Занятие: Назначение, устройство и боевые свойства ручных осколочных кумулятивных гранат.
Цели:
- изучить предназначение боевых свойств ручных осколочных кумулятивных гранат; общее устройство гранат;
- довести до учащихся меры безопасности при обращении с гранатами;
- развивать умения и навыки обращения с боевыми гранатами;
Учебные вопросы:
- Назначение, устройство и боевые свойства кумулятивной гранаты РКГ-3.
- Назначение, устройство и боевые свойства ручных осколочных гранат.
- Меры безопасности при обращении с ручными гранатами;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Метод: рассказ, показ с объяснениями, тренировка.
Руководство и пособие: “Начальная военная подготовка” – пособие для военных руководителей; “Учебник сержанта мотострелковых войск”.
Материальное обеспечение: учебные, ручные гранаты Ф-1., РГД-5. Слайды “ручные кумулятивные гранаты РКГ-3”, “Ручные осколочные гранаты РГО и РГН”, “Ручные осколочные гранаты РГД и Ф-1”
Ход урока
1. Организационный момент
(Приветствие, наличие присутствующих.)
2. Объяснение нового материала + первичное закрепление изученного
2.1. Назначение устройство и боевые свойства ручных гранат.
Учитель: Какие гранаты вы знаете?
Беседа. Историческая справка о гранатах.
Впервые в мире ручные гранаты появились на Руси в 14 веке. Они составляли неотъемлемые вооружение русского воина и успешно применялись при защите Москвы от татарского хана. Эти гранаты начинялись черным порохом и применялись воинами при защите оборонительных рубежей. 1851-1855г оборона Севастополя. Русский учёный Зинин Н.Н. первым в мире предложил начинять гранаты не порохом, а нитроглицерином /органическое соединение, маслянистая жидкость получаемая действием смеси азотной и серной кислот на глицерин/.
В 1884 на вооружении русской армии поступили гранаты ударного действия, воспламеняющиеся капсюлем.
В 1910г. русская армия получили оборонительную гранату дистанционного действия с временем горения 5 сек. В 1914г. конструктор Ф.В. Ковешников сконструировал для французской гранаты Ф-1 запал дистанционного действия с временем горения 3,5 сек.
В 1933г принята на вооружение граната Дьяконова /РГД-33/
В 1942г. создана и принята на вооружение граната РГ-42.
Сейчас на вооружении состоят гранаты РГД-5, Ф-1 и другие гранаты различного назначения.
2.2. Ручная кумулятивная граната РКГ-3 предназначена для поражения бронированных средств противника, а так же разрушения прочных преград и укрытий полевого типа.
(Демонстрация слайда о ТТХ РГД-3) (объяснение по слайду)
Тактико-техническая характеристика
характеристика | |
масса снаряженной гранаты дальность броска Бронепробиваемость: со стальной воронкой с медной воронкой |
1,070 15-20 м 170 мм РКГ-3 РКГ – 3М 220 мм РКГ – 3 ЕМ |
Какие противотанковые средства борьбы имелись у наших воинов во второй мировой войне?
2.3. Предназначение, устройство и боевые свойства ручных осколочных грнат.
2.4. Гранаты РГО РТ.
(Демонстрация ТТХ на слайде). (объяснение по слайду)
2.5. Гранаты РГД-5, Ф-1 и запалы УЗРГ.
(Демонстрация ТТХ на слайде). (объяснение по слайду)
Предназначены для поражения живой силы противника в ближнем бою.
Тактико-техническая характеристика гранат
Характеристика | Гранаты | |
Тип гранаты Масса снаряженной гранаты (г) Средняя дальность броска (м) Время горения запала (сек) Радиус разлета осколков (м) Радиус убойного действия осколков (м) |
РГД – 5 |
Ф-1 |
2.6. Закрепление материала с помощью учебных гранат.
Для гранат РГД – 5, Ф-1, РГО, РГН применяется запал УЗРГМ. На разрезном демонстрационном макете показать устройство запала и объяснить принцип действия.
Практическая часть. Работа с гранатами. Раздать гранаты с запалами каждому ученику. Учащиеся действуют по моей команде.
Подготовка гранаты к бою. По команде “Гранаты к бою”
- Завернуть запал.
- Правильно взять гранату в руки (спусковой рычаг между большим и указательным пальцами).
- Выпрямить усики , выдернуть чеку.
- По команде “Огонь” бросить в цель, укрыться за преградой.
2.7. Меры безопасности при обращении с ручными осколочными гранатами.
Гранаты не игрушки, нельзя играть, бросать в костер. Не разбирать запал. Увидели на улице – не трогать, может быть ловушкой, на полигонах не подходить и не трогать неразорвавшиеся гранаты, мины, снаряды. Если увидели или нашли – сообщите или сдайте в органы внутренних дел. Не храните дома – обезопасите родных и близких от беды.
Закрепление материала с помощью карточек – заданий. (3мин)
Тактико-техническая характеристика гранат
Гранаты | РГД-5 | Ф-1 | РКГ – 3М | РКГ – 3 ЕМ |
Тип гранаты Характер боевого действия Действия механизма гранаты Время горения воспламененного запала (с). Радиус убойного действия осколков (м). Масса заряженной гранаты (г) Средняя дальность броска Бронепробиваемость (мм) |
3. Заключительная часть
3.1. Подведение итогов урока.
Изученное на уроке необходимо правильно применять на практике. (во время службы в армии)
3.2. Домашнее задание. Учить по записи. Читать дополнительную литературу.