Раздел программы: Технология обработки древесины.
Цели урока:
- обучающая - ознакомить учащихся с различными видами соединения деталей строительных конструкций.
- развивающая - развивать представления о способах соединения деталей строительных конструкций в рубленых домах, о технологии выполнения строительных и ремонтных работах в рубленых домах.
- воспитывающая - воспитывать внимание и аккуратность в работе, бережное отношение к инструментам и материалам, чувство ответственности за выполняемую работу.
Объект работы: макет деревянного сруба.
Оснащение урока:
- круглопалочный станок;
- ножовки по металлу, квадратные напильники, технологические карты на изготовление макета деревянного сруба;
- измерительные инструменты (линейка, штангенциркуль);
- плакаты "Соединение деталей рубленых стен", "Элементы зданий";
- мультимедийный проектор, слайды.
Практическая работа: изготовление макета деревянного сруба с использованием углового соединения в обло.
Межпредметные связи: физика, черчение, строительное дело, плотничные работы, материаловедение, литература, история.
Ход урока
1. Организационный момент
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Приветствие учащихся. Проверить кол.-во
присутствующих, при необходимости выяснить
причину отсутствия. Проверить готовность класса
к уроку. Объявление целей и задач урока: - получить навыки по сборке деревянного сруба; - изготовить в группе деревянный сруб. Ознакомление учащихся с планом урока. - теоретическая часть; - практическая часть. Распределение учащихся по группам. |
Приветствуют учителя вставанием. Дежурный докладывает о готовности класса к уроку. Знакомятся с планом урока. | 2-3 мин. |
2. Актуализация опорных знаний и умений
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Опрос групп по карточкам-заданиям по
материалу прошлого урока. Вопросы: Где применяются столярные соединения? Определите виды соединений? (по карточке) Определите порядок выполнения операций при изготовлении столярного соединения? (по карточке) Назовите основные элементы зданий? |
Отвечают на вопросы учителя Ответы: При изготовлении оконных рам, входных дверей и дверных коробок. При сборке элементов строительных конструкций: сборке стен, сборке потолочных перекрытий. При сборке мебели: стульев, столов, кроватей, шкафов. 2. Двойным сквозным шипом, соединением "ласточкин хвост", круглыми вставными шипами, на ус вполупотай, на ус сквозным одинарным шипом. 3. 1-б, 2-е, 3-а, 4-к, 5-в, 6-и, 7- г, 8 - ж, 9 - з, 10 - д. 4. Фундамент, стены, крыша, окна, двери, перекрытия, перегородки. |
5 мин. |
Взаимопроверка по эталону на экране.
3. Проверка выполнения учащимися домашнего задания 5 мин.
Представление учащимися проектов дома (каждая группа свой проект).
Вопросы к учащимся:
1. Основные габаритные размеры дома (длина, ширина, высота)?
2. Из каких материалов изготовлен дом?
3. Сколько комнат планируется в доме?
4. Из каких элементов состоит дом?
Учащиеся читают стихотворение о русской избе
Основательно, без сумятицы
Избу ставили на века.
Узнаю по надёжной матице
Богатырскую крепь мужика.Я люблю избу неоклеенной,
Чтобы дерева видеть цвет,
Чтоб душою вбирать рассеянный,
Заповедный, целебный свет.Я люблю избу вековечную
С красотой, неизменной в цене:
С Богородицею сердечною
И Георгием на коне!
4. Вводный инструктаж 10 мин.
Изложение нового материала.
Учитель: Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлимой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Первоначально это были земляные дома (землянки), затем по мере развития человечества появились деревянные и каменные.
Ученик: Из истории России мы знаем, что уже в ХVI - XVII веках большинство зданий на Руси строилось из дерева. Восьмым чудом света называли современники дворец Алексея Михайловича в Коломенском, созданный на берегу Москвы-реки зодчими Семёном Петровым и Иваном Михайловым. В Сибири воздвигались деревянные крепости - форпосты России на новых землях. Увенчанные двухглавыми орлами, башни как бы зримо провозглашали - здесь территория России.
Ученик: Из дерева без единого гвоздя возводили и церкви. Особого мастерства достигли в этом зодчие Севера Руси. Высшим их достижением считается великолепный Преображенский храм на острове Кижи.
Ученик: Деревянные здания сохранили свою актуальность и сегодня. Многие отдают предпочтение бревенчатым жилищам благодаря свежести и экологической чистоте этих построек.
Бревенчатые (рубленые) дома представляют собой конструкцию, в которой стены собирают из окорённых бревен (круглого леса).
Рубленые дома изготавливают из круглого леса хвойных и лиственных пород. Для возведения наружных стен используют брёвна диаметром от 22 до 30 см. Их укладывают горизонтальными рядами и соединяют в углах врубками. Систему стен из брёвен, связанных между собой, называют срубом. Каждый ряд брёвен в срубе является венцом. Венцы соединяют между собой в паз и гребень. Паз служит для более плотного примыкания бревен друг к другу по высоте, что уменьшает воздухопроницаемость стен. Чтобы не затекала дождевая и талая вода, паз выбирают в нижней части бревна. Для устранения воздухопроницаемости и более плотного прилегания бревен друг к другу по высоте в пазах прокладывают паклю или сухой мох.
Учитель: Изготавливая макет сруба, мы с вами проделаем все операции, которые выполняют при строительстве настоящего бревенчатого дома, и вы получите навыки по сборке сруба, которые в будущем понадобятся каждому из вас при строительстве дачного домика, строительстве личного дома. Ведь для мужчины построить жилище - это одна из главных задач, которая стоит перед ним в жизни.
Одновременно мы с вами подготовимся к серьёзному проекту, который в ближайшее время нам предстоит осуществить. Городской музей, отдел культуры г. Нижнекамска вышел с просьбой к нашей школе о предоставлении макетов деревянных построек на постоянное хранение в виде экспонатов в залах музея. Получив первоначальные навыки по конструированию и моделированию макетов деревянных построек, и отработав технику сборки деревянного сруба, мы сможем приступить к этому серьёзному и важному заданию.
Физкультминутка (разминка для глаз и пальцев рук). 1 мин.
Практическая работа "Изготовление деревянного сруба". 30 - 40 мин.
6.1. Инструктаж по выполнению работы. 5 мин.
Практическое задание, которое мы с вами будем выполнять сегодня - изготовление макета деревянного сруба. Для работы нам понадобятся следующие инструменты: карандаш, линейка для разметки деталей; ножовка по металлу для пиления заготовок по заданной длине и пропиливания пазов; напильник для доводки и зачистки элементов углового соединения.
Для изготовления заготовок деталей венца мы использовали и будем в дальнейшем использовать круглопалочный станок, который собрали и успешно защитили на республиканской олимпиаде по технологии учащиеся нашей школы.
В ходе работы нами будет использоваться технологическая
документация - технологические и инструкционные карты.
Показ приёмов работы
Пояснение | Показ |
Для изготовления деталей сруба нам
понадобятся длинные и короткие цилиндрические
заготовки. Согласно размерам нашего фундамента,
который мы уже изготовили, длинные детали - 130мм,
а короткие - После разметки мы отпиливаем длинные и короткие детали с помощью ножовки по металлу. После пиления необходимо опилить торцы заготовок, выровнять их по длине. Для того, чтобы собрать углы "в обло" надо выполнить у длинной и короткой детали поперечный паз равный по длине их диаметру. Обычно пазы пропиливаются на половину диаметра пилой, а затем вырубаются топором или широкой стамеской. Так как детали нашего изделия почти в 20 раз меньше, операцию рубки мы заменим пропиливанием с помощью напильника. Для плотности углового соединения надо очень точно проточить паз по разметке, примеряя обе детали друг к другу. Соединение считается законченным когда длинная и короткая детали плотно соединились и находятся на одной высоте. |
Измерение заготовок линейкой и
разметка карандашом по длине. Пиление заготовок ножовкой по металлу. Опиливание торцов деталей Разметка деталей Пропиливание пазов Соединение и доводка деталей. |
Обращаю ваше внимание на то, что работа будет очень ответственной и требует внимания, аккуратности и точности. Детали сруба должны быть попарно одинаковыми. Разметка элементов углового соединения должна производиться с точностью до миллиметра.
Перед началом работы напоминаю о правилах техники безопасности, которые должны соблюдаться при изготовлении изделия:
- Работать только в спецодежде.
- Работать только исправным инструментом.
- Заготовку держать так, чтобы пальцы рук не находились по линии пропила.
- Стружку и опилки убирать только специальной щёткой-смёткой.
6.2. Самостоятельная работа учащихся 10 мин.
- Ознакомление с технологической и инструкционной картой по выполнению практической работы.
- Измерение, разметка заготовок.
- Пиление и опиливание заготовок.
- Разметка и пропиливание пазов.
6.3. Текущий фронтальный инструктаж. 2-3 мин.
Демонстрация типичных ошибок, допускаемых учащимися (неправильная разметка, неточный пропил). Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций.
6.4. Продолжение самостоятельной работы учащихся по изготовлению макета деревянного сруба. 15 мин.
- Пропиливание пазов.
- Подгонка и доводка угловых соединений.
- Проверка соответствия размеров венца заданной длине и ширине.
Заключительный инструктаж.
Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися. Разбор типичных ошибок учащихся. Вскрытие причин допущенных учащимися ошибок. Повторное объяснение способов устранения ошибок.
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания. 2 мин.
9. Уборка рабочих мест. 2 мин.
Подведение итогов урока. 2 мин.