Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
- Обучающая: сформировать у учащихся понятия: организм, орган, система органов, внутренние органы, познакомить (на уровне представлений) с разнообразием клеток в организме человека.
- Развивающая: продолжить развитие умений работать с учебным текстом, развивать познавательную активность, учебное сотрудничество.
- Воспитывающая: воспитывать сознательное отношение к изучению своего организма.
Учебный материал:
- Учебник 3 класс "Окружающий мир", О.Т. Поглазова, II часть.
- Рабочая тетрадь к учебнику, II часть
- Анкета "Я расту"
- Дидактический материал для работы в группах
- Слайды с иллюстрациями
- Книга Г. Юдина "Главное чудо света"
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела - "Организм человека". Вы узнаете, как растёт и развивается ваш организм. Что ему вредно, а что полезно.
- Кстати, для чего нам необходимы эти знания?
2. Работа над новым материалом.
Работа в парах с опорой на имеющийся опыт.
Инструкция: Изучая изменения в природе, свойства воды и воздуха, мы выяснили, что в этом нам помогали разные науки биология, химия, физика.
Организм человека изучают другие науки: анатомия, физиология, медицина, гигиена.
Обсудите в парах и предположите, что именно изучает каждая наука, соедините ответы стрелкой.
Анатомия- наука о сохранении и укреплении здоровья
Физиология - исследуют причины заболеваний и методы лечения
Медицина- изучает строение тела человека
Гигиена- изучает работу организма
Проверка:
- какая наука изучает работу организма? (физиология)
- какая - строение тела? (анатомия)
- какая - причины заболевания и способы их лечения? (медицина)
- какая наука о сохранении здоровья? (гигиена)
Сообщение ученика о происхождении слова гигиена.
Рассказ учителя с опорой на слайды.
"У человека ребенок зарождается от слияния маминой и папиной клеток. Зародыш так мал, как точка. Но через три недели у него начинает биться сердце. Когда малыш становится похож на человечка его называю плод. Посмотрите на рисунок и догадайтесь почему? Веточка на которой держится ребенок называется пуповина. От нее у нас остается след на животе - пупок. Плод проходит несколько стадий, он бывает похож на морщинистого старичка. Потом на одуванчик, т.к. его тело все покрыто волосиками. От появления зародыша до рождения ребёнка проходит 9 месяцев" (см. Приложение 1. Слайд 1,2)
Обсуждение ответов на домашнюю анкету .
Работа с книгой стр. 8 Чтение сообщения в рамочке.
После чтения дети обсуждают, чем похож человек на животных и чем отличается.
Работа с терминами (органы, внутренние органы, система органов).
(см. Приложение 1. Слайд 1,3)
- Организм человека состоит из органов. Органы имеют разное строение и разное назначение, но все они действуют вместе сообща.
- Прочитайте на стр. 9 названия внутренних органов человека
- Они защищают организм от вредоносных микробов, снабжают организм питательными веществами, очищают организм от ненужных веществ.
- Чтение информации на стр. 9. Обсуждение. Выполнение задания №5 в рабочей тетради.
Физминутка
Выступление совета мудрецов
Дополнительные сведения о клетках.
- Человек состоит из мяса, костей и волос. А всё это состоит из клеток. Клетки работают без перерыва и отдыха и поэтому гибнут ежедневно тысячами. Но это не страшно, потому что вместо погибших вырастают новые клетки, они как бы повторяются. С годами клетки " забывают", какими они были и повторяют себя с ошибками. Поэтому наступает старение.
- Для того чтобы показать, что в организме человека много, очень много клеток. Мы слепили плоского человечка из пластилина.
J Затем мы взяли щепотку гречки, щепотку риса, гороха, несколько кнопок. Маленькие пуговицы. Вот как много в нашем организме клеток, и какие они разные!
- Посмотрите насколько сложно устроена одна клетка. А как вы думаете, сколько их? (на слайде появляется число клеток). (см. Приложение 1. Слайд 4)
Игра " Угадай клетку" (см. Приложение 1.. Слайд 5)
Учитель предлагает устное описание клетки, а дети, руководствуясь особенностями её внешнего строения, находят правильный рисунок и подписывают его.
- Клетки мозга имеют длинные отростки, по которым, как по проводам, они могут получать и передавать сигналы.
- Клетки кожи под микроскопом напоминают защитную кольчугу или панцирь средневекового воина.
- Клетки крови похожи на маленькие пуговицы.
- Костные клетки сцеплены друг с другом тонкими отростками.
- Клетки мышц как волокна шерстяной ткани, которая легко растягивается и стягивается.
3. Подведение итогов (читают и комментируют выводы со слайда).
(см. Приложение 1. Слайд 6)
4. Домашнее задание
- Учебник, стр. 6-10
- Печатная тетрадь, №5,6
- Резерв времени, рабочая тетрадь, № 1,2,3,4