Задачи:
- продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Австралии;
- сформировать у учащихся представления об уникальном мире живой природы Австралии;
- познакомить учащихся с представителями растительного и животного мира Австралии;
- продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками географической информации.
Оборудование: физическая карта, климатическая карта, карта природных зон Австралии, мультимедийная презентация (Приложение 1), выставка книг.
Предварительная работа: подготовка учащимися сообщений о представителях животного и растительного мира Австралии. (Приложение 2)
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ
Форма проведения: урок-путешествие
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Учитель: Я хотела бы начать наш урок словами Жака Паганеля, героя книги Ж. Верна “Дети капитана Гранта”.
“А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всём земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит учёных всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями как какое-то гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днём всё больше и больше высыхают; где нет влаги ни воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где каменные плиты тают от дождя; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы,…, что заставило учёных выделить их в особый класс птицезверей; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины … Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!” <Слайд 1. Приложение 1>
– Ведь во многом Австралия, и вправду, самый …
материк.
– А вот самый … Какой?
Ученик: Самый маленький по площади материк Земли. Площадь Австралии с Океанией составляет 9 млн. км2.
– Самый сухой материк: ведь большую часть территории Австралии занимают тропические пустыни.
– Самый удалённый материк, именно поэтому Австралия была открыта позже других материков.
– Самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира: ведь там обитают многие виды животных и растений, которых не встретишь больше нигде на земном шаре. <Слайд 2>
Учитель: Ребята, а вы знаете, животных и растения, о которых говорил Жак Паганель?
– Чтобы узнать, как можно больше сведений об органическом мире Австралии, нам необходимо совершить путешествие из России в Австралию.
– Путешественнику, задумавшему преодолеть расстояние от Москвы до Австралии 100–200 лет тому назад, потребовалось бы от 7 месяцев до 1 года. В наше время от Москвы до Сиднея на реактивном самолёте долетаешь за 40 часов с пересадками в Дели, Сингапуре. Но, у нас нет 40 часов в нашем распоряжении всего 40 минут, за которые мы должны не только долететь до Австралии, но и изучить её органический мир. А поможет нам совершить это виртуальное путешествие ПК.
– Ну вот, мы уже и в Австралии. А чтобы ничего не забыть, мы будем вести путевой дневник в виде таблицы. <Слайд 3>
Характеристика природных зон Австралии
Природная зона | Географическое положение | Климат | Растения | Животные |
– Австралийцы – очень дружелюбные и гостеприимные люди, которые очень любят свою родину. Стоит иностранцу сойти с траппа самолёта, как ему тотчас говорят: “Австралия – самая лучшая страна в мире”.
– Ребята, давайте порадуем австралийцев своими знаниями об их материке и поиграем с ними в игру “Третий лишний”.
– Объясните принцип группировки объектов и найдите среди них лишний. <Слайд 4. Приложение 1>
Задания к игре “Третий лишний”
Дж. Кук, Д. Ливингстон, А. Тасман.
Большой Австралийский, Карпентария, Торресов.
Арнемленд, Кейп-Йорк, Бассов.
Большой Водораздельный, Центральная,
Юго-Западное.
– Нанесите данные географические объекты
на контурную карту Австралии.
– Молодцы, ребята, вы справились с заданием
местных жителей.
Учитель: Растительный мир Австралии чрезвычайно своеобразен. Из 12000 растений более 9000 (75%) встречаются только на этом материке. Австралийцы проявляют достаточную заботу о своём растительном богатстве, тщательно изучают и охраняют его. В каждом крупном городе Австралии есть свой ботанический сад, в котором представлены все представители флоры окружающих территорий. Полон всевозможных ботанических редкостей знаменитый сад Мельбурна. На месте естественного леса создан ботанический сад Канберры. Самый старый в Австралии ботанический сад Сиднея, он содержит особенно богатую коллекцию тропических растений. Каждый штат Австралийского Союза имеет свою ботаническую эмблему. <Слайд 5>
– Наш самолёт приземлился в аэропорту Сиднея, и мы отправляемся в ботанический сад, чтобы изучить флору Австралии.
– По карте “Природные зоны Австралии” определите, в какой природной зоне находится Сидней?
Ученик: Сидней расположен в зоне переменно-влажных лесов. Зона лесов протянулась узкой полосой вдоль восточного побережья Австралии между Большим Водораздельным хребтом и Тихим океаном. Ботанический сад Сиднея расположен в южной части лесной зоны.
Учитель: Каковы климатические условия распространения переменно-влажных лесов на материке?
Ученик: – На этой территории выпадает больше всего осадков, 1000-2000мм в год. Она находится в зоне морского тропического и субтропического климата. <Слайд 6.1>
Учитель: Здесь растут светлые эвкалиптовые леса с зелёным ковром густой травы.
Широко распространена в переменно-влажных лесах казуарина с узловатым стволом и игольчатой листвой, акации и скипидарное дерево.
Кустарниковый ярус – отличительный признак жестколистных лесов. Кустарники обычно цветут весной. В это время цветёт телопея с темно-красными цветками размером около 13см, банксия, гревилея, борония. <Слайды 7, 8, 9.>
Ученик: сообщение об эвкалипте <Приложение 2>
Учитель: Каковы же особенности флоры жестколистных лесов.
Ученик: Деревья жестколистных лесов имеют прямые стройные стволы, твёрдую кору, длинные узкие (игольчатые) листья и крупные яркие цветки.
Учитель: При продвижении на северо-восток по территории переменно-влажных лесов происходит смена эвкалиптовых лесов на влажные (дождевые) тропические леса.
– Почему происходит смена растительности?
– В каких климатических условиях находится
северо-восток лесной зоны?
Ученик: Северо-восточная часть переменно-влажных лесов находится во влажном субэкваториальном климате, где количество осадков возрастает до 3000мм.
Учитель: Деревья в дождевом тропическом лесу высотой 40-50м растут так близко друг к другу, что их листва образует плотный полог. Внутри леса всегда густая тень и очень высокая влажность. Здесь распространены различные виды пальм, фикусов, папоротникообразных, лишайников, орхидей. Также растут сосна каури, араукария, красный кедр, австралийский орех и многие другие деревья. Самое интересное дерево дождевых лесов – баньян. Шатёр тропического леса перевит множеством лиан. Основные вьющиеся растения: бобовая энтанда, лонхокарпус, ротанг. Между деревьями заполняют пространство папоротники: олений рог и лосиный рог. <Слайд 10>
– Каковы же особенности растений дождевых тропических лесов?
Ученик: Деревья тропических дождевых лесов имеют прямые стволы, тонкую кору, большие тёмно-зелёные листья разной формы, мелкие неяркие цветки.
Учитель При продвижении севера на юг вдоль материка, как вы уже заметили, смена природных зон не произошла. Значит, на этом удивительном материке не действует закон широтной зональности.
– Попробуем изменить свой маршрут, и будем
двигаться с востока на запад по Южному тропику.
– Какая природная зона сменяет зону
переменно-влажных лесов?
Ученик: Области переменно-влажных лесов сменяют австралийские саванны. <Слайд 11>
Учитель: Здесь деревья разбросаны в одиночку. К эвкалиптам примешиваются различные виды акаций, казуарины, а на западе австралийских саванн встречается своеобразное “бутылочное дерево”, имеющее толстый ствол, в тканях которого накапливается вода. Своеобразный облик имеют травяные деревья, которые обычно чуть выше человеческого роста. У них есть прямой и достаточно толстый ствол, на верхушке которого рыхлая копна из узких, как у злаков, длинных листьев, которые торчат во все стороны. Ствол, как у дерева, а листья, как у травы, – отсюда, и название “травяные деревья”. <Слайды 12, 13.>
– Каковы особенности растительного мира саванн?
Ученик: У растений австралийских саванн твердая кора, толстый ствол, длинные мощные корни, узкие мелкие листья.
Учитель: Ближе к центру материка саванны переходят в полупустыни, покрытые зарослями скрэба, состоящими из колючих, густо переплетающихся кустарников. Скрэб в основном состоит из низкорослых видов эвкалиптов. Заросли имеют мертвенный сизо-зелёный цвет. Почва под скрэбом покрыта редкими пучками сухолюбивых злаков. В полупустынных областях Австралии встречается так называемый мульга-скрэб, состоящий из зарослей колючих акаций, достигающих 4м высоты. <Слайды 14, 15.>
– Мы, передвигаясь с востока на запад материка вдоль Южного тропика, находились в тропическом поясе, сухом и жарком.
– Каковы причины смены природных зон в Австралии?
Ученик: Растительный мир Австралии целиком зависит от количества выпадающих осадков. На западе Австралии выпадает от 250 до 500 мм осадков в год, в центре материка – менее 200мм, а в его восточной части – от 1000 до 2000мм в год.
Учитель: От чего зависит разница в количестве годовых осадков?
Ученик: Годовое количество осадков зависит от рельефа материка, его протяжённости с запада на восток, влияния океанов.
Учитель: Поэтому тропический пояс делится на климатические области: пустынные – с сухим климатом, образующимся под влиянием холодного течения, удалённости от океана и его ослабленным влиянием; морские – с влажным климатом, образующимся под воздействием тёплого Восточно-Австралийского течения Тихого океана.
– В каком типе климата Австралии, кроме тропического, выделяются климатические области?
Ученик: Субтропический климат материка имеет три климатических области: область средиземноморского климата, континентального и муссонного.
Учитель: В давние геологические времена Австралия была отрезана морем от других частей света. Изолированное положение этого материка обусловило особенности его животного мира. Австралия – “страна – убежище”, где сохранились такие виды животных, которых можно назвать живыми ископаемыми. Особенно интересны два вида яйцекладущих млекопитающих – утконос, живущий в переменно-влажных лесах Австралии, и ехидна, широко распространённая на материке. <Слайды 16, 17, 18. Приложение 1>
Ученик: сообщение об утконосе
<Приложение 2>
Ученик: сообщение о ехидне <Приложение 2>
Ученик: сообщение о коале <Приложение 2>.
<Слайды 19, 20.>
Учитель: В переменно-влажных лесах Австралии очень много птиц: попугаи какаду, райские птицы, лирохвосты. А также здесь обитают древесные кенгуру, сумчатые белки, сумчатые куницы. <Слайды 21 – 29>
– Определите по карте “ Природные зоны Австралии” представителей животного мира, населяющих саванны и полупустыни.
Ученик: Саванны и полупустыни Австралии населяют вомбаты, кенгуру, страусы эму, собаки динго, ящерицы и змеи. <Слайды 32 – 34.>
Ученик: сообщение о кенгуру <Приложение
2> <Слайд 30. Приложение 1>
Ученик: сообщение о собаке
динго<(Приложение 2><Слайд 31. Приложение >)
Учитель: Назовите характерные черты животного мира Австралии.
Ученик: В Австралии много сумчатых животных – 162 вида, нет копытных животных и обезьян, встречаются яйцекладущие млекопитающие. <Слайд 35.>
Учитель: Органический мир Австралии своеобразен и неповторим: 75% видов растений и 95% животных Австралии являются эндемиками, то есть больше нигде на Земле не встречаются.
– Любят австралийцы своих уникальных животных, заботясь об их сохранении. Под охраной государства находятся 85 территорий общей площадью36 тыс. км2, что составляет около 0,4 % площади материка. <Слайд 36. Приложение 1>
Внимание к животному миру проявляется даже в том, что некоторые его представители изображены на австралийских монетах: ехидна – на монете достоинством в 5 центов, птица-лирохвост – в 10, а утконос – в 20 центов. <Слайд 37. Приложение 1>
– Чрезвычайно популярные на материке страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны. Выбор этих животных не случаен: они как бы символизируют прогресс, движение вперёд, так как ни эму, ни кенгуру не могут пятиться назад. <Слайд 38. Приложение 1>
– Более существенным, однако, является то, что австралийцы приняли ряд законодательных мер по действительному спасению и охране своих редчайших животных: запретили их вывоз, содержание в неволе, ограничили или полностью запретили охоту на определённые виды животных. А ещё в 19 веке в Австралии был принят закон, запрещающий ввоз диких растений и животных на территорию Австралии.
– Привезённые в Австралию европейскими переселенцами млекопитающие нашли здесь благоприятные условия для размножения. Особенно катастрофично в Австралии размножаются кролики. Завезённые сюда в середине 19 века, они быстро распространились по всей стране и стали причинять вред сельскому хозяйству, поедая посевы и траву на пастбищах. Долгое время борьба с кроликами была одной из актуальных проблем. Их травили различными ядами, ограждали поля и пастбища проволочными изгородями, но это не помогало. Наконец, в 1954 году для борьбы с кроликами был предложен фильтрующий вирус. В течение нескольких месяцев до 98% кроликов, заражённых вирусом, погибло. Однако опасность возобновления кроличьего нашествия не миновала, так как оставшиеся в живых кролики приобрели иммунитет и передали его потомству.
– Растительность Австралии тоже испытала значительные изменения со времён её заселения европейскими переселенцами. Европейцы завезли сюда хлебные злаки, фруктовые деревья, тополя и другие растения. Некоторые из завезённых растений стали настоящим бичом страны. Например, кактусу (опунции) так “понравились” условия в Австралии, что он засорил и иссушил 20 млн. га плодородных земель. Долгое время не могли найти способов борьбы с кактусом, пока, наконец, в 1925 году на их заросли не выпустили более 3 млрд. гусениц южноамериканской бабочки кастобластус. За 15 лет маленький “хищник” почти полностью справился с кактусами. < Слайд 39.>
3. Закрепление изученного материала
– Каковы особенности размещения природных
зон в Австралии? Чем это объясняется?
– Почему в Австралии много эндемиков?
– Каковы характерные черты животного мира
Австралии?
– Как австралийцы показывают свою любовь к
органическому миру Австралии?
– Определите, каким животным и растениям
соответствуют приведённые определения.
4. Подведение итогов
– Вот и закончилось наше виртуальное путешествие по Австралии. Я надеюсь, что мне удалось познакомить вас с необыкновенной природой загадочной Австралии. А закончить наш урок я хотела бы стихотворением.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там расцветают в октябре сады,
Там наизнанку вывернутый год,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье…
Г. Усова
– На следующем уроке мы продолжим наше путешествие по Австралии.
<Слайд 40.>
5. Домашнее задание
– Составьте “Памятку туриста”,
отправляющегося в Австралию.
– Составьте кроссворды на тему “Природа
Австралии”.
– Подготовьте доклады о представителях
животного и растительного мира Австралии.