Урок по теме "Суша" в 5-м классе "Путешествие по континентам Восточного полушария"

Разделы: Биология


Цель:

  • повторить гипотезы происхождения планет, особенности литосферных плит, внутреннее строение Земли, изучить рельефные особенности материков восточного полушария расширить кругозор учащихся, прививать любовь к изучению поверхности Земли;
  • развивать самостоятельность в работе, логическое мышление;
  • воспитывать умение работать в группах, учитывая личностные интересы учащихся.

Оборудование: компьютерн, интернет - ресурсы, презентация к уроку, карта "Физическая карта", карточки.

Ход урока

Презентация № 1.

I. Организационый момент.

II. Проверка ранее изученного материала.

Какой раздел природоведения мы сейчас изучаем?

Слайд №1.

- Мы изучаем раздел Земля.

Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю - наш дом. До нас дошли многочисленные сказания и мифы различных народов о происхождении нашей планеты. Существуют научные предположения - гипотезы о возникновении Земли.

Посмотрите на экран, прочитайте вопросы заданий и ответьте на них.

Задание (слайд №2)

1. Чьи гипотезы о происхождении Земли представлены этими рисунками.

2.Объясни их сущность.

- Это гипотезы Жорж Бюффона, Джеймс Джинса, Отто Юльевич Шмидта, современных ученых.

-Французский ученый Жорж Бюффон (1707 - 1788) предположил, что земной шар возник в результате катастрофы. В очень отдаленное время какое-то небесное тело (комета) столкнулось с Солнцем. При столкновении возникло множество "брызг". Наиболее крупные из них, постепенно остывая, дали начало планетам.

- В начале нашего столетия английский ученый Джеймс Джинс (1877-1946) выдвинул гипотезу, которая так объясняла происхождение планетарной системы: когда-то вблизи Солнца пролетала другая звезда, которая своим тяготением вырвала из него часть вещества. Сгустившись, оно дало начало планетам.

- Наш соотечественник, известный ученый Отто Юльевич Шмидт (1891 - 1956) в 1944г. предположил, что миллиарды лет назад Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояло из частичек холодной пыли и замерзшего газа. Все они обращались вокруг Солнца. Находясь в постоянном движении сталкиваясь, взаимно притягивая друг друга, они как бы слипались, образуя сгустки. Постоянно газово-пылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Со временем из этих сгустков и образовались планеты нашей Солнечной системы.

- Современные ученые предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из межзвездного вещества - частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько неравных сгустков. Один из них, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество, продолжая сжиматься, разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля.

Как видите, представления ученых о возникновении Земли, других планет и всей Солнечной системы менялись, развивались. Да и сейчас остается много неясного, спорного. Ученым предстоит разрешить еще немало вопросов, прежде чем мы достоверно узнаем, как возникла Земля.

Задание (слайд №3).

1. Назовите на схеме слои Земли.

2. Что представляет собой каждый слой?

-Слои Земли - ядро, мантия, земная кора.

- Ядро Земли. Внутреннее ядро твердое. Внешнее ядро - жидкое, находится в расплавленном состоянии, температура t = 6000 C, состоит из железа и никеля.

- Мантия - 83% от объема Земли. Внутренний слой находится в твердом состоянии. Верхний слой частично размягчен и пластичен. Над верхним слоем мантия снова становится твердой.

- Земная кора - это твердая верхняя оболочка Земли. Ее толщина от 5 до 75 км, причем над материками она значительно толще, чем под океаном. Поверхность земной коры неровная - на ней располагаются горы, равнины, холмы, овраги.

Беседа.

1. Как называются неровности земной поверхности?

- рельефом.

2. Как условно обозначают рельеф на карте?

Неровности земной поверхности обозначают разным цветом.

- зеленый цвет - равнины, низменности.

- желтый цвет - плоскогорье, пустыни.

- коричневый цвет - горы.

- синий цвет - вода морей, океанов.

Задание (слайд №4)

О чем говорят эти изображения нашей планеты?

Почему происходят эти изменения?

- Раньше, 200 миллионов лет назад, наша планета , по мнению немецкого ученого Альфреда Вегенера, была представлена единым громадным материком Пангеей

- В результате раскола Пангеи постепенно образовались современные материки.

Раскол Пангеи связан с движением литосферных плит и процессами перемещения вещества внутри Земли.

Задание (слайд №5)

Какие существуют доказательства движения литосферных плит?

- на дне средиземного моря, недалеко от берега, аквалангисты нашли развалины древнего города;

- на Скандинавском полуострове, в настоящее время, можно увидеть на высоте более 10м от поверхности воды, в скалах вмонтированные кольца. За эти кольца когда-то привязывали цепи лодок рыбаков.

- Фрэнсис Бэкон - английский ученый считал свидетельством движения материков поразительное сходство очертаний западного берега Африки и восточного Ю.Америки.

Итак, литосферные плиты медленно двигаются - скользят по размягченному, пластичному слою мантии.

Сколько сейчас материков на нашей планете?

Задание по карте.

Покажите на карте все материки планеты Земля. Назовите их.

Мотивация на изучение нового материала (слайд №6).

Ребята!

Послушайте слова Н.И.Сладкова " Наш век называют космическим веком. И в самом деле: спутники, орбитальные станции, луноходы, ракеты к Марсу и Венере. И именно поэтому должны мы во сто крат больше ценить и беречь нашу Землю. Все входит в ее систему -цветок, воробей, лягушка, реки, горы, пустыни. И мы, люди. Нельзя защищать то, чего не знаешь".

Слайд №7.

Поэтому, тема нашего урока "Путешествие по континентам".

Цель урока: отправиться в заочное путешествие по континентам, изучить особенности рельефа материков, составить презентации путешествия.

III. Новый материал.

Записываем число, тему урока в тетрадь.

Вы обратили внимание на слова "материк", "континент".

Как вы думаете это одно и тоже понятие или разные?

- одно и тоже.

Суша нашей планеты образована 6 материками или континентами и многочисленными островами.

В реальной жизни не каждому удается стать участником экспедиций, открытий.

У нас с вами сегодня будет возможность сделать это открытие для себя.

Мы отправляемся в заочное путешествие по материкам Восточного полушария.

Задание (слайд №8)

Экспедиция включает три команды. В работе нам помогают: учебник, интернет-программа, атлас, тетрадь.

Каждая команда получает задание на карточке.

Задание.

1. Прочтите стр. 68-69 учебника, изучите особенности рельефа материка, составьте памятку туристу для путешествия по плану.

2.Составьте презентацию своего путешествия.

Задания для команды экспедиций.

Задание для команды №1.

Материк Евразия.

План.

1. Размеры материка.

2.Части света составляющие материк.

3.Какие океаны омывают данный материк.

4.Назовите и покажите высочайшие горы земного шара, расположенные на материке (Гималаи, Джомолунгма, или Эверест - 8848м.).

5. Назовите и покажите на карте равнины данного материка (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская).

6.Назовите и покажите самую длинную реку материка.

7.Назовите самое глубокое озеро мира, расположенное на материке (6137 км.).

Задание для команды №2.

Материк Африка.

План.

1. Размеры материка.

2. Самая высокая гора.

3. Климат, условия.

4. Назовите и покажите самую длинную реку нашей планеты.

Задание для команды №3.

Материк Австралия.

План.

1.Размеры материка.

2.Климатические условия.

3.Самая большая река материка.

4.Самое крупное озеро на материке.

Слайд №9.

IV. Закрепление.

1.Представление презентаций. Презентация № 2.

2.Беседа.

А) Назовите самый большой материк.

Б) На каком материке располагается Россия.

В) Где располагается самое глубокое озеро мира.

Г) На каком материке находятся высочайшие горы нашей планеты?

Д) На какой равнине расположена Нижегородская область?

3. Задание (заранее записано на доске)

Какие ошибки допущены во фразе:

А) Евразия, Африка, Австралия находятся в западном полушарии.

Б) Река Нил течет в Австралии.

В) Самый сухой материк. Африка.

Слайд №10. Вывод урока (делают учащиеся ).

Какой вывод можно сделать из данного урока?

  • Сушу нашей планеты в Восточном полушарии составляют материки - Евразия, Африка, Австралия.
  • Самый большой материк планеты - Евразия. Самый маленький материк - Австралия.
  • Самый жаркий материк - Африка. Все названные континенты интересны и привлекательны для человека своими географическими особенностями.

Слайд №11. Домашнее задание.

  • Написать о достопримечательностях любого материка.
  • Стр.68-69 читать, пересказывать.
  • Стр. 70-71 устно отвечать на вопросы.
  • Ответить на вопросы карточек, которые вы получили (Приложение 1)