К здоровью и красоте через самопознание и самосовершенствование

Разделы: Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Введение.

Одной из главных целей государственной политики нашей страны является создание и поддержание условий, обеспечивающих полноценное личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет здоровье, как психическое, так и физическое. Здоровый человек - это показатель здорового благополучного общества. Однако, гуляя по городу можно наблюдать картину: идет молодая мамочка, перед собой катит коляску с малышом, а в руках - сигарета и банка пива. Отсюда и результаты ухудшения здоровья детей, и имеющаяся тенденция к снижению успеваемости учеников в школе.

Подростковый алкоголизм и курение в нашей стране получило такое широкое распространение, что является большой проблемой. Поэтому, профилактика вредных привычек остаётся главной задачей и на сегодняшний день. В этом направлении: медики, психологи, педагоги, социальные работники, продумывают и организовывают различные мероприятия, ищут эффективные методы и формы профилактической деятельности.

Экспресс-опрос учащихся 5-11-х классов школы показал, что, если в 5-8-х классах курят или выпивают - единицы, то в 9-11-х классах- многие. Причём, распространены вредные привычки и среди девушек. Этот факт вызывает особую тревогу, ведь они - будущие мамы, от них зависит здоровье нации. Причины наличия у подростков вредных привычек - разные, но все они скорее внешние. Подростки считают, что курить и выпивать - модно, это поднимает престиж среди сверстников, также курение является самым простым способом установить контакт.

Конечно, у нас систематически проводятся различные профилактические мероприятия и пропаганда о вредности сигарет и алкогольных напитков, в том числе пива. Но, видимо, несколько отвлечённо воспринимается эта информация подростками. Когда подросткам говорят, что они губят свое здоровье, и в будущем у них родятся нездоровые дети - идёт эмоциональное отторжение: "Когда это еще будет?" Сиюминутное сомнительное "удовольствие" в настоящем, имеет значительно большее значение, чем долговременное будущее. В подростковом возрасте кажется, что вся жизнь впереди, всё можно изменить, и вовсе не хочется думать о будущих проблемах со здоровьем. Изменить всё, конечно, можно, если вместо внешних факторов, учитывать и опираться на внутреннее содержание личности. Однако, как показывает практика, об этом легче сказать, чем сделать.

Чаще всего профилактика вредных привычек построена на запугивании и принципе сказать "нет". "А почему я должен или должна сказать "нет", потому что я боюсь? Да ничего я не боюсь!" В подростковой среде, особенно в 13-15 лет, "боящихся" не приветствуют, их высмеивают, обижают, даже игнорируют. Согласно возрастным особенностям, в этом возрасте ребёнку важно "быть принятым". Поэтому, страх остаться в одиночестве часто оказывается сильнее всяких запретов. Ведь не секрет, что большинство ребят в подростковых компаниях курят и выпивают. Так что, если хочешь "быть принятыми", значит надо "быть как все".

Из ответов девушек 13-15 лет на вопрос о причинах начала курения: "Я раньше общалась только с мамой и подругой, а теперь познакомилась с компанией, там все курят и выпивают, я их поддерживаю потому, что не хочу потерять"; "Мальчик, который мне нравится, курит с друзьями в подъезде, я подошла и попросила закурить, так и познакомились". Когда мысли лишь о том, как быть яркой, необычной, чтобы молодые люди обращали внимание, а положительного опыта нет, (даже в семье) то используется всё, что "быстрее сработает". А закурить или выпить - это ещё и самый "легкий" путь к установлению дружеских отношений. В анкетах, на вопрос: "Почему ты куришь или выпиваешь? - частые ответы: "Становишься более раскованной, лучше общаешься"; "Взрослой себя чувствуешь, запреты снимаются". Таким образом, когда девушке предлагают закурить или выпить, ее решение основывается чаще только на внешних факторах - быть доступной и принятой.

Также, подростковый возраст - сложный в плане физиологического развития. Многие ребята начинают расти непропорционально, становятся угловатыми, неловкими, рост мышечной массы отстаёт от роста костей, на лице могут появиться прыщи. Отсюда, в личном отношении к себе появляются излишняя критичность и отрицательные эмоции, которые "забиваются" вредными привычками.

Обсуждая вопросы профилактики с педагогами и родителями, мы пришли к выводу, чтобы подростку отказаться от вредных привычек, нужна эффективная альтернатива. Но ею может стать только личная установка подростка, основанная на познании своих сильных и слабых позиций, принятии себя, желании и готовности самосовершенствоваться. А раз на первом месте всё - таки стоит фактор внешней привлекательности и принятия, то необходимо взять его за основу.

Поэтому тема моей программы: "К здоровью и красоте через самопознание и самосовершенствование".

Идея базируется на реально существующих противоречиях. Хотя есть много разной специальной литературы по уходу за внешностью человека, не секрет, что многие взрослые люди не могут определить, что им лично подходит из одежды, что - нет, не знают, как правильно ухаживать за кожей, волосами, не могут развеселить гостей без алкоголя и пошлого анекдота. А дети в семьях смотрят на взрослых и ведут себя также - "незнающими". Отсюда, наряду с возрастными изменениями, появляется неуверенность в себе, в общении, неумение себя представить и подать, которые прячутся за броской одеждой и вульгарным макияжем, развязным поведением, бранными словами, сигаретой и алкоголем.

Программа включает цикл профессионально - специфических занятий, для проведения которых необходимо приглашение соответствующих специалистов. Они выбираются из числа родителей учеников школы. Деятельность по программе может осуществляться во внеурочное время, как кружок. Либо данную программу можно использовать как базовую при работе в пришкольном лагере в каникулярное время (в настоящее время это практикуется в образовательных учреждениях). Только, для нейтрализации эмоциональной необходимости соперничества, а также в силу специфики цикла занятий, группы подростков формировать отдельно для девочек и мальчиков.

Гипотеза.

Подростки, изучившие и определившие свои реальные положительные возможности в плане внешнего и внутреннего изменения и самосовершенствования, откажутся от вредных привычек (курить и употреблять алкогольные напитки) и станут следить за своим здоровьем.

Цель программы: приобщение девочек - подростков (13-15 лет), имеющих вредные привычки, к здоровому образу жизни через повышение мотивации к самоизучению и самосовершенствованию.

Задачи:

  • создать условия, обеспечивающие охрану физического и психического здоровья девочек, в процессе деятельности;
  • организовать систему мероприятий по изменению образа жизни и личностного самоопределения девочек-подростков;
  • привлечь специалистов из числа родителей школьников, имеющих хороший потенциал и желание, к активному участию в работе с молодёжью;
  • способствовать развитию мотивации к самоизучению и самосовершенствованию девочек-подростков;
  • приобщить подростков к здоровому образу жизни.

Организационные условия.

1. Формирование группы девочек 10 - 12 человек.

2. Осуществление психологического сопровождение подростков во время всех занятий.

3. Специалисты: медицинский работник, косметолог, модельер, дизайнер, парикмахер, организатор праздников, фитнес-тренер, - приглашаются (по предварительному договору и согласованию содержания занятий) из числа родителей учеников школы.

Каждое занятие посвящено определённой теме. Происходит освещение теоретической части вопроса, выполнение практического задания, демонстрация результатов, с которыми девочки уходят домой.

Технология реализации и содержание программы.

Деятельность по программе основана на практико-ориентированном индивидуальном подходе к каждому подростку с опорой на личную значимость. Потому что всегда интереснее найти решение своей какой-либо проблемы: здоровья, внешней привлекательности и др. Особенность и новизна программы в том, что занятия проводят не педагоги школы (за исключением психолога), а специалисты из числа родителей учеников школы. Итогом каждого занятия является, не просто получение информации по определённой теме, а результаты деятельности по самоопределению подростком себя, своих индивидуальных особенностей и возможностей в определённой области. Подростки приобретают навыки проектной деятельности, характер которой имеет прикладное значение. Деятельность в проектном режиме позволяет проявить себя творчески, приложить свои умения, использовать знания, показать достигнутый положительный результат публично.

№ Занятия Специалист, проводящий занятие Краткое содержание деятельности Примечание
Теория Практика
1. Психолог Знакомство участниц курса. Самопредставление: отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Девочки заводят дневник "личные изменения". Используются раздаточные материалы.
2. Косметолог Беседа о типах кожи, правильному уходу за ней, о кремах и других косметологических средствах, о правильном макияже. Девочки определяют свой тип кожи, подбирают программы по уходу за телом, учатся накладывать макияж. Используются личные косметологические средства.
3. Парикмахер Беседа о типах волос, правильному уходу за волосами, о правильном выборе шампуня, бальзамов и средств для окрашивания волос. Девочки производят подбор цвета, длинны волос, варианты причёсок. Используется компьютерная программа
4. Медицинский работник Беседа медицинского работника о здоровье, какую первую медицинскую помощь может и должен уметь оказывать человек в домашних условиях (при ушибе, порезе острым предметом, простуде, отравлении), об особенностях физиологического развития; о правильном питании Девочки учатся оказывать первую медицинскую помощь в домашних условиях; составляют рацион питания. Используются раздаточные материалы.
5. Организатор праздников Беседа, как правильно организовать приём гостей (в праздничные и обычные дни) как составить развлекательную программу Девочки составляют и представляют программу встречи гостей и праздников. Используются раздаточные материалы.
6. Модельер Беседа о правильном подборе одежды по фигуре, соответствие формы, цветовой гаммы предполагаемому мероприятию. Девочки определяют свой тип фигуры и осуществляют подбор моделей одежды, аксессуаров, делают зарисовки. Используется компьютерная программа, раздаточные материалы
7. Дизайнер Беседа о сочетании удобства и формы, цвета мебели, о качестве материала (картин, светильников, портретов, панно) используемых при оформлении комнат в квартире. Девочки осуществляют подбор и оформление интерьера квартиры: (кухни, детской, спальной комнаты, гостиной, ванной комнаты). Используется компьютерная программа, раздаточные материалы
8. Фитнес - тренер Беседа о рациональных физических нагрузках, о полезных упражнениях на разные группы мышц, о фитнес - питании. Девочки осуществляют подбор индивидуального комплекса упражнений, определяют систему его выполнения. Используются раздаточные материалы.
9. Психолог Беседа о правилах, формах и приёмах общения, темах разговоров в разных ситуациях, о корректном тактичном поведении. Девочки учатся правильно составить план беседы с разными людьми, в различных ситуациях. Используются раздаточные материалы.
10. Презентация (представление) своего образа подростками. Например, девушка, идущая на свидание, или девушка, пригласившая гостей на день рождения. На это мероприятие приглашаются все специалисты, которые проводили занятия, родители девочек, друзья. Это праздник красоты и здоровья.

Вывод.

У девочек создаётся положительная модель поведения, мироощущения и образа жизни: без сигарет, алкоголя и бранных слов. Родители должны поддержать в семье изменения, произошедшие в их детях.

Рефлексия подростков по поводу изменения своего внутреннего состояния, отношения к себе и своей внешности, должна систематически осуществляться через консультации с педагогом-психологом.

Личный результат деятельности подростков по программе:

  • "К здоровью и красоте через самопознание и самосовершенствование".
  • Отказ участниц проекта от курения и употребления алкоголя.
  • Фиксирование своего положительного образа.
  • Приобретение уверенности в своей индивидуальности, своих возможностях.
  • Переоценка ценностей.
  • Приобретение навыков проектной деятельности, которые лежат в основе успешной социальной жизнедеятельности человека.
  • Общий педагогический результат.
  • Приобщение девочек-подростков к здоровому образу жизни.
  • Уменьшение в школе числа подростков, имеющих вредные привычки.
  • Повышение эффективности взаимодействия родительской общественности и школы.
  • Практический вклад всех участников, задействованных в проекте, в сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Перспектива.

Организация системы занятий по программе: "К здоровью и красоте через самопознание и самосовершенствование" для мальчиков подростков (13-15 лет). Для участия в курсе пригласить специалистов из числа отцов учеников школы. Данный вариант программы может включать следующие занятия:

  • занятия с психологом;
  • стили общения;
  • гармоничное физическое
  • развитие и гигиена;
  • стили мужской одежды;
  • мужские причёски;
  • здоровье и образ жизни;
  • домашний сантехник;
  • домашний строитель;
  • домашний мастер по электроприборам;
  • самопрезентация своего образа.