Урок математики в 1-м классе по теме "Уравнения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ввести понятие уравнения, научить решать уравнения с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи между частью и целым;
  • закрепить умение решения составных задач на нахождение целого;
  • отрабатывать навыки быстрого и стабильного счета в пределах 9;
  • развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка учебной задачи.

1) Устные вычисления

- Счет до 20 вперед и обратно (Можно пользоваться линейкой ).

- Дан ряд чисел 4 5 9.

* Назовите число, которое является суммой двух других чисел.

* Назовите самое большое и самое маленькое число в этом ряду.

* На сколько 9 больше 4? На сколько 4 меньше 9?

* Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

* Назовите в этом ряду числа, которые можно заменить суммой одинаковых слагаемых.

* Установите закономерность и продолжите ряд на 3 числа (10. 14. 15).

* Расскажите все, что знаете о числе 4.

* Какое число стоит между 2 и 4, 4 и 6?

* Уменьшите 4 на 3.

* Увеличьте 4 на 5.

* Задуманное число больше 4 на 4. Назовите это число .

* На сколько 4 больше 7?

* На сколько 4 больше 0?

2) Найдите значения выражения :

4 + 5 = 10 - 1 =
5 + 4 = 11 - 2 =
6 + 3 = 12 - 3 =
7 + 2 = 13 - 3 =

- Что интересного заметили в выражениях первого столбика ?

- Что интересного в выражениях второго столбика ?

3) "Волшебный квадрат".

7 2  
2   6
1    

4) Разбейте фигуры на части и составьте равенства:

- Как обозначены все фигуры и как обозначены части?

Почему?

- Вставьте в "окошки" пропущенные буквы и цифры.

Обоснуйте решение.

- Назовите целое и части в числовых равенствах.

- Как найти целое? Как найти часть?

5) Постановка проблемы. Целеполагание.

- Как называются такие равенства с окошками?

- Как найти неизвестное число?

Сегодня на уроке мы это узнаем.

III. "Открытие" детьми нового знания.

Фронтальная работа.

- Сообщение учителя о том , что в рассмотренных равенствах есть неизвестные компоненты действий. Такие равенства называют уравнением.

Неизвестные компоненты можно обозначать по-разному, но чаще всего используются буквы латинского алфавита.

Запись Х + 2 = 8 - это уравнение.

Задание № 1(1), с. 20

- Как вы думаете , что нужно сделать в этом задании ? (Надо подобрать предметы в мешок - слагаемое так, чтобы получилось верное равенство).

- Как называются такие равенства ? (Уравнение).

- Верно ли решено первое уравнение ? Докажите. (Верно. Если к 3 звездочкам добавить 2 флажка, то получится 3 звездочки и 2 флажка).

Самостоятельная работа. Задание № 2(а), с . 20.

Дети решают уравнение, решение которого не так очевидно. Затем следует проверка. Во время проверки учитель раскрывает перед детьми целесообразность использования для поиска ответа взаимосвязи между частью и целым.

- Не все ребята смогли найти ответ. Давайте поможем им. Есть такой "секрет", который, как "волшебный ключик", поможет решить любое уравнение. Надо только догадаться, какое действие с мешками надо сделать, чтобы найти X. (Вычитание).

- Почему ? (X - это часть суммы).

- Зачеркните в сумме известную часть. Какие фигуры остались?

 - Удобно ли так искать неизвестное слагаемое? (Да).

- Какое правило нам в этом помогло? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть).

Физкультминутка.

IV. Первичное закрепление.

- № 3, с. 20

- Прокомментируйте уравнение по образцу:

- Целое состоит из трех квадратов и 2 кружочков. В известной части 3 квадрата. Чтобы найти неизвестную часть, надо из целого вычесть другую часть. Из 3 квадратов и 2 кружочков вычесть 3 квадрата. Х равен 2 кружочкам.

- Комментирование решения уравнения:

V. Этап самоконтроля.

№ 3(в,г) , с. 20

- Самостоятельная работа.

- Взаимопроверка.

VI. Итог урока.

- Как можно назвать равенства с окошком? (Уравнение).

- Как найти неизвестную часть?

- Придумайте сами уравнение, в котором неизвестна часть.

VII. Домашнее задание. № 4. с. 20.