Цель: открытие правила умножения круглых чисел.
Задачи:
- познакомить с правилом умножения круглых чисел.
- развивать мышление, внимание, любознательность, умение работать в группе, общеучебные умения: понимать задание, работать самостоятельно, организовывать работу и др.
- воспитывать интерес к познавательной деятельности, интерес к математике как предмету, социальные навыки и умения: правильно общаться, уважать мнение других, слушать и слышать.
Ход урока
1. Актуализация знаний
– Для того чтобы определить тему урока, мы должны выполнить задание.
– Я предлагаю провести небольшой конкурс. Вы получите задание, и будете выполнять его группами, а я буду членом жюри. Я должна выбрать, какая группа сумеет точнее определить тему урока.
Делю класс на группы.
– Как вы думаете, как должна работать группа, чтобы лучше справиться с любым заданием? (быстро, не шуметь, дружно)
– Что значит – “дружно”? (не ссориться, слушать друг друга, не перебивать, не кричать, разговаривать спокойно)
– Правильно. Помните, что надо внимательно слушать друг друга, не перебивать, говорить спокойно. В конце работы вам надо сформулировать тему урока и выбрать из группы одного человека, который будет отвечать.
Раздаю листочки с заданием. Открываю задание на доске.
– Прочитайте задание вслух. (Читают)
– Обратите внимание: Надо вычислить, используя законы умножения.
– Даю вам на работу 4 минуты. Приступайте.
(Самостоятельная работа детей. Я наблюдаю за работой. Напоминаю, что нужно определить, кто будет отвечать)
– Время закончилось. Давайте подводить итоги.
– Итак, какая группа готова сформулировать тему урока? (Дети каждой группы дают свои ответы.)
– Как вы догадались? Что вам подсказало тему? (Последнее выражение вычислить не смогли или было трудно. А в нем надо было умножать на круглое двузначное число. Умножать на круглое двузначное число мы еще не умеем.)
– А остальные выражения вы легко решили? Давайте их проверим. (На данном этапе надо проверить только первые три выражения) (Представитель одной группы читает ответы. Остальные проверяют и делают замечания.)
– Какие законы умножения вы использовали для решения? (Переместительный и сочетательный законы.)
– Как вы решали четвертое выражение? Можно ли было использовать для его решения те же законы умножения? (Дети читают, я пишу на доске.)
(5•5)•(6•8)=30•50 Дальше не пишу пока.
(Если дают вариант: (5•5)•(6•8)=25•48 – то здесь законы умножения не используются, что противоречит заданию.)
– Кто сумел найти ответ? Сколько получилось? (1200)-
– Кто не сумел вычислить? Кому было трудно?
– Почему возникли затруднения? (Мы не умеем умножать круглые двузначные числа.)
– На самом деле выполнять вычисления с круглыми числами очень легко. Причем с любыми, даже очень большими круглыми числами. Но для этого нужно знать СЕКРЕТ. И мы его сегодня откроем.
– Значит тема нашего урока… (Умножение круглых чисел.)
На доске открываю тему.
– Подведем итоги конкурса. Победителям стали такие группы… В этих группах ребята не спешили, работали дружно, слушали друг друга, и у них получились хорошие ответы. Спасибо, молодцы!
Возвращаю детей на места.
2. Открытие нового знания
– Для открытия секрета я подготовила каждому задания на листочках.
Раздаю листочки.
– Прочитайте задание вслух. (Найди значения выражений удобным способом. Объясни, как получили эти равенства. Какие свойства умножения здесь используются?)
– Вам нужно подобрать похожие выражения в
левом и правом столбике.
– У нас есть небольшая подсказка.
– Почему соединены именно эти выражения? (потому
что 90=9•10)
– Расскажите, как выполняются вычисления. (6•9=54
54•10=540)
– Как умножить число на 10? (Надо к этому числу
приписать 0)
– Давайте найдем пару следующему выражению. (70•8
и (7•8)•10)
– Почему вы думаете, что они равны? (потому что 70
– то же самое, что 7•10)
– Верно. Какие законы умножения используются? (переместительный
и сочетательный)
– Продолжим решение.
Дети комментируют, учитель записывает на доске.
(70•8=(7•8)•10=56•10=560)
– Как умножали на 10? (к числу приписали 0)
– Следующая пара? (20•30 и (2•3)•10•10)
– Почему? (потому что 20 – это 2•10 и 3 – это 3•10)
– Верно. Законы умножения мы упростили выражение и сейчас легко посчитаем.
– Продолжим решение. Теперь все просто – нам осталось 2 умножить на 3… ((2•3)•10•10=6•10•10=60•10=600)
– Почему у нас получилось число с двумя нулями? (Мы умножили на 10, а потом еще на 10)
– Да, у нас и в первом выражении было два нуля: один в числе 20, другой – в числе 30. (Показываю на доске)
– Дальше. (50•20 и (5•2)•10•10)
– Почему? (потому что 50 – это 5•10, а 20 – это 2•10)
– Продолжим решение. ((5•2)•10•10)=10•10•10=100•10=1000)
– Почему мы к 10 приписали еще 2 нуля? (мы умножали 10 на 10 и еще раз на 10)
– Верно, и в данном выражении было 2 нуля: в числе 50 и в числе 20.
– Кто может сделать вывод? В чем секрет умножения круглых чисел? (Дети формулируют.)
– Проверим, совпадает ли наш вывод с выводом учебника. Прочитайте его на стр. 69. (Открывают учебники и читают.)
3. Первичное закрепление
– Будем выполнять №3 на той же странице. Прочитайте задание. (читают)
– Первый столбик сделаем с комментированием. Начинай, … (80•6= надо умножить 8 на 6 =48, а потом приписать один 0, получится 480)
Так заканчиваем 1 столбик.
– Второй столбик вы будете делать дома. Это ваше домашнее задание. (Показываю на доске запись)
– А 3 столбик решите самостоятельно. (Решают.)
– Проверим. Прочитайте, сколько получилось. (читают)
– У кого такой же ответ?
– Попробуем усложнить задание. № 4. 1 столбик решаем вместе.
– Кто хочет объяснить первое выражение? (помогаем: закрой нули пальчиком, умножай оставшиеся числа, сколько нулей надо приписать? Столько, сколько в двух числах вместе.)
700•30= 7•3=21 приписываю 3 нуля.
– Кто сумеет прочитать это число? Видите, какие числа: мы даже не научились еще их читать, а вычислять умеем. Это нам СЕКРЕТ помогает!
– 2 столбик решите сами.
– Проверка так же.
– Молодцы. Теперь вы знаете секрет умножения круглых чисел.
4. Повторение изученного ранее
– Будем решать задачу 7. Задача 8 – это второе ваше домашнее задание. (Показываю запись на доске)
– Откройте тетради, запишите число и № задачи.
– Прочитайте задачу про себя. А теперь вслух.
– Ребята, нужно ли для решения этой задачи делать схему? Или вы справитесь без нее? (справимся)
– Решайте самостоятельно.
Учитель наблюдает за работой детей. Находит детей, которые ошиблись при решении.
– Сколько у вас получилось? (Спросить детей, у которых разные ответы)
– У кого ответ 49? А у кого 79? В чем же дело? Кто прав? (дети отвечают сами).
– Какую хитрость не заметили некоторые ребята? (За неделю)
– Молодцы!
5. Итог урока
– Проанализируем свою работу на уроке. Что было самым интересным? Что было самым трудным? У кого самое трудное и самое интересное совпало?
– Вы сегодня стали обладателями замечательного секрета! Смотрите, что вы сейчас умеете!
Открывает задание на доске: 3 000 000•5 000 000 =
Кто сумеет посчитать?
Один ученик на доске записывает.
– Сколько получилось? (Не умеем прочитать число)
– Зато умеете умножать такие числа!
– Спасибо вам за урок!