РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ: Электронные таблицы. Моделирование и формализация
ТЕМА УРОКА: Моделирование в среде табличного процессора
ЦЕЛИ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- организовать совместную учебную деятельность для формирования и развития исследовательских навыков учащихся;
- создать условия для освоения технологии моделирования в среде табличного процессора.
- научиться вносить данные в готовую таблицу;
- научиться выполнять изменение данных в таблице;
- познакомиться со строкой формул;
- научиться составлять табличные модели для конкретной задачи;
- научиться строить вычислительные таблицы типа «объект-объект» и «объект-свойства-объект» в электронных таблицах;
- научиться анализировать полученную информационную модель.
ЦЕЛИ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Учащиеся должны убедиться в том, что:
- Могут осознанно, самостоятельно делать свой выбор.
- Интеллектуальная собственность – это товар.
- Знание и творчество – залог успеха.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Учебная – систематизация и закрепление знаний учащихся по теме «Моделирование и формализация в электронных таблицах»;
- Развивающая – развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше запоминается то, что связано с преодолением препятствия), алгоритмического и логического мышления, творческой активности;
- Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.
ТИП УРОКА: урок закрепления и систематизации знаний, умений и навыков.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: деловая игра.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Компьютеры;
- Проектор;
- Карточки;
- Образцы таблицы;
- Шаблоны выступления;
- Оценочные листы;
- Лист для награждения.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: На доске слайды презентации (Приложение 1)
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент – 5 мин.
- Экономическая игра – 25 мин.
- Подведение итогов урока – 3 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
- Рефлексия – 5 мин.
ХОД УРОКА
1. Учитель погружает учеников в проблему:
Администрация города объявила конкурс предпринимателей, которые должны предложить проекты открытия магазина определенного профиля. Победитель получает 150 000 рублей для осуществления данного проекта, т.е. для погашения первоначальных затрат при открытии предприятия малого бизнеса
Для создания модели сделаем определенные допущения:
- имеется помещение для магазина, таким образом, аренду платить не надо;
- в течение первого года налоги платить не надо;
- ассортимент ограничен 15 наименованиями
Таким образом, модель упрощаем для нашего конкретного случая.
2. Учащиеся по карточкам (по жребию) определяются, какой тип магазина они будут открывать. На данный момент они все предприниматели.
3. В жюри учитель, один учащийся и посторонний учитель или учащийся.
4. Учащиеся дают название своему предприятию, определяют цели и задачи для открытия данного магазина.
5. Вместе с учителем ученики повторяют условие задачи, цель моделирования и готовят таблицу для информационной модели.
Информационная модель
Объект | Параметры | |
Название | Значение | |
Оборудование | Количество | Вводится |
Цена | Вводится | |
Затраты | Рассчитывается | |
Персонал | Количество | Вводится |
Зарплата | Вводится | |
Затраты | Рассчитывается | |
Ассортимент | Наименование | Вводится |
Количество | Вводится | |
Цена | Вводится | |
Затраты | рассчитывается | |
Система | Магазин | Общие расходы |
6. По информационной модели составляются формулы для расчета, то есть строится формализованная (или математическая) модель. Формулы ученики составляют самостоятельно или с помощью учителя. В этом случае учитель задает вопросы, которые помогут учащимся составить формулы. Как рассчитать затраты? Для данной задачи используются простейшие формулы:
Затраты = количество*цена
Общие расходы = ∑ всех затрат
7. Ученики создают компьютерную модель в среде табличного процессора EXCEL, то есть оформляют лист таблицы. Учитель обращает внимание учащихся на три вида значений параметров объектов моделирования: вводимые пользователем, вычисляемые по формулам и итоговые. Следовательно, в таблице будет три области: исходные данные, расчеты и результат.
8. Затем учащиеся рассаживаются за компьютеры и оформляют таблицы. Так основная задача учащихся – преобразовать математическую модель в компьютерную, то есть записать формулы, полученные ранее, по правилам, принятым в электронных таблицах (перед проведением эксперимента учащиеся вспоминают правила записи формул в электронных таблицах). Оценка ученика будет зависеть от степени его самостоятельности при выполнении работы. Желательно заранее установить на рабочие компьютеры шаблонные таблицы, чтобы учащиеся их оформили и заполнили. (Приложение 2)
9. Учащиеся заполняют таблицу необходимыми данными и проводят эксперимент.
10. Учащиеся меняются местами. Теперь они покупатели. Каждый покупатель имеет в наличии 2000 рублей, на всю сумму он совершает покупку. Благодаря введенным заранее формулам в данной таблице можно посчитать прибыль этого магазина от одного покупателя.
11. Анализируются результаты моделирования. Учащиеся получают план выступления, оценочный протокол и критерии оценивания. Учитель обращает внимание учеников на логику и форму выступления, а также критерии оценивания. Если у учащихся возникают трудности с формированием связного рассказа, то можно им предложить клише выступления. Во время представления результатов моделирования учитель ведет протокол (эту деятельность можно поручить кому-нибудь из учеников).
12. Учащиеся возвращаются на свои места. Поочередно защищают свои проекты. Жюри выставляет оценки и оглашает результаты. Награждение победителя.
Анализ результатов моделирования является репетицией зачетного урока, на котором учащиеся представят свои проекты, созданные при выполнении домашнего задания, дополняя полученную на уроке модель.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Малый бизнес – это не только магазины. Это парикмахерские и салоны красоты, обувные и часовые мастерские, ателье и автомойки. Определитесь, какое предприятие вы хотели бы организовать и составьте информационную модель, чтобы в дальнейшем защитить проект на данную тему.
В конце урока учитель:
- ориентирует учащихся на возможные пути дополнения созданных моделей;
- обращает внимание учащихся на оформление расчетных листов (наличие названия магазина, заливка ячеек, выделение границ таблицы, выбор шрифта для обозначения исходных данных и результатов, добавление рисунков, вставка дополнительных функций, например текущей даты и др.).
РЕФЛЕКСИЯ: Можете ли вы представить себя в роли предпринимателя? Какие моменты урока вам помогли в самоопределении?
Планы и клише – Приложение 3, Виды магазинов (карточки) – Приложение 4, Критерии оценивания – Приложение 5.