Интегрированное занятие в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Программное содержание:

  • Учить детей замечать красивое в природе и в пейзажной живописи выделять цвет как средство выразительности. Активизировать словарь: жаркая, золотая, пышная. Формировать умение эмоционально откликаться на произведение.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за признаками осени в природе в нашем дылымском лесу. Выучить стихотворение “Осень” поэтессы Халимат Каримовой. Прослушать “Мелодию осени”, на музыку Марижат Абдулазизовой. Пригласить местного художника Исрапа Булатханова.

Методические приемы:

  • На фоне музыки Абдулазизовой Марижат “Мелодия осени”, ребенок читает стихотворение Халимат Каримовой “Осень”. Вспомнить с детьми какое время года называют осенью, назвать признаки осени. Предоставить слово художнику Исрапу Булатханову. Задавать вопросы к детям, вызвать эмоциональный отклик в душе детей, желание самим показать красоту своего родного края.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение Х. Каримовой “Осень”

Воспитатель: Дети, у каждого из нас своя осень. Свое отношение к осени поэты, и писатели выражают через слово. Художники используют цвет, линию, форму. Композиторы с помощью нот рассказывают о своих чувствах. Как бы вы поделились своими чувствами о красоте окружающей осени?

(Воспитатель на выбор предлагает творческие задания; нарисовать осенний пейзаж красками или карандашами, придумать небольшой рассказ, сочинить осеннюю мелодию)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эту картину “Золотая осень” так назвал свою картину наш художник Исрап Булатханов. У каждого времени года – свои любимые краски. Есть они и у осени. Что это за краски? Посмотрите на картину и скажите, какого цвета краски использовал художник?

Ребенок: Любимые цвета осени это желтая и золотая.

(Дети рисуют цвета осени.)

Воспитатель: Дети, а теперь закройте глаза и представьте себе осеннюю картину: туча закрыла небо, дует ветер, кажется, что они плачут. Что вы почувствовали? Чего вам захотелось?

Дети: Нам захотелось тепла, солнца.

(Разделившись на три подгруппы, дети выполняют творческие задания. Воспитатель внимательно наблюдает за работой детей)

Воспитатель: Аят, пожалуйста, что ты приготовила?

Аят: Сейчас октябрь – второй месяц осени, всего их три: сентябрь, октябрь, ноябрь. Сентябрь – ранняя осень, когда еще тепло и не пожелтела трава. Люди убирают урожай, собирают ягоды.

Воспитатель: Молодец, Аят, хороший ответ. Пожалуйста, Мага, что ты приготовил?

Магомед: “Летний день – год кормит” – говорят в народе. Это можно сказать и о сентябре. “День сентября – год кормит”.

Воспитатель: Молодец, Магомед. Хорошую пословицу придумал.

(Слушают осеннюю песню Марижат Абдулазизовой)

Воспитатель: Послушайте, как плавно льется нежная мелодия. Мелодию можно исполнить на фортепьяно. Вот из верхнего регистра она переходит в более низкий, принося в музыку нотки грусти, печали. Попробуйте передать рисунок мелодии, с помощью рук.

(Дети рисуют “мелодию” руками, передавая характер мелодии плавными, пластичными движениями.)

Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь слышите? – Характер мелодии меняется, будто ветерок повеял своим свежим дыханием. Как вы думаете почему?

Барият: Быть может, это солнце выглянуло из-за осенних туч и засветило совсем не по-осеннему – тепло и ярко?

Воспитатель: Прочитайте стихотворение Халимат Каримовой “Осень”. Вслушайтесь в звучание слов.

При анализе подчеркнуть их красоту, рассказать детям о том, что надо беречь, охранять окружающую природу. Отобрать лучшие рисунки детей и украсить ими помещение.

В конце слово предоставляется художнику Исрапу Булатханову.