Введение.
Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи в России вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.
Практически во всех регионах России в среднем по стране более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Лидирующее положение занимают болезни опорно-двигательного аппарата – 60-70%, причина – слабое развитие мышечного аппарата. В школу поступают практически здоровыми 75% детей, а заканчивают её здоровым лишь каждый десятый выпускник.
Если забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе, можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей педагогики. Если эти вопросы игнорируются, оставаясь красивыми фразами в планах и отчётах, если не организована целенаправленная работа по защите здоровья учащихся и педагогов от многочисленных негативных факторов окружающей среды, то разрушающий здоровье “эффект”, причём для всех субъектов образовательного процесса неизбежен.
Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы. Она включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы полученное учащимися образование происходило без ущерба для здоровья. Воспитание культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.
Глава I. Современная школа и здоровье учащихся.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства.
Что такое здоровье? На бытовом уровне понятием “здоровья” обозначают не только отсутствие болезни – смысл этого слова во многом перекликается с представлением о силе, о способности приспособиться к разным условиям жизни и ситуациям.
Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Практически здоровыми можно считать не более 10% школьников.
Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек выпускниц уменьшилось более чем в 3 раза. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооружённых силах, а те, которые призваны годными, редко отличаются хорошим здоровьем.
Диспансеризация выпускников школ России показала, что из 100 человек до 60 доживет лишь 40 человек.
Задача школы – подготовить учащихся к дальнейшей, успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.
Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, умения заботиться и бережно относиться к своему здоровью и к здоровью других людей.
1. Работа школы по нейтрализации воздействия внешних факторов.
I. Медика-социальные и медикj-гигиенические факторы.
1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он всё больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости “работать над собой”, жить в постоянном режиме ограничении и нагрузок.
2. “Забалтывание” проблемы здоровья.
Существует такой психологический феномен: обсуждая какую либо проблему человек снимает часть внутреннего напряжения возникшего в связи с этой проблемой. В результате реальная деятельность в направлении решения возникшей проблемы подменяется рассуждением на эту тему.
3. Сужение понятия здоровья.
Основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50-55%), влияние экологических факторов оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20%составляет наследственные факторы и 10% приходится на долю недостатков и дефектов здравоохранения.
4. Отсутствие целостной и непрерывной системы формирования культуры здоровья населения.
На различных этапах развития, человек получает информацию о здоровье в семье, школе, больнице, из средств массовой информации и т.д. Информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характера, противоречива и нередко исходит от некомпетентных людей.
Существующая просветительская работа по вопросам здоровья чаще всего ориентирует на лечение, а не на предупреждение заболевания.
Отсутствует мода на здоровье.
Недостаточно внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.
5. Микросоциальные факторы: семья, окружение, образ жизни.
Именно ближайшее окружение подростка: его друзья, приятели, оказывают сильное влияние на формирование привычек, в том числе вредных. Только доверительные взаимоотношения в семье позволят родителям предупредить совершение ошибок.
II. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.
Чем слабее и незащищённее организм ребёнка, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды. Отсюда – рост аллергических проявлений, заболеваний дыхательной системы, нарушение обмена веществ, снижение иммунитета, и т.д.
Задача школы по защите здоровья учащихся от неблагоприятных экологических факторов:
Проводить информационно – просветительскую работу с учащимися – повышение их уровня грамотности в вопросах защиты от вредных привычек и факторов природной среды.
Воспитательная работа по формированию экологической культуры школьников
“Наращивание” защитных ресурсов организма, позволяющих противостоять внешним факторам воздействия (витаминопрофилактика, закаливание, проветривание классных комнат, грамотное озеленение территории и помещений школы и т.д.).
Внутришкольные факторы.
Гигиенические факторы: шум, освещённость, воздушная среда, размер и дизайн помещений, используемые стройматериалы, мебель (размер, размещение), Видеоэкранные средства, пищеблок (качество пищи, организация питания), качество питьевой воды, экологическое состояние прилегающей территории, сантехническое оборудование.
Учебно-организационные факторы (зависящие от администрации школы):
- Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника
- Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
- Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток)
- Объём физической нагрузки по дням, за неделю, за месяц.
- Особенности устава школы и норм школьной жизни
- Стиль управления администрации, характер отношений “по вертикали”
- Психологический климат пед.коллектива, характер отношений “по горизонтали”
- Интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации посёлка, района и других организаций на жизнь школы
- Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)
- Психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок
- Стиль педагогического общения учителя с учащимися
- Характер проведения опросов, экзаменов, проблема оценок
- Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам
- Особенности работы с “трудными подростками”
- Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
- Степень ограничений в свободе эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
- Личностные, психологические особенности учителя, его характера
- Состояние здоровья учителя, его образ жизни
- Способность к психоэмоциональным переключениям
- Инновационная деятельность учителя
- Подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий
Это те направления, работая по которым можно и нужно превратить “здоровьеразрушающую” систему общего образования в “здоровьесберегающую”.
Глава II. Здоровьесберегающие технологии и современная система образования
2.1. Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
В числе главных недостатков современной системы образования в России – её авторитарность. Сковывается инициатива, снижается самооценка, формируется состояние хронического стресса. Это ведёт к агрессивности. Чем больше на уроках проявлений авторитаризма, тем в меньшей степени технология может быть названа здоровьесберегающей.
Творческий характер – крайне необходимое условие здоровьесбережения.
Ученик, для которого школа - тяжелое испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья.
Важный принцип здоровьесбережения состоит в умении учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья каждого ученика. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки.
При выполнении упражнений с пользой необходимо учитывать определённые условия:
Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, каково состояние учащихся, в какой вид деятельности учащиеся были включены до этого и т.д.)
Эмоциональная составляющая физкультминутки - от выраженной экспрессии до спокойной релаксации
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей
- Принцип триединого представления о здоровье. Единство здоровья физического, психического, духовно-нравственного
- Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить эту работу каждый день и на каждом уроке.
- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
- Комплексный междисциплинарный подход – основа эффективной работы по охране здоровья человека. Только тесное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ.
- Принцип медика – психологической компетентности учителя. Эффективно работающий педагог – всегда и хороший психолог.
- Принцип гармоничного сочетания обучающих
здоровьесберегающих технологий путём
разведения понятий
- Обучение здоровью
- Воспитание культуры здоровья
- Формирование здоровья
- Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Привычка учителя (родителей) фиксировать внимание ребёнка на недостатках, формирует психологически ущербную личность, с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить настоящие цели и добиваться их достижения. А это признак психологического нездоровья.
- Приоритет активных методов обучения. Эффект достигается за счёт снижения риска появления у школьника переутомления, в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим стрессом.
- Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Тренирующая стратегия построена на стремлении повысить адаптационные возможности. Формирование в организме иммунитета к инфекциям путём прививок, закаливания. Только соблюдение правильного соотношения между оберегающими и тренирующими воздействиями даст положительный результат.
- Стратегии и оценка эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий в работе школы.
Приоритет: признание школой задачи заботы о здоровье учащихся и педагогов.
Ответственность: каждый, связанный со школой человек, должен нести ответственность за решение вопросов здоровьесбережения.
Гигиена: соблюдение СанПиНов.
Профилактика: школьная программа здоровья и реализация на практике мероприятий по профилактике основных “школьных” заболеваний.
Урок: Здоровьесберегающие требования к уроку.
Обучение: обеспечения необходимого уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья.
Валеология: создания условий, позволяющих укреплять и восстанавливать здоровье учащихся и педагогов (фитобар, тренажёрный зал, кабинет физиотерапии, психологической разгрузки и т.п.)
Комплексность:
- Традиционная - приоритет отдаётся медика – гигиеническим технологиям, при которых основные задачи решают врачи, а педагоги выполняют их рекомендации;
- Точечная – отдельные действия, мероприятия, таковыми могут быть – оформление стендов, проведение дней здоровья, праздников здоровья и т.п.
Стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы:
- Создание рабочей группы (учителя, родители, специалисты школы)
- Разработка предварительного проекта ( постановка целей, задач, оценка имеющихся ресурсов: материально-финансовых, кадровых)
- Ресурсы, необходимые для реализации проекта: обучение педагогов, активизация родительского комитета, сотрудничество со специалистами (медработники)
- Распределение сфер ответственности, обязанностей и задач каждого участника проекта.
- Разработка программы (программа “Здоровье” приложение1) диагностики состояния здоровья, мониторинг, анализ полученных результатов (приложение2).
Глава III. Планирование работы учителя и школы в сфере охраны здоровья учащихся.
1. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения:
- Административный контроль за соблюдением требований СанПиНов (мониторинг состояния содержания помещения школы, школьной мебели, оборудования);
- Мероприятия по организации качественного питания учащихся;
- Повышения уровня материально-технической базы образовательного учреждения (в том числе обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарём)
2. Организация физкультурно-оздоровительной работы:
- Организация полноценной и эффективной работы с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);
- Организация групп ЛФК;
- Контроль за соблюдением рекомендаций по объёму двигательной активности учащихся (организация динамических перемен, физкультурных пауз на уроках, динамические паузы в начальной школе и т.д.);
- Создание условий и организация работы спортивных секций;
- Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий
3.Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и воспитание здорового образа жизни:
- Лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек;
- Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.;
- Создание школьной программы
4. Организация просветительской и методической работы с педагогами и родителями:
- Лекции, семинары, консультации по вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье ребёнка
- Привлечение педагогов и родителей к совместному планированию и проведению работы по воспитанию здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
5. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья:
- Мониторинг состояния здоровья учащихся (по данным медицинского осмотра), доступность сведений для каждого педагога, ведение документации по оценке здоровья учащихся;
Глава IV. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
Комплекс мероприятий в рамках физического воспитания в школе включает в себя следующие виды деятельности:
- Проведения комплексной диагностики физического здоровья учащихся;
- Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Применение физических упражнений для профилактики заболеваний;
- Применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевании.
Диагностика заболеваний показала, что самыми распространёнными заболеваниями являются заболевания органов дыхания, ослабленное зрение, заболевание опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие).
Однако, наличие хронических заболеваний не единственный критерий физического здоровья учащихся. В качестве таковых можно выделить следующие:
- Уровень физического развития; соответствие биологического возраста календарному;
- Уровень физической подготовленности;
- Нервно-психологическое развитие ребёнка (психические функции, поведение);
- Степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;
- Адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям;
- Улучшение (динамика) состояния здоровья.
Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия с применением комплекса упражнений лечебной физкультуры.
Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную
Основными в подготовительной части являются:
- упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, по канату, по гимнастической скамейке и др.);
- беговые упражнения не высокой интенсивности.
- дыхательная гимнастика (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).
Основная часть занятия решает основные оздоровительные задачи. Занимает 20-25 мин. урочного времени. Основное содержание составляют элементы лечебной гимнастики для специальных групп, обучающие, развивающие упражнения для основной и подготовительных групп.
- С предметами (гимнастической палкой, скакалкой, мячами, медицинболами)
- В положении лёжа (на гимнастической скамейке, коврике, матах)
- В положении стоя (у гимнастической стенке, без предмета, в парах)
В заключительной части (5-7мин.) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе, объясняется домашнее задание.
Заключение.
Сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным. Надо широко использовать Здоровьесберегающие технологии для того, чтобы учителя, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ученик школы был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения.
Из выше сказанного и понимая особую актуальность проблемы, была выбрана эта тема, так как сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья является главной задачей школы.
Здоровый ребёнок – главная проблема ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.
В.А.Сухомлинский писал: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, учителя и врача.
К статье прилагается: программа “Здоровье” (Приложение 1), таблицы мониторинга состояния здоровья учащихся (Приложение 2).