Окружающий мир в 3-м классе "Организм человека"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • Обучающая: сформировать у учащихся понятия: организм, орган, система органов, внутренние органы, познакомить (на уровне представлений) с разнообразием клеток в организме человека.
  • Развивающая: продолжить развитие умений работать с учебным текстом, развивать познавательную активность, учебное сотрудничество.
  • Воспитывающая: воспитывать сознательное отношение к изучению своего организма.

Учебный материал:

  • Учебник 3 класс "Окружающий мир", О.Т. Поглазова, II часть.
  • Рабочая тетрадь к учебнику, II часть
  • Анкета "Я расту"
  • Дидактический материал для работы в группах
  • Слайды с иллюстрациями
  • Книга Г. Юдина "Главное чудо света"

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела - "Организм человека". Вы узнаете, как растёт и развивается ваш организм. Что ему вредно, а что полезно.

- Кстати, для чего нам необходимы эти знания?

2. Работа над новым материалом.

Работа в парах с опорой на имеющийся опыт.

Инструкция: Изучая изменения в природе, свойства воды и воздуха, мы выяснили, что в этом нам помогали разные науки биология, химия, физика.

Организм человека изучают другие науки: анатомия, физиология, медицина, гигиена.

Обсудите в парах и предположите, что именно изучает каждая наука, соедините ответы стрелкой.

Анатомия- наука о сохранении и укреплении здоровья

Физиология - исследуют причины заболеваний и методы лечения

Медицина- изучает строение тела человека

Гигиена- изучает работу организма

Проверка:

  • какая наука изучает работу организма? (физиология)
  • какая - строение тела? (анатомия)
  • какая - причины заболевания и способы их лечения? (медицина)
  • какая наука о сохранении здоровья? (гигиена)

Сообщение ученика о происхождении слова гигиена.

Рассказ учителя с опорой на слайды.

"У человека ребенок зарождается от слияния маминой и папиной клеток. Зародыш так мал, как точка. Но через три недели у него начинает биться сердце. Когда малыш становится похож на человечка его называю плод. Посмотрите на рисунок и догадайтесь почему? Веточка на которой держится ребенок называется пуповина. От нее у нас остается след на животе - пупок. Плод проходит несколько стадий, он бывает похож на морщинистого старичка. Потом на одуванчик, т.к. его тело все покрыто волосиками. От появления зародыша до рождения ребёнка проходит 9 месяцев" (см. Приложение 1. Слайд 1,2)

Обсуждение ответов на домашнюю анкету .

Работа с книгой стр. 8 Чтение сообщения в рамочке.

После чтения дети обсуждают, чем похож человек на животных и чем отличается.

Работа с терминами (органы, внутренние органы, система органов).

(см. Приложение 1. Слайд 1,3)

- Организм человека состоит из органов. Органы имеют разное строение и разное назначение, но все они действуют вместе сообща.

- Прочитайте на стр. 9 названия внутренних органов человека

- Они защищают организм от вредоносных микробов, снабжают организм питательными веществами, очищают организм от ненужных веществ.

- Чтение информации на стр. 9. Обсуждение. Выполнение задания №5 в рабочей тетради.

Физминутка

Выступление совета мудрецов

Дополнительные сведения о клетках.

  • Человек состоит из мяса, костей и волос. А всё это состоит из клеток. Клетки работают без перерыва и отдыха и поэтому гибнут ежедневно тысячами. Но это не страшно, потому что вместо погибших вырастают новые клетки, они как бы повторяются. С годами клетки " забывают", какими они были и повторяют себя с ошибками. Поэтому наступает старение.
  • Для того чтобы показать, что в организме человека много, очень много клеток. Мы слепили плоского человечка из пластилина.

J Затем мы взяли щепотку гречки, щепотку риса, гороха, несколько кнопок. Маленькие пуговицы. Вот как много в нашем организме клеток, и какие они разные!

- Посмотрите насколько сложно устроена одна клетка. А как вы думаете, сколько их? (на слайде появляется число клеток). (см. Приложение 1. Слайд 4)

Игра " Угадай клетку" (см. Приложение 1.. Слайд 5)

Учитель предлагает устное описание клетки, а дети, руководствуясь особенностями её внешнего строения, находят правильный рисунок и подписывают его.

  • Клетки мозга имеют длинные отростки, по которым, как по проводам, они могут получать и передавать сигналы.
  • Клетки кожи под микроскопом напоминают защитную кольчугу или панцирь средневекового воина.
  • Клетки крови похожи на маленькие пуговицы.
  • Костные клетки сцеплены друг с другом тонкими отростками.
  • Клетки мышц как волокна шерстяной ткани, которая легко растягивается и стягивается.

3. Подведение итогов (читают и комментируют выводы со слайда).

(см. Приложение 1. Слайд 6)

4. Домашнее задание

  • Учебник, стр. 6-10
  • Печатная тетрадь, №5,6
  • Резерв времени, рабочая тетрадь, № 1,2,3,4