Цель:
- Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционной техники;
- Формирование и закрепление пространственных понятий;
- Развитие связной речи с использованием выразительных средств;
- Воспитание интереса к наследию национальной культуре;
Оборудование:
- помещение, оборудованное под деревенскую избу; посуда в русском национальном стиле(хохломская, городецкая роспись) опилки, кисточки, клей;
- колокольчик; корзина с клубочками;
- надувной шарик, соленое тесто, испеченные баранки, аудио.
Предварительная работа:
- лепка из соленого теста;
- чтение русских народных прибауток, сказок, поговорок;
- различные пальчиковые игры;
- игры-упражнения на расслабление;
- изобразительная деятельность с помощью нетрадиционной техники.
Ход занятия
Дети входят в группу и замечают расписной сундучок. Когда дети его открывают, слышат голос (аудио), который приглашает их в гости.
Бабушка Маланьюшка: "Здравствуйте, ребятки, я бабушка Маланьюшка, приглашаю вас к себе в гости. А путь дороженьку вам укажет серебряное блюдечко, да наливное яблочко, которые вы найдете в сундучке моем волшебном. Ох, давно я жду гостей, приходите поскорей"
(Дети встают в тесный кружок и читают наизусть волшебные слова, чтобы найти дорогу к бабушке.)
Катись, катись, яблочко наливное,
По серебряному блюдечку,
Покажи нам города и поля,
Покажи нам леса и моря,
Покажи нам гор высоту и небес красоту,
Всю родимую Русь матушку.
(звучит серебряный звон-колокольчик)
Слышите, куда нам идти нужно?
Стихотворение с движениями:
Вот по лесу мы гуляем, (дети встают друг за другом и идут за
За природой наблюдаем. воспитателем по "лесу")
Вверх на солнце поглядели,
И нас лучики согрели. (руки вверх развели в стороны)
С лева птичка, справа птичка,
Там снегирь, а там синичка. (а дальше по тексту)
В гору едем, с горы-вниз,
Впереди нас ждет сюрприз. (дети встают на носки и чуть-чуть приседают)
За горой-рукой подать-
Деревеньку уж видать.
Вступительная беседа.
Вот и добрались мы в деревню к бабушке. Давайте постучимся, да помните правила поведения в гостях (дети входят в избу и здороваются). Как красиво у бабушки. А скажите, что является главным украшением избы? (печь) А для чего она нужна? (греет, кормит, даже лечит). Почти все предметы в избе сделаны своими руками. Долгими зимними вечерами мужчины резали миски и ложки из дерева. Женщины ткали и вышивали. Людей, которые изготавливали красивые предметы, называли народными умельцами. Как думаете почему? (потому, что руки умелые) А у вас умелые ручки? Почему? Наша бабушка живет одна. А ведь скоро праздник. Давайте поможем ей подготовится к празднику (в теремке игрушка бабушки)
Упражнение "Клубочек"
Воспитатель:
Посмотрите, в корзиночке клубочки у бабушки запутались.
Давайте поможем ей распутать, смотаем нитки в клубок. (Дети берут по клубочку). Бабушки, когда вяжут, напевают песенку. Дети тоже напевают на русский мотив:
"А у меня есть чайник.
А у меня есть чашка и чайник заварной.
Я чай налью вам в чашку, попейте чай со мной".
После игры:
Воспитатель: "Прибрались в избе, и нашли горшок с опилками".
Воспитатель предлагает с помощью опилок выполнить аппликацию - цветочек.
Порядок выполнения работы: рисуем клеем цветочек, пока клей не высох, наносим опилки щепоткой на бумагу. Когда работы ваши высохнут, мы повесим на бабушкину печь и будет очень красиво!
Воспитатель: Место, где женщина готовила еду, называлось "Бабий закуток". Бабушка завела тесто, да устала, давайте поможем испечь ей баранки.
Лепка из соленого теста: Дети скатывают колбаски, соединяют края.
Бабушка Маланьюшка: Ну вот, пока баранки пекутся, мы с вами поиграем. Дети выкладывают на поднос. В печке уже готовые настоящие испеченные баранки.
Пальчиковая игра "Шарик"
В процессе игры дети используют обе руки. Сначала "шарик" - правая рука, затем левая. Кончики пальцев соединяем ("шарик"). Показываем шарик (вращательные движения кистью).
Вот он шарик маленький смешной, хочет этот шарик поиграть с тобой.
Он летел, он летел, на твою макушку сел.
(Движение в соответствии с текстом.)
:И к тебе на носик сел.
:И на твой животик сел.
:И к тебе на ножки сел.
Он прыгал в ногах,
А потом вдруг лопнул - БАХ!
(Хлопок ладонями по коленям).
Итог.
Вот и готовы баранки. Уже и остыли, пока мы играли. Бабушка очень вас благодарит и нас угощает. Давайте возьмем их с собой. Ребята, а мы вернемся в группу, что расскажем, где мы были, что видели?
Бабушка Маланьюшка: А дорогу назад помните?
Стихотворение с движениями "Вот по лесу мы гуляли"
Вот по лесу мы гуляем, (дети встают друг за другом и идут за
За природой наблюдаем. (воспитателем по "лесу")
Вверх на солнце поглядели,
И нас лучики согрели. (руки вверх развели в стороны)
С лева птичка, справа птичка,
Там снегирь, а там синичка. (а дальше по тексту)
В гору едем, с горы-вниз,
Впереди нас ждет сюрприз. (дети встают на носки и чуть-чуть приседают)
За горой-рукой подать-
Деревеньку уж видать.