Окружающий мир в 1-м классе. "Наши помощники – память и ум"

Разделы: Начальная школа


Цель: дать представление о понятиях "память" и "ум", показать их важность.

Задачи:

  • Закрепить знания об органах чувств, развивать зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое восприятие, обоняние.
  • Дать представление о понятии "память", познакомить с её свойствами, развивать зрительную память.
  • Дать представление о понятии "ум", формировать умение делать умозаключение, обосновывать свой вариант ответа.
  • Формировать положительную мотивацию к предмету.

Оборудование:

  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан. Окружающий мир. 1 класс. ("Я и мир вокруг"). Учебник, 1 часть.
  • Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 1 класс.
  • мультимедийный проектор, компьютер, презентация,
  • карточки с опорными терминами,
  • деревянные шпажки с кусочками фруктов, прозрачные одноразовые стаканчики с мукой, мелкой солью, сахарной пудрой, картофельным крахмалом,
  • чёрный мешочек и муляжи овощей и фруктов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного на прошлом уроке.

- На прошлом уроке мы говорили об органах чувств. Сколько их? (5.)

Соедините названия органов чувств с их изображением.

ЗРЕНИЕ   ОБОНЯНИЕ   ОСЯЗАНИЕ   ВКУС   СЛУХ

 

 

4.jpg (20091 bytes)

2.jpg (16740 bytes)

Игра "Угадай предмет".

  • Назвать предметы, показанные на слайдах презентации.
  • На ощупь определить названия овощей и фруктов в чёрном мешочке: огурец, помидор, яблоко, груша, персик, виноград.
  • Назвать звуки, которые услышали в презентации.

1 вариант: съесть кусочки фруктов с деревянной шпажки и назвать их по порядку (яблоко, груша, банан). 2 вариант: определить что находится в стаканчиках (мука, соль, сахарная пудра, крахмал).

Детям даются тестеры с запахом духов, чеснока, мандарина. Назвать какой запах на каждом тестере.

После каждого этапа игры детям задаются вопросы:

- Что помогло ответить на этот вопрос? Какой орган чувств вам помог?

III. Изучение нового материала.

- Расскажите о чесноке. Какой он?

- Откуда вы это знаете, ведь у нас в классе сейчас нет чеснока?

Вам помогла память.

- Как вы понимаете: что такое память?

Посмотрим как о памяти написано в словарике:

ПАМЯТЬ - свойство организма хранить наши ощущения и знания, накапливать опыт.

Память очень важна для человека. Если бы её не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь всё, что видел или слышал.

- Память обязательно нужно тренировать, тогда вы сможете запоминать больше различной информации, вам легче будет учиться. В этом хорошо помогает заучивание стихотворений.

- Какие стихотворение вы помните?

IV. Физкультминутка (в стихотворной форме).

Давайте проверим: сколько вы сможете запомнить цифр:

6, 1, 4, 8, 2, 9, 3.

Сколько вы запомните слов:

стол, ручка, дверь, тарелка, цветок.

Повторите предложение по памяти:

Мама пошла в магазин и купила капусту, морковку, картофель, лук, рыбу, сметану, молоко.

- Сейчас мы с вами проверяли и тренировали слуховую память, т.е. способность запоминать только на слух, не видя изображения.

- Бывает память и зрительная. Как вы это понимаете?

- Назовите по памяти предметы, которые вы видели на экране?

- Посмотри внимательно на экран: что изменилось? (Картинки меняются местами. Ученикам нужно назвать первоначальное расположение рисунков на слайде.)

- Двигательная память - это способность запоминать движения. Попробуйте написать любую цифру на листочке с закрытыми глазами. Получилось? Как вы думаете? Почему?

- Какой среди этих рисунков ( груша, яблоко, лимон, лист, банан ) лишний? Почему? Что помогло догадаться?

У людей есть ещё один главный помощник - это ум. Он позволяет понимать то, что происходит в окружающем мире. Посмотрим, что об этом говорится в словарике.

УМ - способность мыслить и понимать.

Ум помогает нам решать задачи, находить ответы на различные важные вопросы. Ум отличает человека от животного.

 Решение логических задач:

  • Сколько прямоугольников на рисунке?
   
   
  • Какая часть короче: левая или правая?

  • Какая линия длинней: вертикальная или горизонтальная?

  • Кривой или прямой квадрат?

V. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий № 1 - 4 в рабочей тетради на страницах 24, 25.

Дети называют правильный ответ и обосновывают его.

VI. Домашнее задание.

Прочитать материал в учебнике на страницах 58-60 и рассмотреть иллюстрации.

VII. Подведение итогов.

- С какими новыми помощниками человека мы познакомились сегодня на уроке?

- Как они помогают человеку?

Приложение 1.

Приложение 2.

Литература.

  1. Классные часы с психологом. 1 - 4 классы / авт. - сост.: Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина. - М.: Издательство "Глобус", 2009.
  2. Игры и упражнения по развитию памяти будущего отличника / Олеся Жукова. - М.: Астрель; СПб.: Астрель - СПб, 2009.