Перспективное планирование по искусству Оригами

Разделы: Работа с дошкольниками


Статью смотреть ниже!

Месяц

Тема

Программное содержание занятия

Возможное практическое применение поделок

Февраль “Утка”
Материал: образец утки; цветная бумага светлых тонов, квадратной формы, размером 20х20 см.; фломастеры для рисования глаз, ножницы для вырезания дополнительных деталей украшений; клей с кисточкой; салфетки.
Продолжить знакомство детей с домашними птицами. Предложить для рассмотрения игрушку – уточку или картинку с изображением утят. Предложить детям перечислить отличительные особенности утки от других домашних птиц, имитировать движение утки. Отметить короткую шею, короткие лапки и крылышки, цвет перьев.

Подчеркнуть, что любят плавать, купаться, нырять, щиплют травку. Загадать загадку:

Пестрая крякуша ловит лягушат,
Ходит в вразвалочку спотыкалочкой. (утка)

Научить детей складывать уточку из цветной бумаги, напомнить об аккуратности выполнения сгибов; быть терпеливыми, добиваться большей точности сгибания всех частей.

Развивать воображение и эстетические чувства.

Создать в группе уголок “Домашние птицы”.

Подарок родителям, друзьям из средней группы.

“Жираф”
Материал” образец жирафа; цветная бумага ярких тонов, размером 20х20 см.;

Ножницы, клей с кисточкой; салфетки.

Загадать загадку:

Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что горд и прав,
А потому, что он …(жираф).

Учить детей складывать из бумаги жирафа, взяв за основу уже приобретенные навыки и способы сложения квадрата. Так же научить ребенка делать перегиб и вогнуть угол внутрь; вырезать линию ног и живота. Предложить детям вырезать на глаз: копыта, хвост, пятна, глаза, и аккуратно клеить их. Развивать чувство цвета, направлять внимание детей на то, чтобы добивались большей выразительности фигуры. Напомнить детям о скверном характере ножниц, и об аккуратном обращении с ним.

Для оформления в группе уголка “Бумажный зоопарк”.

Подарок малышам.

Предложить изготовить такую же фигуру в домашних условиях.

“Зайчик” (усложненный вариант)

Материал: бумага белого цвета, квадратной формы, размером 14х14 см.

Ножницы. фломастеры для рисования глаз и ротика.

Прочитать детям стишок:

Зайка, заинька, дружок! Посиди со мной часок.
– Ни минуты не могу – в гости к ежику бегу,
Он вчера меня встречал,
Есть морковку приглашал.

Рассказ об этих симпатичных зверьках по картине “Зайцы”. Активизировать знания детей об их образе жизни, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни; как спасаются от врагов; как добывают пищу; что едят.

Заслушав ответы детей корректировать их, побуждать их к развернутым высказываниям. При работе с ножницами, напомнить о том, что ошибки допущенные ножницами, уже не исправишь, поэтому лучше будет, если действия ножниц заранее хорошенько обдумать.

Упражнять детей в приемах вырезания: по прямой и по косой линиям. Вместе с детьми определить последовательность сложения бумаги.

Для игры “Зайка беленький следит”.

Для настольного театра по сказке “Заяц, петух и лиса”.

“Белка”
Материал: цветная бумага оранжевого цвета квадратной формы размером 14х14 см; ножницы, фломастеры, образец белочки.
Загадать загадку:

Кто на елке ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Продолжать активизировать знания детей о лесных зверьках, об их образе жизни. Предварительно предложить посмотреть диск об этих лесных друзьях, где рассказывается об их образе жизни и наглядно видно, как они готовятся к зиме.

Вызвать у детей желание и интерес узнать побольше о белке.

Побуждать детей к развернутому высказыванию с помощью вопросов: какого цвета шубка? какой хвост? как они прыгают? как готовятся к зиме?

Продолжать учить детей конструировать из бумаги различные поделки, показать, как сложить белочку.

Закрепить умение вырезать симметричную фигуру из бумаги, сложенной вдвое.

Поощрять самостоятельность детей во время работы.

Для украшения уголка природы.

Для пополнения комплекта настольного театра.

В уголок детского творчества “Умелые руки”.

Март “Мышка”
Материал: цветная бумага серого цвета, квадратной формы, размером 12х12 см.;

Ножницы для вырезания хвоста и усов; фломастеры для рисования глаз и носика.

Загадать загадку:

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мышь)

Побеседовать с детьми о том, где прячутся эти грызуны. Как называется домик мышей? Какой вред они приносят людям?

Учить детей складывать фигуры мышки. Вместе с детьми определить последовательность складывания. В процессе работы обращать внимание на использование разнообразных способов складывания. Способствовать восприятию детьми оригами, как увлекательную игру, замечать и решать с детьми в процессе складывания бумаги, тематические задачи: находить параллели и диагонали, делить целое на части; получать различные виды треугольников и многогранников.

Для настольного театра по сказке “Репка”.

Для пополнения детского домашнего комплекта.

Предложить детям сложить такие же поделки и в домашних условиях.

“Пингвин”
Материал: образец пингвина; цветная бумага светлых тонов квадратной формы, размером 20х20 см.; фломастеры для рисования глаз.
Показать детям иллюстрации по книге “Воды дальнего севра”. Рассказать об этих удивительных живых существах, пингвинах, о том, как они приспособлены к условиям дальнего севера и как они стараются преодолевать трудности сообща, в единстве. Загадать загадку:

И зимой и летом в черный фрак одетый,
Со скал ныряет, рыбу добывает (пингвин).

Отметить, что пингвины относятся к классу птиц. Закрепить с детьми способ складывания углов к центральной линии диагонали. Приучать детей добиваться отчетливой формы поделки; развивать эстетические чувства.

Учить ребенка объединить свою работу с работами других детей и создать общую композицию.

Разбудить в детях радость от собственного труда.

Для создания композиции “Пингвины”.

Подарок маме на 8 Марта.

Мальчики готовят девочкам любую поделку.

“Ёжик”
Материал: цветная бумага коричневого цвета, квадратной формы, размером 20х20 см.; ножницы для вырезания иголок; фломастеры для рисования глаз.
Уточнить представления детей о диких животных.

Предложить вниманию детей картину “Ежи”. Рассказ об этих удивительных животных, об их повадках, образе жизни.

Дать возможность детям рассказать свою историю про ежа. Представится возможность – показать ежа – палочкой потрогать колючие иголки в клубке. Объяснить, что это он так прячется ото всех. Иголки колючие, вот его никто и не трогает. Прочитать стихотворение Т.Волгиной “Про бычка и ежика”. Сам еж никого не обижает, бегает, фыркает, ищет лесные ягоды, грибы. Очень любит ежик малину.

Вызвать у детей чувства жалости, сострадания к этим маленьким животным. Во время практической работы напомнить детям об осторожном обращении с ножницами. Выработать навыки работы с ножницами.

Для пополнения комплекта настольного театра (своего и малышей).

В уголок природы.

Сувенир для друга.

“Двойной треугольник” (базовая форма)

Материал: белая бумага квадратной формы размером 20х20 см.; образец двойного треугольника.

Научить детей сложить “двойной треугольник”, соблюдая последовательность сгибания квадрата:
  1. Согнуть квадрат по двум диагоналям.
  2. Развернуть его, сложить квадрат пополам.
  3. Затем, вогнуть внутрь углы заготовки.

Предупредить детей, что дальнейшие 4 занятия начнутся со сложения “двойного треугольника”. Постепенно переходить от складывания простых фигур к более сложным, но интересным.

Способствовать развитию самостоятельности, творчества, памяти, мышления.

Учить доводить начатое дело до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарища.

Домашнее задание: научиться складывать двойной треугольник вместе с родителями.

Помнить!

Первые работы, которые начинаются со сложения двойного треугольника, лучше сделать из белой бумаги, так, как на ней хорошо видны линии сгиба.

Апрель “Рыбка” (усложненный вариант)

Материал: образец рыбки; цветная бумага золотистого цвета, квадратной формы, размером 12х12 см.; фломастеры для закрашивания рыб.

Способствовать пополнению знаний детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания. Активизировать словарный запас. Вызвать у детей желание узнать побольше о рыбках, жабрах, плавниках, хвосте. Рассказать какие функции они выполняют.

Спросить у детей, есть ли у рыб шея и почему они поворачиваются всем корпусом. Рассказать, как спит рыбка (спит у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками и с открытыми глазами).

Предложить детям самостоятельно сложить “двойной треугольник”. Затем, после основного сложения перейти к очередным сгибаниям:

  1. Загнуть левый угол верхнего слоя.
  2. Внахлет загнуть правый угол верхнего слоя.
  3. Перевернуть заготовку и раскрасить рыбку.

Воспитать творческое отношение к своей работе, умение доводить ее до конца.

Для игры на внимание “Кто тут лишний?”

(Представить детям картинки с изображением разных видов рыб, среди них и картина воробья, а дети должны догадаться, кто тут лишний).

В уголок природы.

“Прыгающая лягушка” (Усложненный вариант)

Материал: цветная бумага зеленого цвета, квадратной формы, размером 18х18 см.; ножницы для вырезания глаз; клей с кистью; салфетки.

Загадать загадку:

Скачет зверушка, не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку и комар, и мушка (Лягушка)

Способствовать пополнению знаний детей о лягушках, о среде их обитания. Вызвать желание узнать побольше о них.

Предварительная работа:

Если будет возможность пронаблюдать за ними. Формировать правильное отношение к ним: не бояться и не обижать их. предложить детям поговорить с ними: “Здравствуйте, лягушки-квакушки! Как хорошо, что вы к нам в гости пожаловали, а то на нас комары налетают, всех кусают”.

Таким образом придать правильный настрой, рассказать, что лягушки никого не обижают, приносят пользу. А как они радуются, когда идет дождь и поют свою песенку: “Ква-ква-ква!” Потому, что кожа у них нежная, она должна быть всегда влажной, но не высыхать.

Подвести итог: “Все люди оберегают лягушек и мы тоже. Пусть чаще приходят к нам в гости. Мы их не обидим. Мы – добрые люди!”

Предложить детям перечислить сказки, в которых есть лягушка, рассказать какими чертами характера обладает каждая из них.

Для игры в группе (соревновательного характера) “Прыгни дальше всех моя лягушка!”

В уголок природы.

Подарки для детей младшей группы.

“Ракета”
Материал: образец ракеты; цветная бумага светлых тонов квадратной формы размером 20х20 см.
Рассказать детям о первом в мире запуске ракеты в открытый космос “Земля”, на борту, которого летел наш советский летчик – космонавт Ю.А.Гагарин. Рассмотреть с детьми иллюстрации по книге “Наши праздники”.

Дать возможность детям рассказать о Гагарине и о космосе. Дополняя рассказ детей, воспитатель делает вывод, что Гагарин не просто облетел весь земной шар, но и сделал великое открытие для науки. Для того, чтобы ракета смогла полететь в космос, многим людям пришлось хорошенько потрудиться: инженеры делали чертежи, сталевар варил сталь для ракеты, ученые готовили приборы. Только после тщательной проверки ракета полетела в космос.

Предварительная работа:

Предложить детям рассмотреть иллюстрации, картинки с изображением различных видов воздушных шаров, аэростатов.

Рассказать детям, что люди раньше завидовали летающим птицам, хотели тоже полететь. Потом решили смастерить воздушные шары, аэростаты, а позже и ракету.

Направлять внимание детей на то, чтобы они добивались большей выразительности поделки.

Во время работы вместе с детьми уточнить последовательность работы.

Воспитать в детях мужество, смелость, храбрость, честность, быть достойным гражданином России.

Для оформления уголка на патриотическую тему.

Для оформления стенгазеты на тему:

“12 Апрель – день Космонавтики”.

Для проведения игры соревновательного характера “Космонавты”

“Мечеть”
Материал: образец здания мечети; цветная бумага ярких тонов, квадратной формы, размером 22х22см.; ножницы для вырезания оформительных деталей; клей с кистью.
Вспомнить с детьми, что они видели во время экскурсии к строящейся мечети.

Дать возможность детям рассказать о ней. Дополнить ребенка рассказом воспитателя о роли мечети в жизни человека.

Учить детей из бумаги создать образ здания – мечети. Определить, что общего у обычного дома с мечетью, и чем они отличаются.

Закрепить умение придумывать украшающие детали, а затем оформить поделку в цвете, добиваясь наиболее интересного решения.

Совершенствовать навыки и умения детей работу бумагой.

Развивать эстетические чувства, творческое воображение.

Для пополнения комплекта настольного театра.

На выставку детских работ, на тему: “Умелые руки”.

Май “Двойной квадрат” (базовая форма)

Материал: белая бумага квадратной формы размером 20х20 см.; Образец двойного квадрата.

Учить детей складывать “двойной квадрат” из бумаги.
  1. Предложить детям самостоятельно сложить большой квадрат одной стороной к противоположной стороне, совмещая углы; и другую сторону точно также.
  2. Сложить большой квадрат по диагонали.
  3. Вогнуть противоположные углы внутрь.

Получится базовая форма “двойной квадрат”.

Предупредить детей, что дальнейшие изготовления поделок начнутся со сложения “двойного квадрата”.

Закрепить умение сгибать бумагу, четко проглаживая сгибы.

Вызвать желание самостоятельно работать с бумагой.

Домашнее задание:

Предложить детям дома самим научиться сложить “двойной квадрат”, опираясь на готовую поделку.

“Тюльпан”
Материал: образец цветка-тюльпана; цветная бумага ярких тонов квадратной формы, размером 14х14 см.; цветная бумага коричневого цвета – для ствола, зеленого – для листиков; ножницы; клей с кистью; салфетки.
Закрепить представления детей о растительном мире. Знакомить детей с цветком – тюльпаном.

Закрепить представление о строении цветка: стебель, листья цветы.

Предварительная работа:

Провести экскурсию на участок – у цветочной клумбы. Обратить внимание детей как среди зелени распустился красивый цветок. Какого он цвета? Как называется этот цветок?

Этот цветок называется тюльпан. Предложить детям показать на клумбе еще тюльпаны; назвать цвет каждого тюльпана.

Видите, какие они нежные, их рвать нельзя. Ими только любуются.

Подвести детей к тому, что цветам, как и человеку необходим уход.

“Чтобы они всегда улыбались солнышку, нам нужно ухаживать за ними – поливать”.

Продолжать учить детей складывать фигуры из “двойного квадрата”.

Совершенствовать координацию движений рук. Приучать добиваться отчетливой формы цветка, развивать эстетические чувства.

Предложить детям создать букет из готовых цветов.

Возложить к памятнику “Неизвестному солдату”.

Для оформления зала к празднику “9 Мая”.

“Надувной журавлик”
Материал: образец надувного журавлика; белая бумага квадратной формы размером 22х22 см.; фломастеры для закрашивания клюва и нанесения глаз.
Рассказать детям историю возрождения искусства оригами. О страшной трагедии произошедшей 6 августа 1945 года, когда “люди” решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор Хиросиме. И что именно тога среди детей, обреченных на гибель возникло поверие о свободной птице, символе жизни – Журавлике.

Рассказать о том, что дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, останутся живы.

Воспитывать в детях чувства уважения и любви к ближнему.

Приучать добиваться выразительности поделки, используя новые способы сгибания бумаги.

Разбудить в детях радость от собственного труда.

Для создания в группе композиции “Белые журавли”.

Для оформления уголка природы.

Сувениры для дедушек – ветеранов ВОВ.

“Летающий журавлик”
Материал: образец летающего журавлика; белая бумага квадратной формы размером 20х20 см.;

Фломастеры для закрашивания клюва и нанесения глаз.

Прочитать детям слова к песне “Журавли” на аварском языке, автором которых является великий поэт Расул Гамзатов.

Раскрыть значение этих слов. Объяснить, что журавлями являются погибшие во время войны солдаты (они летят над нами и подают нам голоса).

Мы всегда должны помнить о них, чтить их память.

Способствовать формированию правильного отношения к птицам:

  • нельзя разорять гнезда;
  • нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов (мама – птица позаботится о них);
  • нельзя убивать птиц: они не только способны доставлять нам радость, но и необходимы природе.
Для пополнения комплекта композиции “Белые журавли”.

Сделать подарок родителям, ветеранам ВОВ.

Создать журавлиный клин у мемориальной доски погибшим солдатам.

Создать в группе, в зале выставку детских работ под названием “Умелые руки”.