Сценарий урока знаний 1 сентября "Астрахань в прошлом, настоящем и будущем"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • познакомить учащихся с культурным, историческим прошлым города, области, с перспективами его развития,
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине, уважение к ее традициям;
  • развивать креативность учащихся, умение работать в группах, доказывать свою точку зрения, терпимость к мнению других.

Домашним заданием перед уроком было подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения об Астрахани, рисунок "Мой любимый уголок города Астрахани" и комментарий к нему.

Класс предварительно разбит на 4 творческие группы

Оргмомент

Вступление

Звучит песня "Город Астрахань". Постепенно музыка стихает. На фоне музыки учитель читает отрывок из стихотворения:

"Посреди караванных дорог,
Где Европы и Азии стык,
Как восточный волшебный цветок,
Белокаменный город возник".

Город Астрахань упоминается историками, путешественниками, торговыми людьми ещё в 13 веке. Правда. В разные времена называли его по-разному: Хаджи-Тархан, Аджитархан, Гитархан. Дело в том, что на левом берегу Волги проживало племя ассов. Они занимались ремёслами, торговлей и правители Золотой Орды предприимчивым ассам давали тарханы - разрешения на свободную торговлю, привилегии перед другими. После распада Золотой Орды город стал столицей астраханского ханства. Царь Иван Грозный в 1556 году присоединил астраханское ханство к русскому государству. Так русский город Астрахань существует уже пятое столетие. А в 1558 году первый астраханский воевода Черемисинов решил заново построить город на левом берегу Волги. После тщательных поисков был выбран бугор Заячий или, как его называли, Долгий. Благоприятное расположение Астрахани предопределило её судьбу: на это бойкое место съезжались торговые люди с Кавказа и Закавказья, Хивы, Бухары, Ирана, Индии и обустраивали всяческие посады. Здесь оседают и закрепляются коммерсанты из купеческого сословия: рыбопромышленники, судовладельцы торговцы лесом, солью и прочим. Немецкий поэт Пауль Флеминг, посетивший Астрахань в 1636 году, под впечатлением увиденного писал:

"Хоть ты невелика, но торг тебя прославил,
И дальних множество племён к тебе направил,
Снаружи ты пышна, как Иерусалим,
Внутри же Вифлием с тобой едва сравним,
Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит,
И, в Астрахань, являясь, всяк в обе разом входит.
Он руку может здесь Европе протянуть,
И, отперевшись, вновь из Азии взглянуть".

Особенно изменился облик города в царствование Петра Первого. Великий преобразователь не только " прорубил окно в Европу", но и распахнул двери в Азию. Он прибыл в Астрахань в 1722 году. По его инициативе была создана каспийская флотилия.

Астрахань представляет собой не только промышленный, но и известный в России культурный город с богатейшими музыкальными. Театральными традициями, город с богатой историей и архитектурой. Просвещенная публика ценила литературу и проявляла живой интерес к звёздам мирового искусства. На сцене астраханских театров выступал Федор Шаляпин, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская. Сегодня этот город - центр образования, науки, культуры, спорта, сельского хозяйства, промышленности. Он сохраняет свою культурную самобытность. 3. Выходит учащийся в одежде петровской эпохи и зачитывает Указ Петра Первого от 22 ноября 1721 года (Приложение № 2)

Слово учителя:

У нас сегодня увлекательная игра - коллективное творческое дело. И, конечно, она посвящена городу Астрахани, который отпраздновал свой юбилей - 450 лет. Для игры нам необходимо разбиться на 4 группы. Группам будут предлагаться задания, которые охватят вопросы истории, культуры, архитектуры города. Среди заданий будут и творческие. Пожелаем группам удачи в игре!

Задания для групп:

Викторина (4 вопроса каждой команде) - по 1 баллу за правильный ответ. (Приложение №1).

Защита рисунка "Мой любимый уголок города Астрахани" - максимально - 5 баллов (оценивается эстетичность рисунка, яркость и красочность, соответствие указанной теме, умение представить рисунок)

Виртуальная экскурсия по городу: учащимся даётся задание: посмотрев презентацию города Астрахани, назвать как можно больше известных для них уголков города Астрахани, которые они узнали. Количество баллов начисляется по количеству названных объектов

Декламация стихотворения - максимально - 5 баллов (оценивается артистичность исполнения, выразительность, безошибочность)

Придумать символ нашего города для туристов и презентовать его (в произвольной форме (объемная реклама (сувениры, отражающие тематику города и области) и т.п.) - 5 баллов (учащимся предлагаются средства для создания рекламы (ватман, фломастеры, краски, цветная бумага, вырезки из журналов и газет (для коллажа), клей, ножницы; оценивается оригинальность выполненной работы, творческий подход, эстетичность выполнения, защита символа)

Проект "Будущее моего города. Что даёт строительство спортивного комплекса в микрорайоне "Юго-Востока 3": плюсы и минусы": группы получают статус:

общественность (население, СМИ), 2. строители, 3. экологи, 4. представители власти.

Каждая группа должна в течение 5-7 минут обдумать задание и выразить свою точку зрения, выслушать представителей других групп и задать свои вопросы каждой группе - 10 баллов (оценивается наглядность, убедительность выступления, аргументация ответа, соответствие статусу группы, корректность, умение выслушать оппонентов и задать им вопросы логичность ответа, правильность речи). Подведение итогов обсуждения.

В Астраханском крае проживает много наций и народностей (более 169). Группам предлагается назвать как можно больше национальностей, проживающих на территории нашего края.

Соотнести изображения старой и современной Астрахани

Ребятам предлагается изображение герба города Астрахани. Группы должны ответить на вопрос, что он символизирует (3 балла)

(Символику герба связывают с присоединением Астраханского ханства, населённого восточными народами к России. Отсюда монаршая корона как бы главенствует над восточной саблей)

Группам предлагается прослушать несколько музыкальных фрагментов и узнать среди них гимн Астрахани (предлагаются "Гимн России", "Течёт река Волга", "Астраханский гимн", фрагмент песни "Астрахань").

Итог

Подводятся итоги игры на фоне тихо звучащей мелодии:

Ребята, сегодня мы с вами на уроке побывали в прошлом, настоящем Астрахани и попытались представить будущее нашего города. Города с богатыми традициями, неповторимой культурой, самобытного, красивого. Вы сегодня доказали, что знаете историю своей малой родины, любите свой город, что вы люди творческие, а это значит, что вы - надёжное будущее нашей Астрахани.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Вопросы для викторины:

1. Кто из видных деятелей жил, пребывал или родился в Астрахани? (В.Татищев, Н. Чернышевский, А. Дюма, Пётр I, С. Разин, В. Тредиаковский, Е.Пугачёв, А. Суворов)

2. Кому поставлен памятник в Братском саду? (воинам, погибшим во времена гражданской и Вов)

З. В 18 веке на правом берегу Волги появилась казачья станица (ныне Трусово), которая называлась:

а) Большие Исады;

б) Татар-базар;

в) Казачий;

г) Форпост.

4. В каком году Астраханское ханство потеряло свою независимость и было присоединено к России? (1556)

5. В каком году город получил имя Астрахань? (1558)

6. Чьё имя ныне носит Астраханская картинная галерея? (П.М. Догадина)

7.Как называется круглая площадка Кремля, с которой оглашались указы? (лобное место)

8. Под чьим предводительством в 1670 году Астрахань была взята штурмом восставшими? (С. Разина)

9.Памятник какому выдающемуся историческому деятелю установлен на набережной реки Волги? (Петру Первому)

10.Сколько башен у Астраханского кремля? (8)

11. Раньше на месте этого сада был небольшой круглый скверик, обнесённый чугунной решёткой. В центре скверика располагалось огромное здание с колоннами, в котором находилась гостиница "Московская". Недалеко от сквера был дом астраханского губернатора. Приведите современное название этого небольшого сада в центре Астрахани (Братский сад).

12. В каком году Астрахань посетил Петр Первый? (1722).


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Указ императора Петра Первого
1721 год ноября 22

Именной, объявленный из сената об оставлении Нижегородской губернии с Казанскою в одном управлении и об отделении от оных астраханской губернии с определёнными к ней городами особо. Нижегородской губернии быть с Казанской по-преэюнему, а Астраханской быть особо; а к Астрахани определить города Симбирск, Самара, Сызранск, Кошкар, Саратов, Петровский, Дмитровский, Царицын, Чёрный яр, Красный Яр, Гурьев, что наЯике, Терек, а о росписании тех губерний и расположении доходов надлежит вычинить выписку особую. К сему его императорское величество

Петр Алексеевич.