Психосемантический анализ мультипликационного фильма "Король-лев"

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение

Актуальность.

Психосемантический подход к исследованию личности реализует парадигму "субъектного" подхода к пониманию другого. Специфика психосемантического подхода в этой области заключается в том, что исследователь обращается к произведению искусства через посредника - рецепиента, ставит задачу увидеть, услышать, понять и пережить произведение в его превращенной форме - форме события, опыта духовной жизни другого человека. Реконструкция субъективного инобытия произведения искусства осуществляется через построение субъективных семантических пространств, являющихся операциональной моделью сознания зрителя.

В настоящем психосемантическом исследовании на основе психосемантического опроса зрителей реконструируется система художественных конструктов, структурирующих смысл художественного произведения.

Фильм Уолта Диснея "Король - Лев", безусловно, стал событием в культурной жизни Российских школьников. Этот мультфильм, буквально с момента своего выхода ставший классикой анимационного жанра, с триумфом прошел по экранам кинотеатров как нашей страны, так и всего мира. Широкая рекламная кампания, высокие финансовые затраты на производство фильма, популярные актеры, озвучивающие роли, тоска зрителей, соскучившихся за годы упадка отечественного мультипликационного кинематографа, интересные режиссеры отечественного кино и одновременно яркие публичные фигуры - все это создавало настрой общественного сознания на ожидание неординарного, нового, культурного события. Не случайно, конечно, как и другие произведения Уолта Диснея, мультфильм, сделанный на высочайшем уровне, полный забавных ситуаций и неожиданных поворотов сюжета, центральная песня этого мультфильма - "Чувствуешь ли ты любовь?" в исполнении Элтона Джона завоевала премию "Оскар" в своей номинации.

Появление же фильма на Российcкиx киноэкранах было встречено неоднозначно, и вызвало широкую дискуссию в прессе, на телевидении и в Интернете: от восторженных отзывов о любви к семье, ответственности за жизнь родных, близких и друзей до иронических оценок его откровенно циничного отношения к жизни, обладания властью, желания быть лидером (первым).

В зарубежной публицистике голоса критиков также разделились: от положительного отзыва, что " мультипликаторам удалось передать дух семейных традиций и очарование жизни в африканской саванне, избежав при этом неумеренного патриотизма", до лаконичной оценки "об утомительной рекламе продукта под названием "Родина". Мы полагаем, что столь широкий диапазон оценок фильма вызван его художественными достоинствами: в одном из интервью режиссер Роб Минкофф говорит, что это мультипликационный фильм о "внутреннем человеческом достоинстве", и, наверное, это так. Однако, лейтмотивом фильма, на наш взгляд, является фраза: "Помни: ты мой сын, и ты - истинный король!".

Фильм, конечно, посвящен идее лидерства, ответственности столь обсуждаемой на стыке веков, необходимой и дискуссионной.

Именно неопределенность в системе ценностей и отсутствие направляющей идеологии, своеобразная точка бифуркации в цивилизационном движении выступила и побудительным мотивом создания этого фильма и направила в поисках своей духовной основы взгляд идеи сюжета (Варни Маттинсона).

Наш анализ данного анимационного фильма, имеющего, как всякое глубокое произведение искусства, множество чисто художественных аспектов и находок, будет касаться только его имплицитной идеологии, выраженной в форме художественных конструктов.

В отличие от кинокритиков, полагающихся в оценке на собственный эстетический вкус и собственные идеологические установки, мы ставили задачу выделения художественных конструктов фильма, опираясь на массовое восприятие зрителя, в котором идеологические пристрастия полярных позиций взаимно уравновешиваются, и продуктом анализа становятся инварианты, присущие всей зрительской аудитории.

Объект исследования: Персонажи мультфильма: отец - Король - Лев: Му-Фаса, Шрам, Налла, Симба, Тимон, Пумба, гиены, Зазу, павиан.

Предмет: Аспекты конструктов мультипликационного фильма.

Цель: Выявить эффективность психосемантического анализа мультипликационного фильма "Король лев".

Задачи:

1. Теоретически обосновать и экспериментально исследовать художественные конструкты мультипликационного фильма.

2. Выявить фактор: "Пассивная покорность - Активное сопротивление несправедливости".

3. Выявить фактор: "Внутреннего достоинства - Беспринципности".

4. Выявить фактор: "Неуравновешенная импульсивность - Холодный прогматизм".

5. Выявить фактор: " Безответственность - Ответственности за судьбу родных и близких".

6. Выявить фактор: "Способность испытывать чувства вины за случившееся - Полное безразличие к судьбе других".

7. Выявить зрительскую атрибуцию мотивов поступкам персонажей.

Гипотеза: Неопределенность в системе ценностей и отсутствие направляющей идеологии, своеобразная точка в цивилизационном движении - является побудительным мотивом этого фильма в поисках духовной основы.

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Испытуемых, в роли которых выступали учащиеся МОУ лицея № 67 (всего 100 человек), после коллективного просмотра мультипликационного фильма просили (с помощью метода триадического выбора Келли) сформулировать некие биполярные оппозиции (первичные конструкты), по которым противопоставляются персонажи фильма. Например, противопоставление пары Шрам + гиены и Симба. Всего респонденты сформулировали 1024 конструктов (в среднем 10 конструктов на одного испытуемого, хотя количество порожденных одним человеком конструктов варьировало от 5 до 19).

В качестве объектов анализа рассматривались следующие персонажи: Король Лев (Му-Фаса), Львица - мать, Симба1(в детстве), Симба2(взрослый), Нала (в детстве), Нала (взрослая), Шрам, гиены, Зазу, Павиан, Тимон, Пумба.

Исходя из того, что действие мультипликационного фильма разворачивается как бы в африканской саванне, помимо сопоставления основных персонажей фильма для более выпуклой фиксации этого ментального пограничья мы ввели две виртуальные ролевые позиции: "Положительного" и "Отрицательного".

Процедура обработки. Порожденные испытуемыми (респондентами) первичные конструкты (персонажные оппозиции) подвергались процедуре сортировки Миллера с последующим кластерным анализом с целью выделения групп сходных по смыслу конструктов. Таким образом, происходило сжатие, компоновка первоначального материала. Из сгруппированных в каждом кластере первичных конструктов отбирались наиболее удачные и понятные (для дальнейшей работы респондентов), совокупность которых образовывала набор биполярных шкал (конструктов), по которым респонденты оценивали персонажей фильма. Таким образом, в качестве материала для дальнейшего исследования после группировки - сжатия было отобрано 213 первичных KOHCТPУКТOB.

Испытуемых просили отнести каждого персонажа к левому или правому полюсу первичного конструкта, давая оценку близости персонажа к этим полюсам по семибалльной шкале. Полученные таким образом индивидуальные матрицы данных суммировались в общегрупповую, которая затем подвергалась процедуре факторного анализа.

В результате факторного анализа, группирующего исходные персонажные оппозиции в обобщенные категории, нами были выделены и проинтерпретированы следующие факторы, или, если пользоваться введенной нами терминологией, - художественные конструкты.

Первый фактор: (27,1 % общей дисперсии) включал следующие конструкты:

  • Живет по чужой указке и Живет так, как хочет, без оглядки на других.
  • Живет по правилам и Живет как хочет.
  • Смиряется с тем, что происходит, не пытается что-то изменить и Вмешивается в ход событий, использует методы давления и борьбы.
  • Нет цели в жизни, ничего не хочет и Есть четкая цель, которой надо добиться любыми способами.
  • Удовлетворен тем, что есть, ни к чему не стремится, ничего не меняет и Стремится иметь больше и лучше, чем есть.
  • Неспособность защитить свою точку зрения и Активная защита своей точки зрения.
  • Высказывания испытуемых представлены в их оригинальном виде.
  • Природный консерватизм, исключительное терпение, жизненная неагрессивная установка и Сильный инстинкт борьбы за права.
  • Боязнь "выразить" протест открыто и Способность к открытому протесту.
  • Смиренно принимает свою долю и Борется за лучшее место в жизни, способен изменить свою судьбу.
  • Живет как на последнем издыхании, будто уже умирает и Живет полной жизнью.
  • Следование традициям, поддержка старого устоя и Желание изменить мир и его устройство.
  • Ожидает всегда наихудшего стечения обстоятельств и Верит в то, что может быть найден лучший выход из положения.
  • Живет в своем маленьком мирке и У него широкий круг интересов и общения.
  • Живет простой и понятной жизнью, знает наперед, как и что у него будет и Живет своей, непонятной жизнью.
  • Больше рассуждает, чем делает.
  • Ведомый, считает, что судьба его предопределена и ничего не изменишь и Его судьба в его руках.
  • Сразу сдается, пасует перед трудностями, боится не справиться и Вынослив, обладает огромной способностью к преодолению препятствий и неблагополучных обстоятельств в своей жизни.
  • Боится выделиться и открыто протестовать, если это повлечет непонимание у людей и Его не пугает перспектива оказаться на "скамье подсудимых".
  • Ожидает помощи со стороны, покорен обстоятельствам, перекладывает ответственность за решение проблем на других людей и Активно противодействует несправедливости.
  • Тушуется перед трудностями, предпочитает, чтобы все как-нибудь само собой разрешилось, желательно с меньшими потерями и Уверенно чувствует себя перед лицом опасности, его поддерживает чувство уверенности в себе, стремление к победе.
  • Теряется в экстремальной ситуации и Умеет собраться в экстремальной ситуации.
  • Право решать для него не является ценностью и Он сражается за право решать, делать что-то, быть авторитетом.
  • Пассивный в том смысле, что не верит, что можно что-то сделать, а предпочитает жить по принципу "все равно ничего не изменишь" и Активный борец за правду, не сидит сложа руки, а действует.
  • Тенденция к пассивности и Способность к действию протеста.
  • Чувствует себя неспособным делать, плывет по течению и Он чувствует, что может многое сделать в жизни.
  • Полная заурядность и Личность незаурядных взглядов.
  • Живет с оглядкой на других, волнуется, что о нем подумают, боится, что разочарует всех и потеряет лицо и Общественное мнение не играет никакой роли.
  • Симбиотические отношения с другими, надо прицепиться к кому-то, кто будет его опекать и Он борется за свое место в жизни, всего добивается сам.
  • Не любит и боится перемен и Он способен круто изменить свою жизнь, сделать серьезный шаг.
  • Такой, как все, нельзя сказать, что у него есть свой характер и Он обладает яркими чертами характера, такой "характерный" персонаж.
  • Стремление к беспроблемности, спокойствию, и на этом фоне просто игнорирование проблем ("а никого нет" - нет конкурента, нет и проблемы) и Способность жить в меняющейся обстановке, менять жизнь, не оглядываться назад.
  • Если его обидят, не дает сдачи, терпит и Не боится противостоять злу.
  • Первый фактор интерпретирован как "Пассивная покорность - Активное сопротивление несправедливости".
  • Наиболее полярными по этому фактору на полюсе пассивности и покорности оказались Симба, до встречи с Наллой и весь прайд.
  • Второй фактор: (22,1 % общей дисперсии) включал конструкты:
  • Неспособность использовать других для достижения своих целей, стремление поддерживать честные, открытые отношения и Использование других зверей в корыстных целях.
  • Ценит в людях честность, порядочность и Ценит в других то, что они могут ему дать (власть, богатство).
  • Обладание чувством внутреннего достоинства, нежелание сводить счеты с другими и Мстительность, склонность сводить счеты, просчитывать возможные варианты мести.
  • Способен сопереживать и Не тратит чувств.
  • Искренний, не умеет врать и Если нужно, соврет, не задумываясь.
  • Романтик и Прагматик.
  • Хороший, верный друг - Такого друга и врагу не пожелаешь.
  • Может войти в положение другого человека и Ему все равно, что чувствуют и думают другие люди.
  • Пассивная покорность: Весь прайд

Достоинство: Король - Лев: Му - Фаса F2 + беспринципность: Зазу, гиены.

  • Активное сопротивление несправедливости: Симба2, Тимон, Пумба.
  • Внутреннее сопротивление несправедливости: павиан, Нала, мать - львица.
  • Способность испытывать чувство вины за случившееся и Вычеркивание друга из своей жизни, отказ от него как от ненужной помехи.
  • Ради любви может пожертвовать всем и Жертвенность для него нетипична.
  • Думает не только о себе, но и о других и Думает только о себе.
  • Способность к глубоким переживаниям и боли, и радости и Некая поверхностность чувств, когда не затрагивается душа.
  • Направлен на абстрактные, духовные ценности (любовь, братство, честь, долг) и Направлен на конкретные ощутимые ценности (богатство, престиж, власть).
  • Строго судит свои же поступки и Всегда найдет себе оправдание.
  • Гуманист и Не испытывает к другим гуманных чувств.
  • Не способен причинить другим вред и Может сознательно сделать больно другому.
  • У него ценности устойчивые, он их не меняет и Как выгодно, так и думает.
  • Слишком наивный, не понимает, что слова есть просто слова, что в жизни есть ситуации, когда близкие врут и Обманывают и сомневается во всех и всем.
  • Надежный, на него можно положиться и На него нельзя положиться.
  • Способен переживать сильные, глубокие чувства и Неглубокий, не способен к серьезным чувствам.
  • Развитое чувство братства, отсутствие индивидуализма и Каждый сам за себя.
  • Не пользуется чувствами к себе других людей и Испытывает удовольствие от сознания своей власти над другими, его жизнью, счастьем.
  • Неспособность оскорбить другого и Склонность ставить других на свое место.
  • Умеет прощать, быть великодушным и не считает нужным прощать людей, лучше наказать и Знать точно, что в другой раз испугается повторить то, что сделал не так.
  • Действует эмоционально, не прогнозирует последствий своих поступков, жизнь одним
  • днем и Просчитывание последствий своего поведения и поведения другого, возможность дать прогноз на будущее.
  • Действует прямо и открыто и На самом деле действует подло.
  • Мне хотелось бы быть на него похожим и Ни за что не хотел бы быть таким, как он.
  • Способность защитить другого человека, сочувствие к людям и Нежелание защитить другого.
  • Честный, сам не обманывает и даже мысль о том, что кто-то на такое способен, приводит к губительным последствиям и Идет по головам для достижения своей цели, иногда может быть только средством, играет чувствами других чтобы с этого что-то получить.
  • Прямой, бесхитростный и Насквозь фальшивый, лживый.
  • Средство достижения цели - честность и Средство достижения цели - изворотливость, предприимчивость.
  • Способен безоглядно служить любимому, высокая самоотдача и За чувством никогда не забывает о деле.
  • Желает помогать другим и Занят только собой.
  • Неспособность действовать исподтишка и Склонность к интригам, к использованию других, даже близких, для достижения своих целей.
  • Невозможность солгать и Способность к сознательной лжи.
  • Способен принести свои интересы в жертву, если это нужно и Не способен чем-то поступиться ради другого человека.
  • Способность жертвовать собой ради другого и Тенденция руководствоваться в жизни трезвым расчетом, сознательно не идет на жертвы, никогда не забывает о своей выгоде.
  • Не бьет по слабому месту и Пользуется слабостями других людей.
  • Лидер незапятнанной репутацией, честные отношения между другими и Склонность к интригам, с темным прошлым.
  • Главным для него являются любовь, семья и Направлен на богатство, статус.
  • Унижение людей для него неприемлемо и Получает удовольствие, издеваясь над другими.
  • Витает в облаках, все идеализирует, на все смотрит сквозь розовые очки и Умеет ловко обделывать свои дела, злоупотребляет доверием других, везде ищет выгоду.
  • Не ждет ничего плохого от других и Сам ничего плохого им не делает ждет от других негатива, каверзы, а потом оправдывает свои действия тем, что его заставили обстоятельства.
  • Счастье заключается в том, чтобы сделать что-то полезное для всех, а не только для себя и Счастье отождествляется с властью.
  • Понятие "узы" для него святое и Легко обрывает отношения за ненадобностью.
  • Душа нараспашку и Выдает себя не за того, какой он есть на самом деле.
  • Изначально не считает мир угрожающим ему и Обороняется от всех.
  • Не скрывает свою душу и Скрытный, не делится тем, что у него на душе.
  • Умеет прощать, входить в положение другого и Никому ничего не прощает, ни малейшего промаха.
  • Ни перед кем не пресмыкается и Угодничает, выслуживается перед более значительными лицами.
  • Личность, живущая по законам морали и Нет ничего святого, никакой нравственности, духовности.
  • Каждый у него вне зависимости от чего бы то ни было имеет право на достойное существование и Хорошее отношение и другие для него ничто, как, тараканы.
  • Слово и дело совпадают и Противоречивость слов и действий.
  • Подозрительностью не страдает и Как-то насторожен, все ждет, что его подставят, обидят.
  • Наиболее контрастные позиции по второму фактору занимают: Му-Фаса, Симба, Павиан, - как "способные к сопереживанию, искренности чувств, бесхитростной прямоте".
  • На противоположном полюсе находятся: Шрам, гиены. Позиция которых характеризуется как "использование другого как средства в достижении своих корыстных целей".
  • Второй фактор был проинтерпретирован как "Внутреннее достоинство и Беспринципность".
  • Третий фактор (13,0% общей дисперсии) включал конструкты:
  • Безрассуден и Живет головой.
  • Совершенно не обдумывает свои поступки, импульсивен, а главное, и потом не думает и Думает о будущем, о последствиях того, что происходит сейчас, не живет иллюзиями, реалист.
  • Фантазер и Реалист.
  • Нет привычки к дисциплине, не может управлять эмоциями и Дисциплинированный в том плане, что четко соблюдает разделение "старший - младший".
  • Все его поведение, все его чувства характеризуются иррациональностью, он всегда делает выбор не в пользу сознания и Всегда и во всех обстоятельствах думает, а уже потом может дать волю эмоциям.
  • Вся полнота жизни, все ее разнообразие заключено только в эмоциях, такой весь чувствительный, бросается от смеха к слезам и Больше ориентируется на рациональность, чем на эмоции, в принципе достаточно предсказуем в плане реакций, от него не ожидаешь истерик, эмоциональных взрывов.
  • Важнее выразить свои чувства, чем обдумать ситуацию и что-то сделать и Важно понять, как себя вести, что делать.
  • Живет в иллюзорном мире и Не строит иллюзий, живет реальностью.
  • Взял и подставил своих друзей, брата, племянника и Предпочитает сначала узнать всю информацию, а уже потом принять решение.
  • Полная утрата чувства реальности, живет в придуманном мире со своими правилами, и это несовпадение мечты с реальностью вводит его в ступор и как бы заглушает голос разума и Хорошо ориентируется в реальном положении дел, в его жизни нет места для пустых мечтаний, может быть, он излишне рационален, но зато у него нет "утраченных иллюзий"...
  • Любой пустяк, неожиданность, неприятность выбивают из колеи и Его нелегко вывести из равновесия.
  • Нет контакта с реальностью, живет в придуманном мире и Думает о будущем, о последствиях того, что происходит сейчас, не живет иллюзиями, реалист.
  • Нет стержня, нестабильный и Личность со стержнем.
  • В душе ребенок, о котором еще надо заботиться и Самостоятельный взрослый.
  • Максималист, совершенно не склонен к компромиссу и Думает о будущем, о последствиях того, что происходит сейчас, не живет иллюзиями, реалист.
  • Игнорирует факты, видит то, что хочет, а не то, что есть на самом деле и Прежде чем что-то сделать, собирает факты, анализирует.
  • Неблагоразумен и нерассудителен и Никогда не теряет рассудительности и благоразумия.
  • Не может держать себя в руках и Уравновешенная личность.
  • Не умеет владеть собой, эмоции захлестывают и Владеет собой всегда и везде.
  • Нет жизненной мудрости и Имеет здравый смысл.
  • Непрактичный человек, витает в облаках и Очень практичен, твердо стоит на ногах.
  • Не всегда действует с умом и В любой ситуации может найти рациональное решение.
  • Реальность у него хаотична и не отделена от фантазии и Серьезен, реалистичен, хорошо понимает время, в котором живет.
  • Создает свою собственную реальность и Реалист.
  • Не контролирует себя и Старается сдержаться, не выливать эмоции.
  • В новых условиях чувствует себя потерянным, оторванным от привычного хода событий, сразу перестает нормально соображать, начинает хаотично искать выход, перестает что-либо понимать и Быстро адаптируется к любой ситуации и воспринимает действительность реалистически и спокойно.
  • Любая неожиданность вызывает неадекватное поведение, беспомощность, он долго не может сообразить, что делать и Толерантен к неожиданностям.
  • Сразу уходит в эмоции и Не теряет самообладания, всегда спокоен.
  • Все чувства и мысли наружу и Нежелание прямо говорить о своих чувствах и мыслях.
  • Даже не может представить, что есть несколько решений у одной и той же ситуации и Умеет выбирать, знает, что нет безвыходных ситуаций.
  • Абсолютно не аналитик, ведь анализ подразумевает логику, а он нелогичен в своих поступках и мыслях и Стремится все разложить по полочкам (мухи отдельно, котлеты отдельно), хотя далеко не все в жизни подвергается анализу.
  • Наиболее полярными по третьему фактору оказались: Шрам с большим отрывом от прочих персонажей, и с меньшими нагрузками. (см. рис 2).

Третий фактор получил название "Неуравновешенная импульсивность и Здравый смысл".

Четвертый фактор: (9,1 % общей дисперсии) включал конструкты:

  • С детства заботится о себе сам, никто ничего на блюдечке не приносит и Есть поддержка со стороны семьи, в принципе, живет на всем готовом.
  • Пренебрежение традициями, никак не показывает свои традиции, хотя и интересуется чужими и Чувство гордости, воспитание в духе патриотизма, любовь к отеческим гробам, инстинктивное почитание царя, все традиции впитаны с материнским молоком.
  • Может переступить через свою гордость и Не спускает, если задели его гордость. Ожидание материальной поддержки и Способность оказать материальную поддержку.
  • Его никто ни в грош не ставит и Его мнение имеет определенный вес в обществе.
  • Чувствует себя никем, для других он мебель и Чувствует свое превосходство и активно его демонстрирует.
  • Неуважаемый человек и Пользуется уважением, авторитет для людей.
  • Чувство собственной незначительности и ощущение себя влиятельным человеком, желание покровительствовать, быть значительным.

FЗ - здравый смысл

Му - Фаса, Нала, Симба.

F4- Горделивое превосходство

Шрам.

 FЗ- Действие по эмоциональному порыву.

Симба, Му - Фаса.

Заметят другие или нет, для него главное, что он знает, какой он и Важно, чтобы другие заметили его достижения.

Ему все равно, лучше он, хуже кого-то и Очень хочет стать лучше других.

Наиболее полярные позиции по четвертому фактору занимают Симба, Му - Фаса, Шрам, как обладающим властью и чувствующим свое превосходство над другими.

Четвертый фактор был проинтерпретирован как "Высокий социальный статус" ("горделивое превосходство")

Пятый фактор (6,0% общей дисперсии) включал конструкты:

Легко адаптируется в чужеродной среде и Не понимает чужую культуру, не видит культурных различий.

Вокруг него приятная атмосфера и Создает вокруг себя напряжение.

Принимает жизнь во всем ее разнообразии и Очень многое ему чуждо, и он это не принимает и даже понять не пытается.

Каждый вне зависимости от чего бы то ни было имеет право на достойное существование и хорошее отношение и Другие для него ничто, как, тараканы.

В жизни выполняет много разнообразных ролей, не ограничиваясь одной и Ограничен одной ролью в жизни.

Наиболее полярными по оси пятого фактора оказались: Симба 1, Симба 2 (со значительным отрывом от других персонажей), павиан, Тимон, Пумба, как принимающие жизнь во всем ее разнообразии, в оппозиции персонажам, не обладающим способностью понять другого человека, встать на его позицию, - Шрам, гиены, Зазу (см. рис. 3).

  • Пятый фактор интерпретирован как фактор "Открытость разнообразию и Внутренняя ограниченность".

Шестой фактор (4,6,0% общей дисперсии) включал конструкты:

Жизнь воспринимает как нечто сложное, как цепь препятствий и Сводит все сложное в жизни к простому.

Лидер в отношениях и начинаниях и Ему проще пойти за кем - то, чем повести за собой.

Заботы о близких его не касаются, у него другие, личные цели и Испытывает тревогу за себя и своих близких.

Не способен "платить по счетам за содеянное" и Испытывает чувство вины за содеянное.

Шестой фактор интерпретирован как фактор "Способность испытывать чувство вины за случившееся и Полное безразличие к судьбе других ".

Выделив систему факторов, по которым контрастируют персонажи, мы тем самым выделили художественные конструкты фильма. Напомним, что согласно нашим теоретическим представлениям, опирающимся на идеи полифонического романа, создатель художественного произведения оперирует языком персонажных образов.

Оценивая мультипликационный фильм "Король лев", с нашей точки зрения, сложное высокохудожественное произведение, резонансное и как всякое художественное произведение, оно открыто для интерпретаций, определяемых мироощущением самих наблюдателей - зрителей. За динамикой поведения героев стоит некая синхроническая структура - идеологизма, художественный конструкт или, пользуясь более традиционным языком, "художественный смысл" произведения, который и разворачивается в сценическом действии. Выделив ведущие линии оппозиции персонажей, мы тем самым сформулировали и систему конструктов фильма, по руслам которых движется повествование.

ЗРИТЕЛЬСКАЯ АТРИБУЦИЯ МОТИВОВ ПОСТУПКАМ ПЕРСОНАЖЕЙ

В качестве поведенческого материала для атрибуции мотивов исследователями были отобраны поступки, совершенные героями мультипликационного фильма и взятые непосредственно из ткани самого художественного произведения. Для каждого персонажа отбирались поступки значимые, характеризующие именно его. Например,

анализировались такие поступки Симба, как: "Дурачась с друзьями, Тимоном и Пумбой врываются в озеро", "Защищает своих друзей", "Признает себя виновным в гибели своего отца", "Становится Вожаком прайда" и т.п.

Испытуемым (учащимся лицея) после коллективного просмотра фильма предъявлялся список мотивов. Таких как "чувство любви", "желание вызвать одобрение, восхищение в глазах окружающих", "потребность в риске, острых ощущениях", "из чувства любопытства", "подражание, желание быть как все, конформизм", "из чувства долга, чести", "исходя из высших духовных, религиозных требований", "спонтанный поступок - сделал, не подумав", "страх неодобрения окружающих (утратить лицо, показаться смешным и т.п.), "потребность в самореализации" и т.д. Испытуемых просили оценить по шестибалльной шкале (от О. до 5), насколько каждый мотив из предложенного списка (всего 28 мотива) может быть причиной того или иного поступка.

Поскольку любой поступок является полимотивированным и может быть объяснен целым спектром различных мотивов с разной степенью значимости, то испытуемый, выставляя оценки, заполнял матрицу атрибуции мотивов поступков.

Полученные матрицы данных для каждого персонажа подвергались процедуре факторного анализа с целью сгруппировать отдельные мотивы в мотивационные блоки. Мощность каждого блока мотивов отражает представленность с точки зрения испытуемых той или иной группы мотивов в поведении персонажей. Некоторые мотивы могут не работать применительно к данному персонажу. Например, такие мотивы, как "карьерные устремления" или "жажда познания" не характеризуют Шрама.

Мы ограничимся только анализом гистограмм мотивов ведущих персонажей, обсудив те результаты исследования, которые важны для реконструкции понимания зрителями персонажей фильма.

Сильно выражено у Симба стремление к семейным ценностям. Принимая кокетство Наллы, он начинает ухаживать за ней, пытаясь (по мнению респондентов) освободиться от чувства тоски, упорядочить свою жизнь.

Широта натуры Шрама, возможно, и желание выслужиться и угодить неизбежно приводят к глубинному конфликту мотивов личности. Соседство двух казалось бы, противоположных тенденций подчинения социальным нормам и стремления выйти за рамки социальной нормативности - характеризуют, по нашему мнению, то, что З. Фрейд называл влиянием Оно и Супер - Эго, которые сосуществуют и часто вступают в конфликт. Не ставя перед собой задачи психоаналитической трактовки личности Му - Фаса, заметим, что здесь, очевидно, доминирование социальных норм, которым герой вынужден подчиняться, и размах широкой натуры.

Мстительность и несправедливость Шрама, о которой говорили критики, для зрителей не' являются ведущими, а проявляются в конкретной ситуации Важными для Шрама, оказались и такие мотивы, как желание поднять самооценку, самоутвердиться, повысить свой социальный статус, свою социальную роль.

Присущи Шраму, в восприятии зрителей, и альтруизм, и желание покровительствовать.

Стремление повысить свою социальную роль проявляется также в карьерных устремлениях, материальной заинтересованнocти, жажде власти.

Образ Шрама все-таки не слишком приятен зрителям, поскольку они отказывают ему в таких мотивах, как свершение чего-либо из чувства товарищества, дружбы, братства, из чувства жалости, сострадания, исходя из высших ценностей, подчиняясь требованиям морали и устоев. Отсутствие в мотивационной структуре Шрама чувства товарищества, дружбы задано самими создателями фильма - мы не видим его друзей, не знаем, есть ли они. Шрам не стремится к самопознанию и познанию в широком смысле слова, ему чуждо желание наказать себя за что-то, самореализоваться в жизни. Он не испытывает потребности в свободе, независимости.

Зрители видят в Шраме не только живущего по принципу "разделяй и властвуй", но и ранимого, неуверенного в себе, пытающегося своими бесчестными поступками не только добиться определенного веса в обществе, но и ответить на нанесенную ему обиду.

 Практическая часть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

О чем же этот мультипликационный фильм? Какова система его художественных конструктов?

Ответить на эти вопросы, по крайней мере, с позиции зрителей, мы можем, проведя семантический анализ оппозиций персонажей и выделив художественные конструкты фильма. Конечно, это фильм о человеческом достоинстве, и в этом н.с. режиссер прав. Об этом свидетельствует и выделенный в исследовании художественный конструкт "Искренность чувств и Использование другого человека как средства" (фактор 2), по которому наиболее полярны персонажи. Справедливости ради следует отметить, что крайнюю позицию среди "манипуляторов" занимает фон павиан - колдун.

Полагаем, что глубокое наблюдение Г.с. Померанца о доминирующих конструктах, присущих тем или иным культурам или цивилизациям, - ключ к кросскультурным, этнопсихологическим исследованиям; в частности, и к экспликации особенностей национального характера. Можно не согласиться только с последним суждением Г.с. Померанца о представленности обоих полюсов в одном человеке. Культура задает в своем своеобразии крайние точки маятнику нравственных колебаний, но, выбрав полюс духовности, человек, духовно трудясь, может поддерживать в себе "человека", не скатываясь в пропасть. Некоторым это удается.

О внутреннем достоинстве мы уже говорили. Одним из выделенных художественных конструктов фильма является противопоставление "Трезвый прагматический расчет и Действие по эмоциональному порыву".

Сам факт того, что действие фильма протекает в двух географических пространствах - Саванны, - работает на эту оппозицию, противопоставляя "их" И "нас". Справедливости ради следует отметить, что исконным потомкам саванны, эмоциональная раскрепощенность свойственна, наверное, всем и их масштабы тоже.

Следующим конструктом выступает оппозиция "Жертвенность и Корыстный расчет, преследование "собственного" интереса". Этот конструкт, как уже упоминалось, образует противопоставление Симбы, Налы, Му-Фаса, Зазу и гиен со Шрамом.

Жертвенность как черта национального характера, на наш взгляд, выражена в фильме.

Напомним мысль Г.с. Померанца о биполярности национальных черт. Порыву и широте, буйству чувств противостоит тихая внутренняя святость, смиренная жертвенная и Весьма важен для понимания фильма зрителями наиболее мощный конструкт (фактор 1) "Пассивная покорность ~ Активное сопротивление несправедливости". Способность к активному сопротивлению, с точки зрения зрителей, присуща Налле, матери Симбы и

павиану. На противоположном полюсе или в нейтральной позиции по этому фактору находятся практически все персонажи. Действительно, в случае явной несправедливости, постигшей Симба, выразить свое возмущение и попытаться что-то сделать решилась только мать.

Оценивая мультипликационный фильм "Король Лев", можно сказать, что это хорошее, интересное и высокохудожественное произведение искусства. С нашей точки зрения, это произведение, резонансное и дням сегодняшним, и как всякое художественное произведение, оно открыто для интерпретаций, определяемых мироощущением самих наблюдателей - зрителей.

Литература.

1. Вебер М., "Избр. Произвед". М. Прогресс 1990.

2. Дюран Б., Одел П., "Кластерный анализ". М.: Статистика, 1977.

3. Митина О.В., Михайловская И.Б. "Факторный анализ для психологов". М.; Изд - во МГУ,2001.

4. Петренко В.Ф. "Психосемантика сознания". М. изд-во МГУ, 1983.

5. Петренко В.Ф. "Основы психосемантики".Изд-во СГУ. Самара, 1997.

6. Петренко В.Ф., Пронин А.А."Художественный конструкт как форма семантической организации литературного текста", "Оптимизация речевого воздействия", Под ред. Р.Г. Котова, М.: Наука 1990.

7. Петренко В.Ф. и др. "Психосементический анализ зрительского восприятия персонажей фильма", "Мотивационная регуляция поведения и деятельности личности" М.: Изд-во МГУ, 1988.

8. Петренко В.Ф., Сапсолева О.Н. "Психосемантический подход к анализу восприятия произведения искусства", "психология искусства". Под ред. Г.В. Акопова. Самара: Изд-во Сам ПГУ,2002.

9. Степанина Н.В. "Идеалы и интересы" WWW.kinoart.ru.2001.