Учитель - творческая профессия. Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.
Для проведения факультатива по москвоведению я выбрала такую форму, как игра. Игра относиться к активным формам учебного занятия. Очень важно создать во время такого занятия у ребят "игровое" состояние, т.е. эмоциональное отношение к изучаемой действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого учащегося личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую тему.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому игра на факультативном занятии является одной из форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только творческую работу учащихся, но и повседневное изучение материала.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного учащегося информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили и разнообразили поток получаемой подростками информации. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. А развить подобные умения поможет игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игры развивают память учащихся, а также, что немаловажно, позволяют гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счёт чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
С учетом этого предлагаю вашему вниманию подготовленную мной методическую разработку проведения факультативного занятия в форме интеллектуальной игры по москвоведению по теме: "Транспорт города Москвы".
1. Планирование учебного занятия
1. Предмет: москвоведение.
2. Вид занятия: факультатив.
3. Тип занятия: урок применения знаний, умений и навыков.
4. Цели и задачи:
- продолжить знакомить учащихся с современными особенностями жизни нашего города и углубить знания ребят об истории развития транспорта в Москве;
- вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и интересе к истории Москвы;
- проявление способностей, интеллектуального и творческого потенциала;
- расширение кругозора в различных областях науки, техники, искусства, литературы, развитие интереса к ним;
- повышение уверенности в себе, своих знаниях;
- воспитание уважения к истории России и других стран.
5. Порядок проведения занятия:
1). Изложение нового материала
№ | Узловые вопросы, тема и порядок изложения вопросов | Использование наглядности, ТСО и прогрессивных форм обучения |
1 | Мотивация учебной деятельности: цели и задачи урока. | Записи на доске. |
2 | Объяснение правил проведения урока-игры. | Деление группы на команды. |
3 | Проведение игры. | Проведение игры с использованием нарисованной на доске таблицы с темами вопросов. |
2). Закрепление материала проводится поэтапно.
3). Подведение итогов урока:
- обсуждение полученных знаний об истории развития транспорта в Москве;
- заключительное слово преподавателя: подведение итогов игры, объявление победителей, выставление оценок.
4). Домашнее задание:
- работа с текстом учебника.
5). Индивидуальные задания учащимся:
- подобрать материалы из СМИ по теме;
- выразить свое отношение к проблеме общественного транспорта в Москве с помощью изобразительных средств.
2. Ход урока
1. Работа по теме урока:
1). Учитель сообщает тему урока и предлагает учащимся принять участие в игре.
2). Учитель напоминает правила и предлагает разделиться на команды.
2. Проводится игра (она напоминает знакомую всем телеигру "Своя Игра"), текст вопросов и ответов дан в приложении.
3. Итоги урока:
1) Подведение итогов урока:
- обсуждение полученных знаний об истории развития транспорта в Москве;
- заключительное слово преподавателя: подведение итогов игры, объявление победителей, выставление оценок.
2) Домашнее задание:
- работа с текстом учебника.
3) Индивидуальные задания учащимся:
- подобрать материалы из СМИ по теме;
- выразить свое отношение к проблеме общественного транспорта в Москве с помощью изобразительных средств.
Таблица, написанная на доске.
Тема: | |||||
"Наземный транспорт Москвы" | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
"Это интересно!" | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
"Метро в цифрах" | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
"Именно столько в метро:" | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
"Как правильно написать?" | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
"МКАД" | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Правила игры.
Весь класс разделен на три команды, по рядам. Представители команд по очереди выходят к доске, выбирают тему и стоимость вопроса. Если отвечают правильно, то им записывается выигранные баллы, если не правильно, то ничего не записывается. Среди вопросов есть цифровые вопросы - это так называемые "коты в мешке". Отвечающий говорит ответ, а следующая команда должна сказать, согласны они или "больше" или "меньше". Если ответ был правильным и следующая команда согласилась, то баллы пишутся обеим командам, а если ответ неправильный, то никому.
После того, как закончатся вопросы, подводятся итоги - объявляются заработанные баллы. На эти баллы команды играют "Свою игру". Команды делают ставки в пределах заработанной суммы. Читается общий вопрос. Команды обсуждают и пишут ответ на заранее подготовленных плакатах. Затем по очереди зачитывают ответ.
Вопросы и ответы для преподавателя.
Тема: "Наземный транспорт Москвы"
10. Какой наземный вид транспорта удерживает первенство по объемам пассажирских перевозок? (Автобус, около трети всех перевозок.)
20.Что появилось раньше в Москве, автобус или троллейбус? (В 1924 году - первая автобусная линия, а в 1933 году - троллейбусная линия.)
30. До 1913 года в Москве ходили "конки". Что это за транспортное средство? (По рельсам ездил вагончик, запряженный двумя лошадьми.)
40. В 19 веке все извозчики делились на "ломовых", "лихачей" и "Ванек". Чем Ваньки отличались от лихачей? (У лихачей были лучшие лошади и отличные повозки, а Ваньки, как правило, приезжали из деревни на заработки в город зимой, когда уже убран урожай.)
50. В 19 веке все извозчики делились на "ломовых", "лихачей" и "Ванек". Кто такой ломовой извозчик? (Ломовые извозчики осуществляли грузовые перевозки.)
Тема: "Это интересно!"
10. Какое место занимает Московское метро в мире по интенсивности, надежности и объемам перевозки? (Первое)
20. Инженер, придумавший этот проект, называл его "внеуличной железной дорогой", духовенство окрестило его "греховной мечтой", а Государственная дума - "пустой затеей", отвергнутый в 1902 году, он осуществился 33 года спустя. (Инженер Балинский предложил проект метрополитена в Москве.)
30. Название этого вида транспорта в переводе означает "столичный". (Метрополитен по-гречески метер полис - мать городов, столица)
40. Первый из известных проектов московского метро был эскизно разработан в 1901 году. В 1902 году инженер П.И.Балинский предложил этот проект. А проходила ли предполагаемая линия метро по Красной площади? (Первый из известных проектов московского метро был эскизно разработан в 1901 году. В 1902 году инженер П.И.Балинский предложил проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой (ныне площадь Белорусского вокзала) подземной линией, а через Красную площадь и у Пушкинской площади поезда намечалось пустить по эстакаде.)
50. В 1907 году 2сентября в Московских газетах было опубликовано объявление: "Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Такса по соглашению". А в 1925 году их уже было 16. О каком виде транспорта идет речь? (Первое такси)
Тема: "Метро в цифрах"
10. Сколько линий на Московском метрополитене? (12 линий)
20. Какое место в мире занимает московский метрополитен по площади? (5 место)
30. Какова средняя скорость поездов на московском метрополитене? (42 км в час)
40. Сколько ДЕПО на метрополитене? (15 ДЕПО)
50. Какова протяженность московского метро? (278,8 км)
Тема: "Именно столько в метро:"
10. Именно столько составов формируется ежедневно в метро. (500 составов)
20. Именно столько раз за сутки в метро обновляется воздух. (4 раза)
30. Именно столько вольт проходит по контактному рельсу в метро. (825 вольт)
40. Именно столько станций в московском метрополитене. (172 станции)
50. Именно столько лет московскому метрополитену. (75 года)
Тема: "Как правильно написать?"
10. Напишите правильно слово "магистраль".
20. Напишите правильно слово "извозчик".
30. Напишите правильно слово "дилижанс".
40. Напишите правильно слово "трамвай".
50. Напишите правильно слово "троллейбус".
Тема: "МКАД"
10. Расшифруйте МКАД. (Московская кольцевая автомобильная дорога.)
20. Строительство МКАД началось в 1956г., в 1960 или в 1961 году? (1056 г.)
30. Движение по МКАД открыто в 1961г., в 1962г. или в 1964 году? (1962г.)
40. Протяженность МКАД - 100 км, 108,9 км или 115,5 км? (108,9км)
50. Рекорд прохождения МКАД - 38 минут, 48 минут или 58 минут? (Неизвестный, в ночное время - 58 минут.)
Своя игра
Комплекс на Поклонной горе, посвященный 50-летию Победы, считается крупнейшим сооружением в память о Великой Отечественной войне. Однако в Москве существует еще один, намного больший по размерам, комплекс, который был построен еще в 1950-1954 годах и посвящен тому же - победе советского народа в войне. О его существовании знают все, но об этом посвящении - мало кто. А между тем по своим художественным достоинствам он не уступает комплексу на Поклонной горе, хотя главная его функция чисто утилитарная. Что же это? (Это кольцевая линия метро.)