием)
Задание. Соотнесите:
- А- зигота,
- Б - опыление,
- В- гамета,
- Г-оплодотворение,
- Д- гаметофит,
- Е- спорофит.
Мужские и женские половые клетки:.
Процесс попадания пыльцы на рыльце пестика:
Процесс слияния мужских и женских гамет:
Оплодотворенная яйцеклетка:
Особь, на которой развивается спора:
Особь, на которой развивается гамета:
(На экран проектируется слайд №3. Учащиеся проверяют свою работу и считают количество баллов. Полученные баллы будут зачтены на зачетном занятии).
Учитель:
Размножение хвойных растений мы с вами рассмотрим на примере сосны. Работаем с электронным учебником "Открытая биология". Рассматриваем моделирование жизненного цикла голосеменных.
(учащиеся работают парами с электронным учебником)
(На экран проектируется слайд №4. Учитель обращает внимание учащихся на экран)
Учитель:
Ребята, чем отличается размножение сосны от размножения папоротников?
Ученики:
Папоротники размножаются спорами, а сосна семенами.
(ученики записывают схему в тетрадь)
Учитель:
Ребята, у сосны семена лежат открыто или внутри плода? Правильно!
Открыто. Семя голое. Поэтому хвойные растения называют Голосеменными.
Учитель:
Красота и величавость сосновых лесов (боров) всегда вдохновляло поэтов, писателей и художников. Посмотрите на экран (проектируется слайд№5)
(Учитель показывает на портрет И.И. Шишкина).
"Лесной богатырь", "Лесовик", "Лесной царь" - называли его при жизни. Даже наружность - крупные черты лица, густые, спутанные волосы, кряжистая, сбитая фигура - удивительно цельно сопрягалась с его созданиями.
Учитель:
Но не только художники посвящали свои произведения соснам.
Сосне посвятили свои стихи поэты (предлагает учащимся прочитать стихотворения о хвойных растениях). Послушайте небольшое стихотворение.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес.
Ты полон свежести, и всё в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес.
Учитель:
Ребята, как вы думаете, почему в сосновом бору дышится легче?
Правильно. Сосна и другие голосеменные растения выделяют в окружающую среду большое количество фитонцидов, которые оказывают противомикробное действие. В сосновых лесах воздух стерилен. Сосна - лесная аптека!
Учитель:
Ребята, мы изучили внешнее строение голосеменных растений и размножение. Следующий вопрос, который мы должны рассмотреть - роль голосеменных растений в природе и жизни человека.
Учитель:
Работаем в группах. Перед вами находится текст, где рассказывается о применении хвойных растений. Ваша задача - составить слайд о применении одного из продуктов хвойных растений и презентовать его.
- Группа 1 -применение смолы
- Группа 2 - применение древесины
- Группа 3 -применение кедрового ореха
(работа учащихся - составление слайдовой презентации)
Этап Применение знаний
Презентация учащихся "Значение хвойных растений"
Этап информации о домашнем задании.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами рассмотрели внешнее строение, размножение и роль голосеменных растений. На следующем уроке продолжим изучение этого отдела. Будем рассматривать происхождение и классификацию голосеменных.
Д/з параграф 42.
Этап Подведение итогов
Учитель:
Ребята, я надеюсь, что сегодня на уроке вы узнали много интересной и полезной информации. Голосеменные - это удивительные растения. Их мы можем назвать "Самые - Самые". Посмотрите на экран.
(проектируется слайд №9)
Учитель:
Завершить наш разговор, о хвойных растения, хочется словами поэта Т. Фатеева
Живите в покое и силе,
Как вечная сказка Земли,
Зеленые сосны России -
Бессмертные сестры мои.