Цель: дать представление о понятиях "память" и "ум", показать их важность.
Задачи:
- Закрепить знания об органах чувств, развивать зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое восприятие, обоняние.
- Дать представление о понятии "память", познакомить с её свойствами, развивать зрительную память.
- Дать представление о понятии "ум", формировать умение делать умозаключение, обосновывать свой вариант ответа.
- Формировать положительную мотивацию к предмету.
Оборудование:
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан. Окружающий мир. 1 класс. ("Я и мир вокруг"). Учебник, 1 часть.
- Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 1 класс.
- мультимедийный проектор, компьютер, презентация,
- карточки с опорными терминами,
- деревянные шпажки с кусочками фруктов, прозрачные одноразовые стаканчики с мукой, мелкой солью, сахарной пудрой, картофельным крахмалом,
- чёрный мешочек и муляжи овощей и фруктов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного на прошлом уроке.
- На прошлом уроке мы говорили об органах чувств. Сколько их? (5.)
Соедините названия органов чувств с их изображением.
ЗРЕНИЕ | ОБОНЯНИЕ | ОСЯЗАНИЕ | ВКУС | СЛУХ
|
Игра "Угадай предмет".
- Назвать предметы, показанные на слайдах презентации.
- На ощупь определить названия овощей и фруктов в чёрном мешочке: огурец, помидор, яблоко, груша, персик, виноград.
- Назвать звуки, которые услышали в презентации.
1 вариант: съесть кусочки фруктов с деревянной шпажки и назвать их по порядку (яблоко, груша, банан). 2 вариант: определить что находится в стаканчиках (мука, соль, сахарная пудра, крахмал).
Детям даются тестеры с запахом духов, чеснока, мандарина. Назвать какой запах на каждом тестере.
После каждого этапа игры детям задаются вопросы:
- Что помогло ответить на этот вопрос? Какой орган чувств вам помог?
III. Изучение нового материала.
- Расскажите о чесноке. Какой он?
- Откуда вы это знаете, ведь у нас в классе сейчас нет чеснока?
Вам помогла память.
- Как вы понимаете: что такое память?
Посмотрим как о памяти написано в словарике:
ПАМЯТЬ - свойство организма хранить наши ощущения и знания, накапливать опыт.
Память очень важна для человека. Если бы её не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь всё, что видел или слышал.
- Память обязательно нужно тренировать, тогда вы сможете запоминать больше различной информации, вам легче будет учиться. В этом хорошо помогает заучивание стихотворений.
- Какие стихотворение вы помните?
IV. Физкультминутка (в стихотворной форме).
Давайте проверим: сколько вы сможете запомнить цифр:
6, 1, 4, 8, 2, 9, 3.
Сколько вы запомните слов:
стол, ручка, дверь, тарелка, цветок.
Повторите предложение по памяти:
Мама пошла в магазин и купила капусту, морковку, картофель, лук, рыбу, сметану, молоко.
- Сейчас мы с вами проверяли и тренировали слуховую память, т.е. способность запоминать только на слух, не видя изображения.
- Бывает память и зрительная. Как вы это понимаете?
- Назовите по памяти предметы, которые вы видели на экране?
- Посмотри внимательно на экран: что изменилось? (Картинки меняются местами. Ученикам нужно назвать первоначальное расположение рисунков на слайде.)
- Двигательная память - это способность запоминать движения. Попробуйте написать любую цифру на листочке с закрытыми глазами. Получилось? Как вы думаете? Почему?
- Какой среди этих рисунков ( груша, яблоко, лимон, лист, банан ) лишний? Почему? Что помогло догадаться?
У людей есть ещё один главный помощник - это ум. Он позволяет понимать то, что происходит в окружающем мире. Посмотрим, что об этом говорится в словарике.
УМ - способность мыслить и понимать.
Ум помогает нам решать задачи, находить ответы на различные важные вопросы. Ум отличает человека от животного.
Решение логических задач:
- Сколько прямоугольников на рисунке?
- Какая часть короче: левая или правая?
- Какая линия длинней: вертикальная или горизонтальная?
- Кривой или прямой квадрат?
V. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий № 1 - 4 в рабочей тетради на страницах 24, 25.
Дети называют правильный ответ и обосновывают его.
VI. Домашнее задание.
Прочитать материал в учебнике на страницах 58-60 и рассмотреть иллюстрации.
VII. Подведение итогов.
- С какими новыми помощниками человека мы познакомились сегодня на уроке?
- Как они помогают человеку?
Литература.
- Классные часы с психологом. 1 - 4 классы / авт. - сост.: Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина. - М.: Издательство "Глобус", 2009.
- Игры и упражнения по развитию памяти будущего отличника / Олеся Жукова. - М.: Астрель; СПб.: Астрель - СПб, 2009.