Цель: познакомить детей с содержанием рассказа, дать представление о творчестве Э.Грига.
Задачи:
- Развивать речь, внимание учащихся;
- Совершенствовать навык выразительного чтения;
- Воспитывать любовь к музыке;
- Способствовать расширению кругозора учащихся.
Оборудование к уроку:
- у учителя и учащихся – учебники по литературному чтению “Любимые страницы”, часть 2 (автор: Кубасова О.)
- у учителя – презентация с использованием программы Microsoft Power Point (показ через мультимедийное оборудование).
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Ход урока
№ слайда | Содержание слайда | Комментарии к слайду | Примечания |
1. | “Любимые страницы. Урок литературного чтения в 4В классе. 27 ноября 2006 года” | Звучит музыка Э. Грига “Утреннее настроение”. | по щелчку начинает звучать музыка и появляются слова |
2. | Виды Норвегии. | Под музыку. | по щелчку появляются фотографии (5 шт.), к концу уменьшается громкость музыки |
3. | Э.Григ (портрет) | – Прекрасная музыка, не так ли? Знакома
ли вам она? Кто её автор? (ответы детей) – Эдвард Григ – норвежский композитор. |
по щелчку – пустой экран по щелчку – портрет |
4. | Карта Норвегии и виды Норвегии | – Норвегия находится на востоке и северо-востоке Скандинавского полуострова. Это горная страна, знаменитая своими лесами, реками, озёрами, фьордами. | по щелчку – смена слайда, по щелчку – показ. |
5. | Берген | Григ Эдвард родился 15 июня 1843 года в
Бергене. В возрасте шести лет Эдвард начал заниматься музыкой с матерью. По совету знаменитого норвежского скрипача У. Булля пятнадцатилетнего Грига отправили учиться в Лейпцигскую консерваторию. Большее значение имело знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р. Нурдроком (1842–1866), состоявшееся в 1863, после возвращения из Германии. |
по щелчку – смена слайда, по щелчку – показ. |
6. | Дом Э.Грига | В 1885 году Григ поселился в “Трольхаугене” – прекрасной загородной вилле под Бергеном, которую покидал только во время концертных поездок. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением как за рубежом, так и в родной стране. В 1898 году Григ организовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фестиваль, имевший большой успех. Смерть Грига 4 сентября 1907 оплакивала вся Норвегия. Его останки были захоронены в скале недалеко от любимого дома композитора. | по щелчку – смена слайда, по щелчку – показ. |
7. | К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками” |
– Как странно: урок литературного
чтения, а мы с вами говорим о композиторе и его
музыке. Для меня музыка всегда – тайна, особенно
интересно узнать: что же вдохновило композитора
для написания музыки. Сегодня на уроке у нас с вами есть возможность узнать чуть больше о творчестве Эдварда Грига, приоткрыть тайну создания его музыки. Поможет нам в этом рассказ К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками”. |
по щелчку – смена слайда, пустой экран по щелчку – портрет и надпись |
8. | Рассказы К.Г. Паустовского колечко –“Стальное колечко” кипрей – “Заботливый цветок” заяц – “Заячьи лапы” барсук – “Барсучий нос” |
– Нам уже хорошо знакомо имя
Паустовского. О чём пишет Паустовский чаще всего? Давайте вспомним, какие рассказы этого автора мы уже читали. – Сейчас на экране будут появляться герои и предметы из рассказов Паустовского. Вы должны вспомнить название рассказа. Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым, светлым, трепетным чувством любви к природе родной земли, к скромному среднерусскому пейзажу. Паустовский бывал в Англии, Италии, Франции. Его восхищали люди этих стран, музеи, искусство, архитектура. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира. Рассказ, с которым мы сегодня начнём знакомиться, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э.Грига. |
по щелчку – смена слайда, по щелчку – рисунок обложки книги и надпись по щелчку – рисунок, по щелчку (после ответов детей) – название рассказа |
9. | Откройте учебники на стр.66. Иллюстрация к 1 части |
Первую часть текста читают заранее подготовленные дети. | по щелчку, далее во время чтения по щелчку появляется рисунок |
10. | Иллюстрация ко 2 части. | Вторую часть рассказа читает учитель. | во время чтения по щелчку появляется рисунок |
11. | Встреча Дагни иГрига | – Что больше всего взволновало вас при
чтении рассказа? – Откройте первую часть. Какое важное событие описано в ней? – Где происходит действие? – Что делал в лесу Э.Григ? – С какой целью отправилась дочь лесника в лес? – Чем привлекла к себе внимание Грига Дагни? – Почему Григу захотелось сделать Дагни подарок? Почему именно такой подарок? – Как отнеслась Дагни к такому подарку? Почему Григ решил подарить музыку лет через 10? – Какой вам представляется Дагни, какие чувства она у вас вызывает? – Найдите описание леса, прочитайте про себя. Чем вам нравится это описание? |
по щелчку– смена слайда по щелчку– надпись и рисунок |
12. | Какие литературные приёмы использовал
Паустовский для описания осеннего леса? Олицетворение Сравнение |
Ответы детей: олицетворение, сравнение, с приведением примеров. | по щелчку– смена слайда, по щелчку– вопрос, по щелчку – определения |
13. | грибной лес весёлое эхо осенний наряд
Метафора – употребление слова в переносном значении. |
– Можно ли эти словосочетания отнести к
уже известным вам приёмам? – Может ли лес быть грибным? Что хотел сказать автор этим словосочетанием? Мы знакомимся с новым литературным приёмом – метафорой. – Какие сочетания слов, сравнения вам хотелось бы запомнить? – Для чего автор так поэтично описывает осень в лесу? Чьими глазами мы видим этот лес? |
по щелчку– смена слайда, по щелчку– словосочетания, по щелчку – определение |
14. | Музыка для Дагни. | – В какой обстановке творил Григ? На что
похож его дом? – О чём пишет Паустовский, как о живом, в этой части? – О чём повествует музыка Грига? – О чём думал Григ, сочиняя музыку для Дагни Педерсон? – Найдите строки, которые выражают главное настроение музыки для Дагни. – Кто был первым слушателем музыки? – Почему этих слушателей композитор ценил больше, чем посетителей концертов? – Взволновало ли вас описание музыки, данное Паустовским? – С какой стороны открылся вам писатель, о чём он хотел рассказать нам? – Каким главным чувством пронизан этот рассказ? – Какую главную мысль хотел донести до нас Паустовский? – Мы продолжим работу над этим произведением на следующем уроке, но есть ли строки, которые уже взволновали вас? |
по щелчку – смена слайда, по щелчку – надпись и рисунок по щелчку – рисунки |
15. | Задание на дом | – Дома вы перечитаете 1 и 2 части рассказа, подготовите их пересказ. | по щелчку– смена слайда, по щелчку – надпись |
16. | Драма “Пер Гюнт”, портрет Генриха Ибсена | – А сейчас я предлагаю вам снова окунуться в мир музыки Грига. Я предлагаю вам послушать музыку к драме Генриха Ибсена “Пер Гюнт”. | по щелчку – смена слайда, по щелчку – надпись и портрет |
17. | Иллюстрации “Пер Гюнт и тролли”, “Сольвейг”, надпись “Песня Сольвейг” | – Пер Гюнт – простой деревенский парень. Это бесстрашный юноша, но насмешливый и эгоистичный. Однажды он встречает светловолосую девушку – Сольвейг, что обозначает “солнечный путь”. Пер не скрывает восхищения ею. Но он должен заслужить её любовь. Ему предстоят долгие годы странствий и испытаний, и он просит Сольвейг, чтобы она ждала его. И Сольвейг обещает дождаться. Итак, “Песня Сольвейг”. | по щелчку – смена слайда, по щелчкам – рисунки и надпись |
18. | Иллюстрации (портрет Э.Грига на марке, портрет Сольвейг, дом Сольвейг летом и зимой) | Звучит “Песня Сольвейг” | по щелчку – смена слайда, по щелчку – начинает звучать музыка, по щелчку появляются рисунки |
19. | Виды Норвегии | Звучит “Песня Сольвейг” | по щелчку – смена слайда и показ фотографий (3 шт.) |
20. | Виды Норвегии | Звучит “Песня Сольвейг” | по щелчку – смена слайда и показ фотографий (7 шт.) |
21. | Виды Норвегии | Звучит “Песня Сольвейг” – Наш урок заканчивается. – Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего урока? – С каким настроением вы уйдёте с этого урока? – Я благодарю вас за хорошую работу. (Оценки за урок.) |
по щелчку – смена слайда и показ фотографий (3 шт.), к концу уменьшается громкость музыки |