"Детство, опаленное войною"

Разделы: Внеклассная работа


Подготовительная работа( до 20 декабря)

1. Провести классный час и родительский комитет класса на тему: «Об организации и  проведении мероприятий, посвященных 65-летию Победы». Выбрать на них Совет дела (из числа детей и родителей по подготовке и проведению классного мероприятия, о детях-тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны.

2. Провести совет дела намеченного мероприятия о детях, опаленных войной, то есть о детях -тружениках тыла .Выделить на нем микрогруппы по подготовке мероприятия, из числа членов совета дела выбрать ответственных каждой микрогруппы, определить количественный состав микрогрупп и их представительство от детей и родителей, утвердить сроки выполнения заданий, данных микрогруппам и каждому члену коллектива, наметить, обсудить и утвердить план подготовки данного мероприятия, срок и место его проведения.

Подготовительная работа (до25 декабря)

 Каждому руководителю микрогруппы провести организационное заседание своей микрогруппы, разработать проект полученного на совете дела задания. распределить внутри микрогруппы обязанности и приступить к реализации своего проекта

Подготовительная работа( до 17 .01.10)
(Орезультатах работы доложить на расширенном совете дела)

1.На уроках русского языка по развитию речи отработать формы словосочетаний и предложений, содержащих в себе благодарность, восхищение, преклонение, клятву тем, кто защищал нашу Родину от фашизма в годы Великой Отечественной войны.
2.Микрогруппе «Фотосценарий» (2 ученика и их родители) составить фотосценарий на тему: «Дети, опаленные войной»,детям приготовить выразительное озвучивание сценария как ведущим.
3.Микрогруппе «Музыкальное сопровождение»(1 ученик и его родители) подобрать и записать музыкальные вставки для музыкального сопровождения мероприятия.
4.Микрогруппе «Оформители» (2 ученика и их родители ) разработать проект оформления аудитории, где будет проходить мероприятие, и проект пригласительного билета для приглашения гостей и наметить список приглашённых и пригласить их на праздник.
5.Каждой семье провести поисково-краеведческую работу на тем : «История моей семьи в истории войны» о родственниках или членах семьи, которые в годы Великой Отечественной войны, будучи детьми 8-12 лет, работали наравне со взрослыми. По собранным материалам приготовить сообщение (самим участникам или их детям, или их внукам, а, может быть , всем вместе), желательно проиллюстрировать сообщение компьютерной презентацией.
6.На одном из уроков литературного чтения подготовить и провести конкурс чтецов на тему: «Дети, опаленные войной», т.е. о детях- тружениках тыла, лучших чтецов пригласить для участия в мероприятии.
7.Микрогруппе «Благодарность» (2 ученика и их родители) продумать и подготовить все необходимое для благодарности приглашенных и тех родственников, которые будут присутствовать на мероприятии и расскажут о своём военно – трудовом детстве.
8. На уроках русского языка проводить словарную работу на военную тему.
9. Каждый учащийся пишет домашнее сочинение на тему: « Дети, опалённые войной», т.е. о детях – тружениках тыла.
10. Микрогруппа «Сценарий» ( 2 ученика и их родители) работает над составлением проекта сценария данного мероприятия.

Подготовительная работа до 1.02.10 г.
Провести расширенное заседание совета дела, на котором руководители микрогрупп и другие ответственные защищают свои выполненные проекты и наработки и проводится анализ всей подготовительной работы по определённым анкетам.

Подготовительная работа до 7.02.10 г
В микрогруппах, семьях и каждым индивидуально отрабатываются задания. Проекты и наработки, происходит их уточнение и окончательная их корректировка.

Аннотация.
1. Номинация: Внеклассное мероприятие:
2.Название: «Детство, опалённое войною»
3. Краткое содержание: Мероприятие позволяет узнать учащимся о труде детей, которые в годы войны были детьми .
4. Цель: Создание условий для проявления и развития нравственного
самосовершенствования детей и их родителей.
Задачи:
*формирование чувства уважения, гордости, долга, благодарности и памяти перед старшим поколением;
*формирование у ребят активной жизненной позиции, чувства патриотизма.
* Развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
* развитие навыков самоорганизации, самоуправления, соуправления и самовоспитания в коллективе через разделительно- коллективную деятельность и рефлексию своей деятельности.
5. Область применения: может использоваться учителями начальных классов для проведения классных часов, праздников, учебных занятий по предметам; «Литературное чтение», «Окружающий мир»
6. Методы, приёмы и способы, используемые в ходе подготовки и проведения классного мероприятия:

  • Право выбора в различных ситуациях.
  • Создание ситуация успеха.
  • Работа актива сменного состава.
  • Составление проектов своей деятельности, их защита и реализация.
  • Сообщения.
  • Создание ситуации успеха и творчества
  • Диалога и полилог.
  • Педагогическая поддержка.
  • Выразительное чтение.
  • Приёмы психологического настроя.
  • Компьютерная поддержка
  • Рефлексия

7.Форма: КТД как встреча трёх поколений (бабушки и дедушки, мамы и папы, внуки и внучки)

8.Участники: классный руководитель, учащиеся 3 «а» класса, их родители, Старшее поколение семей, которые в годы войны были детьми, а также Карфидова Ангелина Павловна (воспитатель интерната п. Лиственничный, в котором воспитывались дети блокадного Ленинграда в годы войны)

9.Этапы подготовки и проведения КТД:
а) организационно - подготовительный с 15 по 25 декабря
б) этап реализации задуманного и запланированного
в проекте с 25 декабря – 7 февраля
в) этап проведения КТД 8 февраля.
г) этап рефлексии и аналитической деятельности.
С 9 по 12 февраля.

10. Время проведения: 8 февраля 2010 года ( В День юного героя – антифашиста).
11. Место проведения: кабинет №20
Сценарий КТД:
«Детство, опалённое войною»

I. Эмоционально - психологический настрой на проведение
Мероприятия.
Звучит песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
 в исполнении участников мероприятия под караоки,
(держась за руки и стоя).

На начало исполнения 3 куплета песни ( « И всё же в сердце с болью…) на экране появляется слайд №1 следующего содержания:

По окончании песни все садятся, а учитель задаёт следующие вопросы:

 *Какие ассоциации и чувства у вас возникли?
* Какие слова всплыли в памяти и о чём вспомнили ?
(Несколько участников проговаривают слова ассоциации:
Война, победа, горе, смерть, холод, голод и т.д)

Учитель: От себя хочу добавить, что далеко не лишнее в этом ряду слово труд. Если бы не трудились самоотверженно наши бабушки и дедушки, во время войны, мы не дожили бы до Победы. Трудовой фронт был не менее важен, чем военный. Но трудились во имя Победы не только взрослые, но и дети, которым выпало «Детство, опалённое войною»
(На экране появляется слайд №2).

Этой теме мы и посвящаем нашу встречу трёх поколений.

II. Фотосценарий о детях войны, их трудном военном детстве
 и величайшем трудовом подвиге.

Учитель: История сохранила для нас множество фотокадров, плакатов и лозунгов, по которым можно узнать многое о тех далёких сороковых - роковых…..
Фотосценарий, созданный группой наших ребят и их родителей, посвящается детям войны - труженикам…
 (появляется слайд №3)

 

Его мы и предлагаем вашему вниманию.

Морозов С: Война 1941-1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, из всех войн, которые только знало человечество.
Богданова К: Война – это 1418 дней и ночей.
 (на экране появляется слайд №4)

Морозов С: В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в 6 гигантских битвах.
Богданова К: Провела около 40 крупных наступательных операций.
Морозов С: Война- это…
Богданова К: 70000 разоренных деревень.
Морозов С: 1710 разорённых городов
Богданова К: И 27 млн. погибших……
 ( На экране появляется слайд №5)

 

Морозов С : “Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал такой девиз.
 ( На экране появляется слайд №6)

Богданова К: Тяжело было. Этот лозунг прибавлял сил тогда, когда их, кажется, вовсе не оставалось.
Морозов С: А в тылу оставались женщины, старики и, конечно, дети.
Богданова К: Немало выпало испытаний на их долю.
 ( На экране появляется слайд № 7)

 Морозов С: Дети в тылу не воевали…
 Богданова К: Одни стояли, у станка по десять часов и если не позволял рост, чтобы достать до станка, подставляли стул.

 Морозов С: Другие работали на ткацких фабриках, чтобы было как можно больше тёплой одежды для фронтовиков.
 ( На экране появляется слайд № 8)

Богданова К: Это был ответ учащихся на призыв ЦК ВЛКСМ, который прозвучал 29 мая 1942 года.

Морозов С: В нашем селе Леуши тоже остались одни женщины, старики и дети. Трудилось их тогда 42 человека.

Богданова К: . Из них было 16 детей в возрасте от 10 до 14 лет.
( На экране появляется слайд № 9)

Морозов С: Юные рыбаки сдавали в фонд Красной Армии рыбу. Зве­но подростков, возглавляемое старшим рыбаком А. В.
Пахтышевым, ежедневно перевыполняло зада­ние на 200%.

Богданова К: Нагорнова Александра Алексеевна, жительница нашего села, которой тогда тоже было 10 лет,
( На экране появляется слайд № 10)

 вспоминает о том, что « Всю войну было голодно и холодно. Работали все от мала до велика, т.е. те, кто мало- мальски мог работать. Поручили, дали задание- выполняй. Никакие слёзы, хныканья не помогали, да старались и не хныкать. Работали на поле почти целые сутки. В основном убирали зерновые серпом, а это требует сноровки и физической силы.
В 1942 году я села за трактор. Самоучкой выучилась управлять трактором у брата. Все военные годы работала прицепщиком, комбайнёром. А вообще спать или отдыхать некогда, трактора не должны стоять. Редко удавалось поспать - это тогда когда падали с ног. За хорошую работу нас наградили зерном, но мы не стали получать, а сдали в фонд фронта. Зимой отправляли на лесозаготовки, лес валить. Такая работа требовала силы. А какие силы, одни слёзы, но мы работали через не могу»
Учитель: Детям, труженикам тыла, многие поэты посвятили свои стихи.
Мы провели конкурс чтецов, и двум лучшим исполнителям –слово.
( Два победителя читают стихи).

Учитель: Трудились с большим рвением в годы войны в лесу и на полях нашего села дети блокадного Ленинграда.
( На экране появляется слайд № 11: фотография детей блокадного Ленинграда).

 

Учитель: Откуда и почему появились в далёком сибирском селе ленинградские дети? Какими они были тружениками? Чем занимались?
Какой след оставили на Кондинской земле? Об этом нам расскажет нам сейчас удивительная женщина Карфидова Ангелина Павловна, которая в те годы была воспитателем этих детей в интернате.

III. Выступление Карфидовой А.П. о детях блокадного Ленинграда.(10мин)
(С текстом её выступления можно познакомиться в статье «Ленинградцы на Конде» напечатанной в газете «Кондинский вестник» в №19 от 13 марта 2009 года.).

IV. Сообщения детей или взрослых на тему: « История моей семьи в истории войны», о тех их родственниках, которые в годы войны были детьми работали наравне со взрослыми.
(Прослушать можно 4-6 сообщений, желательно с презентацией, чтобы в общей сложности эта часть встречи заняла не более 15 мин).

V. Рефлексия по поводу увиденного и услышанного.

 Учитель: Да! Не легка была ноша детей военного времени. И детство у них было, действительно, опалено войной. Немногие дожили до наших дней, но память о них должна быть вечной в наших сердцах.

( На экране появляется слайд № 12)

Учитель: В знак благодарности детям – труженикам войны я низко склоняю перед ними свою голову и зажигаю как символ вечной памяти о них эту свечу и ставлю её в эту чашу.
(начинает звучать музыка «Минута молчания», учитель зажигает свою свечу и обращается ко всем присутствующим.)

Учитель: А теперь все те, кто тоже испытывает чувство благодарности к тем, о ком мы сегодня говорили, подойдите к чаше памяти, зажгите о мою свечу свою свечку и скажите те слова, которые идут у вас из души.
(свечи для зажжения лежат рядом с чашей памяти).
А тем, кто присутствовал на нашей встрече и был родом из опалённого детства и тем, кто порадовал нас содержательными выступлениями, я думаю, надо подарить цветы.
А всем нам встать, взяться за руки и закончить нашу встречу трёх поколений
песней, с которой мы её начали.
(«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
 в исполнении участников мероприятия под караоки, ).
(держась за руки и стоя).

 ( На экране появляется слайд № 13)

 

Литература.

  1. Великая Отечественная война. 1941–1945. – М.: ОЛМА-ПРЭСС, 2005.
  2.  Газета «Кондинский вестник» в №19 от 13 марта 2009 года.
  3. Киселёва А.Д, Ожиховская А.Е, Татаркина Т.Г., Филиппов А.Н ..»По велению долга и совести». Шадринск - Издательство ПО -«Исеть» 2003г
  4. Подборка журналов "Воспитание школьников".
  5. Использование сайтов интернета

Презентация

Приложение