Цели урока
Образовательные:
- повторить и закрепить правило умножения одночлена на многочлен;
- повторить и закрепить правило вынесения общего множителя за скобки;
- изучить способ разложения на множители с помощью группировки;
- закрепить полученные знания с помощью простейших упражнений.
Развивающие:
- познакомить учащихся с историческим материалом (фрагменты биографии Эйлера);
- использовать полученные знания и умения для решения кроссворда;
- применение способа группировки для вычисления числовых выражений и для решения уравнений.
Воспитательные:
- развитие внимания и аккуратности;
- умение слушать и анализировать выступления одноклассников.
Оборудование
- доска, мел, экран;
- сканер для проверки домашней работы;
- мультимедийный проектор и ноутбук.
Дидактические средства
- карточки на печатной основе;
- Алгебра: Учебник для 7 кл. ср.шк./ Ю.Н. Макарычев -М.: Просвещение,2005;
- Компьютерная презентация, созданная с использованием материалов Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" Филимоновой Ирины Владимировны.
Тип урока: объяснение и закрепление нового материала (первый урок по данной теме).
Ход урока
I. Оргмомент
Проверьте, все ли приготовили к уроку: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, дневник.
Запишите новое домашнее задание: № 757, № 763, № 769, п. 29.
II. Проверка домашнего задания
На доске записать решение № 738(б, в) и № 781(а) - 2 ученика;
В это время с помощью проектора проверяем заранее отсканированные № 738(а, г) и № 743.
Вопросы отвечающим: что такое одночлен, что называется многочленом, как умножить одночлен на многочлен, как умножить многочлен на многочлен.
Оцените себя. <Слайд 2>
III. Объяснение нового материала
Что мы сделали в последнем действии № 743? (Разложили на множители)
Что для этого сделали? (Вынесли общий множитель за скобки)
Этот множитель может быть любым. (Работа с ЗЕЛЕНОЙ карточкой)
- 18а +ха = а(18+х)
- 18(а+b)+ x(а+b)= (а+b)(18+x)
Сравните знакомый слайд < Слайд 3> с новым: < Слайд 4>
Для разложения на множители мы сгруппировали по два одночлена и вынесли в каждой группировке общий множитель за скобки. < Слайд 5>
Потренируемся на примерах. (Учитель пишет на доске)
- x(b+c)+ 3b+3c
- mx+my+6x+6y
- xy+2y - 2x - 4
IV. Первичное закрепление
Решение № 755(б, в), № 756(б, в) на доске (по очереди выходят решать 4 ученика)
- y(a-c)+5a - 5c
- p(c- d)+q - p
- 9x+ay+9y+ax
- 7a - 7b + an - bn
V. Исторический экскурс (Презентация) < Слайды 6 - 11>
Известный математик (1707 - 1783 гг.) родился в Швейцарии. В 1727 г. двадцатилетним юношей он был приглашен в Петербургскую Академию наук. Этот математик был соратником Ломоносова. В Петербурге он попадает в круг выдающихся ученых математиков, физиков, астрономов, получает широкую возможность для создания и издания своих трудов (их у него было более 800, и заняли они 72 тома). Среди его работ - первые учебники по решению уравнений. Старшеклассники учатся по учебникам, прообразы которых создал этот ученый. Его считают великим учителем математики. Последние в научном мире он работал слепым, но продолжал работать, диктовал труды своим ученикам. Однако в научном мире он больше известен как физик, который построил точную теорию движения луны с учетом притяжения не только Земли, но и Солнца.
Фамилию этого ученого вы узнаете, если правильно решите следующие пять заданий : разложите на множители способом группировки (Ученики решают эти задания, находят буквы в таблице результатов. Читают слово: Эйлер). < Слайд 12>
Устали? Вот интересное задание. Расшифруйте ребус. < Слайд 16>
VI. А теперь применим способ группировки для вычисления числовых выражений.
< Слайд 13>
< Слайд 14>
Не забудьте поставить себе оценку в оценочный лист.
VII. (Второй урок) Закрепление полученных знаний.
< Слайд 15>
Решение №758 и 761 на доске с подробными комментариями.
VIII. Решение текстовой задачи на повторение.
№ 767
Число коров в стаде | Удой от 1 коровы | Удой от стада | |
Было | х | 12,8 л | 12,8 х л |
Стало | х+60 | 15 л | 15 (х+60) л |
По условию задачи известно, что удой от стада увеличился на 1340 л, поэтому составляем уравнение:
15(х+60) - 12,8 х = 1340;
15х +900 - 12,8х = 1340;
2,2х = 1340 - 900;
2,2х = 440;
х = 200.
Тогда 200+60 = 260 (коров)
Ответ: в стаде стало 260 коров.
Оцените себя:
- правильно составлено математическая модель задачи - 2 балла;
- правильно составлено уравнение - 1 балл;
- правильно решено уравнение - 2 балла;
- выполнено следующее действие после уравнения - 1 балл.
IX. Подведение итогов.
- Что сегодня на уроке мы повторили?
- Что вы для себя усвоили?
- Чему научились?
- Отметьте в оценочной карточке ваше отношение к
уроку:
- Я доволен уроком, мне очень понравилось.
- Мне понравилось на уроке, но в моих знаниях есть пробелы.
- Урок прошел для меня даром, ни чего нового я на нем не узнал. Все, это я знаю.
- Я не доволен уроком, ничего не понял и как решать примеры я не знаю.