Аннотация к уроку по теме "Предложение. Главные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.

Цели урока:
1. Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения.
2. Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.
3. Воспитывать вежливость, культуру диалога.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, картинки.

Этап урока: Содержание этапов урока:
1. Орг. момент Проверь дружок,
Готов ли ты, начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

- Начинаем урок русского языка.   Слайд №2

2. Развитие мелкой моторики рук. Развитие речи, памяти, внимания. - Кто проведет зарядку? (3-4 человека)
- Для чего выполняем эти упражнения на уроке русского языка?
3. Работа в тетради
Я тетрадочку возьму,
В уголочек положу
Я друзья от вас
Не скрою, ручку я
Вот так возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишем число в тетрадях. Две строчки вниз, в третьей строке посередине запишем 10 марта.
4. Чистописание - А сейчас минутка чистописания. Для чего проводим минутку чистописания?
- Посмотрим на доску.  п р пл  ро
- Что заметила?
- Сравните буквы. Почему повторяем написание этих букв? Соединений?
- Пропишите в строке.                                             Слайд №3
5. Словарная работа - Сегодня на уроке нам будут помогать герои одной сказки.  Рассмотрите рисунок на доске.
- Кто отгадал, как называется сказка? Верно, “Заюшкина избушка”.                                                        Слайд №4, 5, 6
- Назовите главных героев сказки (лиса, заяц - картинки на доску).
- Кто пытался помочь зайчику? (собака, медведь, петух).
- Давайте запишем названия этих героев:
- На доске эти слова уже записаны, но что вы заметили? (нужно вставить буквы)                             Слайд №  7                      
- Что можете сказать про эти слова еще дополнительно? (они словарные, их нужно запомнить, т.к. проверить нельзя)
- У доски 1 ученик вставит буквы в слова, а вы у себя в карточках. Проверим.
- Поставьте ударение.
- Подчеркните букву, которую нужно запомнить.
(собака, лисица, медведь, заяц)                     Слайд № 8
- Сегодня познакомимся с новым словом
петух         
 (певень – петь, поющая птица).                  Слайд № 9

- Давайте  запишем это слово в словарик, выучим его.

- Назовите слово, где букв больше пишется, чем слышится звуков?
- Почему? (медведь)
- Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков. 
- Почему? (заяц)
- Молодцы!
- Для чего мы учим словарные слова?

6. Постановка темы, цели урока - Кто хочет разговаривать?
(Дети: “Мы будем разговаривать”)
- Тот должен выговаривать.
(Дети: “И будем выговаривать”)
- Все правильно и внятно?
(Дети: “Так правильно и внятно”)
- Чтоб было всем понятно?
(Дети: “Чтоб было всем понятно”)

- Все, что я говорила - это ...? (речь)                Слайд № 10
- А вы отвечали на мои вопросы? (тоже речь)
- А из чего состоит наша речь? (из предложений)
- Что такое предложение?
- Как в предложении связаны слова?
- Как  предложения отделяются друг от друга в устной речи? В письменной?
- Ребята, а зачем мы учим предложения?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с главными членами предложения, будем учиться находить их в предложении.
- Для чего нужно выделять главные слены в предложениях? Мы постараемся ответить на этот вопрос по ходу урока. Договорились?                                                    Слайд № 11

7. Определение границ предложений - Сейчас будем определять границы предложений в тексте.
Учебник с. 13 упр. 18                                       Слайд № 12
- Прочитайте задание.
- Прочитайте текст. Что заметили? Сколько в тексте предложений? Докажите. Карандашом выделите границы предложений. Для чего это делаем?
- Запишите в тетрадь 1-е  предложения с красной строки. Помните правило - списываем по слогам. Проверьте.

Свободная минутка (кто первый списал, тому карточки на развитие внимания, памяти, мышления).
Взаимопроверка.

8. Физкульт- Минутка

Слайд №13

1. Ах ты, Петя - простота,   
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Петя, Петя - петушок!
Что ты рано встаешь?!
Детям спать не даешь?

Чтобы нам совсем проснуться
Нужно потянуться!
Раз подняться, поднянуться,
Два нагнуться, разогнуться...

2. Для глаз.
На стене восьмерка - обводим только
глазами.

3. Для рук
Мы писали, мы писали....

9. Наблюдение над связью слов в предложении. >- Сейчас мы будем наблюдать за связью слов в предложении. Попробуем ответить на наш вопрос: зачем учим главные члены предложения и выделяем их?
(На доске рисунок медвежонка с медом)    Слайд №14

- Рассмотрите картинку.
- Кого вы видите?
- Составьте предложение из 2-х слов. (Медвежонок ест)
- Что составили?
- Про кого вы узнали?
- Что вы узнали про медвежонка?
- Что ест медвежонок? Как узнали?
- Составьте предложение. (Медвежонок ест мед)
- Сколько слов в предложении?
(Записать на доске. Медвежонок ест мед.)

- Представьте, что из предложения выпало 1-е слово. Что получилось? (Ест мед)
- Про кого мы не смогли узнать? (кто ест)
- Нравится вам это предложение?
-Сейчас из предложения выпало 2-е слово.
Что получилось? (медвежонок мед)
- О чем не узнали? (что делает медведь)
- Медведь мед. Это предложение?
- Из предложения выпало 3-е слово. Что получилось? (медведь ест)
- Можно назвать это предложением?
- Верно, это предложение. Слова, которые входят в это предложение называются главными. Без них, как вы убедились предложение не получается.

- О ком говорится в нашем предложении?    Слайд №15
- Поставим вопрос - кто? (медвежонок)
- Подчеркиваем одной чертой.
- Что говорится о медвежонке? (он ест)
- Поставьте вопрос. (что делает?)
- Подчеркиваем двумя чертами.
- Мы подчеркнули главные члены предложения или основу предложения.

Самост. работа.
- Спишите предложение. Подчеркните главные члены.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.
Вывод: - Для чего мы изучаем главные члены предложения? Выделяем их в предложении?

10. Закрепление изученного - Для того, чтобы еще лучше запомнили о главных членах, нам нужно изученное закрепить. Хотите попробовать свои силы?

1) Учебник с. 15 упр. 20.                             Слайд №16
- Рассмотрите рисунок. Прочитайте:
- О ком можно составить предложение из данных слов.
- Составьте и запишите предложение. Подчеркните главные члены.
- Давайте проверим.
2)   Индивидуально
- На доске написаны два предложения:
 Птицы летают. Рыбы плавают.                 Слайд №17
- Толя и Илья выходите к доске. Найдите и подчеркните главные члены в предложениях.
Слайд № 18

     Фронтально.
КТО?                ЧТО ДЕЛАЕТ?

-А вы, ребята,  найдите в классе картинки и составьте предложения из двух слов по схеме:
- Что подчеркнули одной чертой?
- Что подчеркнули двумя чертами?
(одной чертой - слово, которое обозначает о ком или о чем говорится в предложении, а двумя чертами - слово, которое обозначает, что говорится об этом слове).
- Давайте проверим ребят, выполнявших задание у доски.
- Молодцы! Верно справились с заданиями.

11. Итог урока
Слайд № 19
- Итак, что нового, узнали сегодня о предложении?
- Чему учились? Для чего?
- Что помогло нам узнать новое?
- Кто помог изучать новый материал?
12. Рефлексия
Слайд № 20

- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось? Почему?
- Какое задание понравилось больше? Почему?
- Кому спасибо скажем за урок?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
Выберите личико, покажите своё настроение.

Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо!
(грамзапись петуха - ку-ка-ре-ку)
- Урок  окончен.

Презентация

Самоанализ урока русского языка