Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение.

Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи в России вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.

Практически во всех регионах России в среднем по стране более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Лидирующее положение занимают болезни опорно-двигательного аппарата – 60-70%, причина – слабое развитие мышечного аппарата. В школу поступают практически здоровыми 75% детей, а заканчивают её здоровым лишь каждый десятый выпускник.

Если забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе, можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей педагогики. Если эти вопросы игнорируются, оставаясь красивыми фразами в планах и отчётах, если не организована целенаправленная работа по защите здоровья учащихся и педагогов от многочисленных негативных факторов окружающей среды, то разрушающий здоровье “эффект”, причём для всех субъектов образовательного процесса неизбежен.

Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы. Она включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы полученное учащимися образование происходило без ущерба для здоровья. Воспитание культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.

Глава I. Современная школа и здоровье учащихся.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства.

Что такое здоровье? На бытовом уровне понятием “здоровья” обозначают не только отсутствие болезни – смысл этого слова во многом перекликается с представлением о силе, о способности приспособиться к разным условиям жизни и ситуациям.

Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Практически здоровыми можно считать не более 10% школьников.

Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек выпускниц уменьшилось более чем в 3 раза. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооружённых силах, а те, которые призваны годными, редко отличаются хорошим здоровьем.

Диспансеризация выпускников школ России показала, что из 100 человек до 60 доживет лишь 40 человек.

Задача школы – подготовить учащихся к дальнейшей, успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, умения заботиться и бережно относиться к своему здоровью и к здоровью других людей.

1. Работа школы по нейтрализации воздействия внешних факторов.

I. Медика-социальные и медикj-гигиенические факторы.

1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.

Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он всё больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости “работать над собой”, жить в постоянном режиме ограничении и нагрузок.

2. “Забалтывание” проблемы здоровья.

Существует такой психологический феномен: обсуждая какую либо проблему человек снимает часть внутреннего напряжения возникшего в связи с этой проблемой. В результате реальная деятельность в направлении решения возникшей проблемы подменяется рассуждением на эту тему.

3. Сужение понятия здоровья.

Основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50-55%), влияние экологических факторов оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20%составляет наследственные факторы и 10% приходится на долю недостатков и дефектов здравоохранения.

4. Отсутствие целостной и непрерывной системы формирования культуры здоровья населения.

На различных этапах развития, человек получает информацию о здоровье в семье, школе, больнице, из средств массовой информации и т.д. Информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характера, противоречива и нередко исходит от некомпетентных людей.

Существующая просветительская работа по вопросам здоровья чаще всего ориентирует на лечение, а не на предупреждение заболевания.

Отсутствует мода на здоровье.

Недостаточно внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.

5. Микросоциальные факторы: семья, окружение, образ жизни.

Именно ближайшее окружение подростка: его друзья, приятели, оказывают сильное влияние на формирование привычек, в том числе вредных. Только доверительные взаимоотношения в семье позволят родителям предупредить совершение ошибок.

II. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.

Чем слабее и незащищённее организм ребёнка, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды. Отсюда – рост аллергических проявлений, заболеваний дыхательной системы, нарушение обмена веществ, снижение иммунитета, и т.д.

Задача школы по защите здоровья учащихся от неблагоприятных экологических факторов:

Проводить информационно – просветительскую работу с учащимися – повышение их уровня грамотности в вопросах защиты от вредных привычек и факторов природной среды.

Воспитательная работа по формированию экологической культуры школьников

“Наращивание” защитных ресурсов организма, позволяющих противостоять внешним факторам воздействия (витаминопрофилактика, закаливание, проветривание классных комнат, грамотное озеленение территории и помещений школы и т.д.).

Внутришкольные факторы.

Гигиенические факторы: шум, освещённость, воздушная среда, размер и дизайн помещений, используемые стройматериалы, мебель (размер, размещение), Видеоэкранные средства, пищеблок (качество пищи, организация питания), качество питьевой воды, экологическое состояние прилегающей территории, сантехническое оборудование.

Учебно-организационные факторы (зависящие от администрации школы):

  • Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника
  • Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
  • Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток)
  • Объём физической нагрузки по дням, за неделю, за месяц.
  • Особенности устава школы и норм школьной жизни
  • Стиль управления администрации, характер отношений “по вертикали”
  • Психологический климат пед.коллектива, характер отношений “по горизонтали”
  • Интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации посёлка, района и других организаций на жизнь школы
  • Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся

Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)

  • Психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок
  • Стиль педагогического общения учителя с учащимися
  • Характер проведения опросов, экзаменов, проблема оценок
  • Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам
  • Особенности работы с “трудными подростками”
  • Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
  • Степень ограничений в свободе эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
  • Личностные, психологические особенности учителя, его характера
  • Состояние здоровья учителя, его образ жизни
  • Способность к психоэмоциональным переключениям
  • Инновационная деятельность учителя
  • Подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий

Это те направления, работая по которым можно и нужно превратить “здоровьеразрушающую” систему общего образования в “здоровьесберегающую”.

Глава II. Здоровьесберегающие технологии и современная система образования

2.1. Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

В числе главных недостатков современной системы образования в России – её авторитарность. Сковывается инициатива, снижается самооценка, формируется состояние хронического стресса. Это ведёт к агрессивности. Чем больше на уроках проявлений авторитаризма, тем в меньшей степени технология может быть названа здоровьесберегающей.

Творческий характер – крайне необходимое условие здоровьесбережения.

Ученик, для которого школа - тяжелое испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья.

Важный принцип здоровьесбережения состоит в умении учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья каждого ученика. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки.

При выполнении упражнений с пользой необходимо учитывать определённые условия:

Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, каково состояние учащихся, в какой вид деятельности учащиеся были включены до этого и т.д.)

Эмоциональная составляющая физкультминутки - от выраженной экспрессии до спокойной релаксации

Принципы здоровьесберегающей педагогики:

  1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей
  2. Принцип триединого представления о здоровье. Единство здоровья физического, психического, духовно-нравственного
  3. Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить эту работу каждый день и на каждом уроке.
  4. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
  5. Комплексный междисциплинарный подход – основа эффективной работы по охране здоровья человека. Только тесное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ.
  6. Принцип медика – психологической компетентности учителя. Эффективно работающий педагог – всегда и хороший психолог.
  7. Принцип гармоничного сочетания обучающих здоровьесберегающих технологий путём разведения понятий
    1. Обучение здоровью
    2. Воспитание культуры здоровья
    3. Формирование здоровья
  8. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Привычка учителя (родителей) фиксировать внимание ребёнка на недостатках, формирует психологически ущербную личность, с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить настоящие цели и добиваться их достижения. А это признак психологического нездоровья.
  9. Приоритет активных методов обучения. Эффект достигается за счёт снижения риска появления у школьника переутомления, в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим стрессом.
  10. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Тренирующая стратегия построена на стремлении повысить адаптационные возможности. Формирование в организме иммунитета к инфекциям путём прививок, закаливания. Только соблюдение правильного соотношения между оберегающими и тренирующими воздействиями даст положительный результат.
  11. Стратегии и оценка эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий в работе школы.

Приоритет: признание школой задачи заботы о здоровье учащихся и педагогов.

Ответственность: каждый, связанный со школой человек, должен нести ответственность за решение вопросов здоровьесбережения.

Гигиена: соблюдение СанПиНов.

Профилактика: школьная программа здоровья и реализация на практике мероприятий по профилактике основных “школьных” заболеваний.

Урок: Здоровьесберегающие требования к уроку.

Обучение: обеспечения необходимого уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья.

Валеология: создания условий, позволяющих укреплять и восстанавливать здоровье учащихся и педагогов (фитобар, тренажёрный зал, кабинет физиотерапии, психологической разгрузки и т.п.)

Комплексность:

  • Традиционная - приоритет отдаётся медика – гигиеническим технологиям, при которых основные задачи решают врачи, а педагоги выполняют их рекомендации;
  • Точечная – отдельные действия, мероприятия, таковыми могут быть – оформление стендов, проведение дней здоровья, праздников здоровья и т.п.

Стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы:

  • Создание рабочей группы (учителя, родители, специалисты школы)
  • Разработка предварительного проекта ( постановка целей, задач, оценка имеющихся ресурсов: материально-финансовых, кадровых)
  • Ресурсы, необходимые для реализации проекта: обучение педагогов, активизация родительского комитета, сотрудничество со специалистами (медработники)
  • Распределение сфер ответственности, обязанностей и задач каждого участника проекта.
  • Разработка программы (программа “Здоровье” приложение1) диагностики состояния здоровья, мониторинг, анализ полученных результатов (приложение2).

Глава III. Планирование работы учителя и школы в сфере охраны здоровья учащихся.

1. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения:

- Административный контроль за соблюдением требований СанПиНов (мониторинг состояния содержания помещения школы, школьной мебели, оборудования);

- Мероприятия по организации качественного питания учащихся;

- Повышения уровня материально-технической базы образовательного учреждения (в том числе обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарём)

2. Организация физкультурно-оздоровительной работы:

  1. Организация полноценной и эффективной работы с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);
  2. Организация групп ЛФК;
  3. Контроль за соблюдением рекомендаций по объёму двигательной активности учащихся (организация динамических перемен, физкультурных пауз на уроках, динамические паузы в начальной школе и т.д.);
  4. Создание условий и организация работы спортивных секций;
  5. Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий

3.Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и воспитание здорового образа жизни:

  • Лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек;
  • Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.;
  • Создание школьной программы

4. Организация просветительской и методической работы с педагогами и родителями:

  • Лекции, семинары, консультации по вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье ребёнка
  • Привлечение педагогов и родителей к совместному планированию и проведению работы по воспитанию здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.

5. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья:

  • Мониторинг состояния здоровья учащихся (по данным медицинского осмотра), доступность сведений для каждого педагога, ведение документации по оценке здоровья учащихся;

Глава IV. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

Комплекс мероприятий в рамках физического воспитания в школе включает в себя следующие виды деятельности:

  • Проведения комплексной диагностики физического здоровья учащихся;
  • Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Применение физических упражнений для профилактики заболеваний;
  • Применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевании.

Диагностика заболеваний показала, что самыми распространёнными заболеваниями являются заболевания органов дыхания, ослабленное зрение, заболевание опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие).

Однако, наличие хронических заболеваний не единственный критерий физического здоровья учащихся. В качестве таковых можно выделить следующие:

  • Уровень физического развития; соответствие биологического возраста календарному;
  • Уровень физической подготовленности;
  • Нервно-психологическое развитие ребёнка (психические функции, поведение);
  • Степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;
  • Адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям;
  • Улучшение (динамика) состояния здоровья.

Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия с применением комплекса упражнений лечебной физкультуры.

Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную

Основными в подготовительной части являются:

- упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, по канату, по гимнастической скамейке и др.);

- беговые упражнения не высокой интенсивности.

- дыхательная гимнастика (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).

Основная часть занятия решает основные оздоровительные задачи. Занимает 20-25 мин. урочного времени. Основное содержание составляют элементы лечебной гимнастики для специальных групп, обучающие, развивающие упражнения для основной и подготовительных групп.

  • С предметами (гимнастической палкой, скакалкой, мячами, медицинболами)
  • В положении лёжа (на гимнастической скамейке, коврике, матах)
  • В положении стоя (у гимнастической стенке, без предмета, в парах)

В заключительной части (5-7мин.) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе, объясняется домашнее задание.

Заключение.

Сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным. Надо широко использовать Здоровьесберегающие технологии для того, чтобы учителя, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ученик школы был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения.

Из выше сказанного и понимая особую актуальность проблемы, была выбрана эта тема, так как сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья является главной задачей школы.

Здоровый ребёнок – главная проблема ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.

В.А.Сухомлинский писал: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, учителя и врача.

К статье прилагается: программа “Здоровье” (Приложение 1), таблицы мониторинга состояния здоровья учащихся (Приложение 2).